«Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются теми же самыми». Это не я сказал. Это Альфонс Карр сказал. Сказать так я бы не смог, а согласиться — могу.
Статика изменений
Kenwood KMM-257 | JVC KD-X250BT | Pioneer MVH-160UI | NakamichiNA85 | Alpine iDE-178BT
Вы могли заметить, что периодичность тестов бездисковых головных устройств у нас сократилась. Немудрено: ассортимент техники этого типа расширился (и продолжает расширяться), тогда как количество моделей CD-ресиверов столь же неуклонно сокращается. Впрочем, второй процесс не вполне компенсирует первый: гранды отрасли, действительно, заметно сократили поголовье дисковых аппаратов, но в освободившуюся нишу ринулись производители, не столь именитые и не отягощённые такой длинной родословной. Однако они же давно и, надо признать, небезуспешно осваивают сектор бездисковых аппаратов.
Тут-то и вспоминается высказывание французского журналиста и новеллиста XIX века, с которого я начал. Когда CD-ресиверы стали приходить на смену кассетным магнитолам, «молодые драконы» делали первые шаги, но именно тогда на наших прилавках появились диковинные «магнитолки» вроде First или Ferrari, которые продавались долларов по 20 на тогдашние деньги. Я, помнится, заглянул такому диву в потроха, испытав, как говорят, «культурный шок» — ничего лишнего, даже усилитель мощности один на два выхода и нет кое-чего из необходимого. В это же время ведущие представители отрасли даже в самых доступных моделях старались действовать в соответствии в нормами, принятыми в «большой» аудиоаппаратуре. С тех пор в технике и технологиях многое изменилось, но две стратегии производителей так и идут непересекающимися курсами.
«Молодые тигры» (или всё-таки драконы?) были представлены в предыдущем групповом тесте (см. №7 за прошлый год), нынче у нас всё больше аппараты фирм первого эшелона (за одним исключением). К ним традиционно вопросов по качеству почти не возникает. Но «почти» не значит «вовсе». Таково своеобразие текущего момента: аудиоаппаратура держится «под крылом» вычислительной техники. («Вычислительная» — слово из прошлых времён, сейчас говорят «цифровая», но суть та же.) Там, под крылом, тепло и сытно, «цифра» обеспечивает повышенную функциональность и постоянное обновление. Но вопросы о «музыкальности», «детальности» и прочей метафизике задавать не следует. Как же может не быть детальности, если она Цифра?!
Полгода назад у нас в группе был участник, продемонстрировавший высочайшие измеренные показатели, вот только его звуковой почерк на нас тогда особого впечатления не произвёл. В нынешнем тесте представлен его близкий родственник, ситуация не идентичная, но похожая. Начинаем думать: как может получиться уровень шумов -116 дБ, если в измерительном файле записан 1 кГц в виде половинки младшего разряда, то есть с уровнем -99,3 дБ? Это может получиться, только если младший разряд (а может, и не только он) ЦАПом безжалостно уничтожается. Это притом что разрядность ЦАПа, конечно, 24 бита. Так что совершенство цифровой техники ещё не означает торжества музыкальности.
Впрочем, утверждать, что прогресс «цифры» несовместим с высококачественным звучанием, было бы откровенным мракобесием. Не говоря уже о том, что возможности эквалайзеров и фильтров даже в недорогих нынешних «головах» могли бы служить предметом зависти топовых головных устройств 4 — 5-летней давности, надо признать, что не так уж редко в последнее время встречаются процессорные «головы» с вполне взрослым, почти аудиофильским звуковым почерком.
Есть тенденция, вызывающая некоторую тревогу, но, по счастью, пока не ставшая всеобщей. По мере того как из головного устройства исчезают оптико-механические узлы, упрощаются и органы управления. Тенденция, по всей видимости, заимствована у «гаджетов», где нет смысла делать капитальные и сверхнадёжные кнопки, раз расчётный срок службы устройства два года. «Головы» тоже редко покупают на всю жизнь, но человек за рулём заслуживает к себе более внимательного отношения, он ведь один на один с дураками и дорогами.
По методикам прослушивания и тестирования напомню, что для аппаратов, поддерживающих «близкие отношения» с айподом, мы измеряем характеристики при воспроизведении специально подготовленных файлов в формате WAV. Можно было бы воспроизводить те же файлы с USB, мы не раз имели шанс убедиться, что результаты практически совпадают. Да и отчего им различаться, если работает один и тот же ЦАП и задействована одна и та же аналоговая схема?
Чуть сложнее с теми аппаратами, которые не воспроизводят WAV и не хотят знаться с «плеерами века». Им мы предоставляем измерительные файлы mp3 с максимальным битрейтом 320 Кбит/с. Хотя, конечно, столь замкнутое отношение к продуктам всемирно признанной фруктовой компании не могло не сказаться на оценке в категории «Оснащённость».
На графике, иллюстрирующем возможности звуковых настроек, мы теперь показываем не только крайние характеристики эквалайзера, но и характеристику басового буста в положении на максимум. Если характеристика буста зависит от громкости, то регулятор её устанавливается на -20 дБ. Кроме того, мы решили обходиться без дежурной фразы об уровне шумов ЧМ-тюнера, чем глубже заходим в новый век, тем менее интересными становятся подробности технологий века минувшего.
МЁД & ДЁГОТЬ
Не очень удивительно, что пафосный медиаресивер Alpine никого чересчур близко к себе не подпустил. Аппарат, который не только многое умеет, но и выполнен честно с технической точки зрения, и звучание имеет привлекательное. «Лидер», и точка. Пусть и не вплотную, но всё же ближе других к победителю подошёл Pioneer. Он не достигает такого единения со смартфонами, и возможности звуковых регулировок у него не столь обширны. Но, если разобраться, отставание в функционале не так существенно, как разница в цене. И выполнен он столь же тщательно, и по музыкальности его отставание от победителя не очевидно. «Фаворит», несомненный и бесспорный.