ТЁПЛЫЙ ДОМАШНИЙ
Студия: «Акустические системы живого звука»
Руководитель проекта: Сергей Фомин
В этом маленьком домике,… с радио-аппаратом в кабинете, с граммофоном в гостиной, — похожем на русский салон-вагон…
Борис Пильняк, «Заволочье»
Сравнение автомобильного звука с домашним продолжается столько же времени, сколько существует автомобильный (домашний старше).
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine DVA-9861Ri
- Процессор: Helix C-DSP
- Усилители: Rainbow iPaul 4.300, iPaul 2.400
- Акустика: Rainbow W 165 Vanadium Phase Plug, MR 100 Vanadium, CAL 26 Silk VOF
- Сабвуфер: Rainbow Vanadium 10
Сравнение это, стремление или противопоставление, зависит от партийной принадлежности. Стремясь сблизить одно с другим, идут разными путями. У нас (партийность, надеюсь, сомнений не вызывает?) не утихают попытки пристроить в машину компоненты, ей не свойственные: пищалки со 100-миллиметровыми фланцами, ящичные (а то и «инверторные») мидбасы с непропитанными бумажными диффузорами и прочее подобное. Есть ли движение в противоположном направлении? Немного. Про многое можно спорить, но есть (как минимум) один аспект, в котором салон автомобиля как помещение для прослушивания музыки находится вне конкуренции — нижняя граница басового диапазона. Об этом позаботилась физика. А сегодня, что бы там ни говорили гордые и неприступные «домоседы», у них всё чаще встречаются акустические системы 2.1., классическое стерео плюс сабвуфер. Сейчас они все разом скажут, что они это первые придумали, ария Бозе из оперы Бизе… Хорошо, хорошо, первые, мы же вам не враги, дослушайте до конца…
Дело ведь не в компонентах, вернее — не в них одних. Дело в способности создателя аудиосистемы воспринимать и понимать звук и умении им управлять. А нужные компоненты такой сумеет найти.
Студия, о произведении которой у нас сегодня речь, ведёт не только автомобильные, но и домашние проекты — отсюда и название. Для домашней акустики изготавливаются не только корпуса непростой конструкции, но иной раз (и для совсем специальных проектов) и сами динамики, а это уже совершенно иной уровень работы. Пока шла фотосессия, я времени даром не терял и послушал кое-что из «домашнего». Могу заверить: название студии — не для красного словца, звучание действительно живое. Жаль, что такие акустические решения применить в автомобиле вряд ли возможно. Хотя… что значит «решения»? Нужен результат.
Предложение сделать систему на компонентах Rainbow специалистам студии показалось интересным: компания известна придирчивым подходом к разработке акустики. Но кое-что из домашних приёмов в систему внесли. В частности, не согласились ни на какие готовые акустические и межблочные кабели. К этому здесь свои подходы и решения (вот, опять). Все кабели — «тёплого домашнего» происхождения, то есть изготовлены в студии по своим проектам: витые пары особого плетения, экраны, подбор проводников — весь набор спецприёмов. Сформировавшийся в ходе работы над проектом комплект компонентов даже удостоился собственного имени — LSA-systems VW Polo Sedan Kit. Для справки: LSA-systems — то же самое, что и «Акустические системы живого звука», только на иностранном языке и в сокращении. На экспорт, наверное, продукцию готовят…
Штатную аудиосистему снесли «до основанья, а затем…» начали строить новую. Структура очевидная: трёхполосный фронт с раздельным усилением и сабвуфер. Но с особенностями в исполнении, из них складывается индивидуальность любой системы, а уж этой, создаваемой с оглядкой на стены родного дома — тем более.
Новым источником стал DVD-ресивер Alpine DVA-9861Ri. Выбрали DVD-ресивер не для кино, так задача не стояла и, в этой машине, не будет. Существует множество прецедентов, созданных притом самыми именитыми мастерами, использования этого источника именно как звукового. Как минимум по двум причинам: качественный транспорт и оптический выход. Качественный транспорт — чтобы воспроизводить диски всех форматов, включая DVD-аудио, а оптический выход — сами знаете для чего. Для подключения процессора. Излишне упоминать, что DVA-9861Ri оснащён встроенным высокоскоростным интерфейсом для подключения плеера iPod, причём управление плеером производится с DVD-ресивера. И наконец, совместимость со штатными кнопками на руле — тоже полезная функция. Это — причины естественно-научного характера. Есть и ещё одна, менее научная, но решающая: играет…
Цифровой сигнал от источника по волоконно-оптическому кабелю DAXX R07-50 поступает в процессор. Но не Alpine — это было бы банально и как-то не авторски. Процессор — Helix C-DSP. Сей восьмиканальный аппарат мы тестировали в мартовском номере за этот год и были впечатлены основательностью подхода к проектированию и изготовлению. Функции тоже порадовали: фильтрация с крутизной до 42 дБ/окт. (это уже 7-й порядок), эквалайзер с богатейшими возможностями, временные задержки, — и всё это с удобным и логичным программным интерфейсом. Мы тогда ещё посетовали, что разъём для дистанционного управления в устройстве предусмотрен, а сам пульт существует лишь в проекте. Но мастеров из LSA-systems (дальше буду называть их так для краткости и повышения экспортного потенциала) это не испугало. Что у немцев в голове, у русских — в руках. Пульт управления громкостью и уровнем сабвуфера в студии изготовили самостоятельно и установили в центральной консоли ниже головного устройства.
СЧ/ВЧ-узел сделан компактным, с мидрейнджем на «приставном месте»
Усилительный тракт после процессора построен по схеме с побортным усилением. Решение не самое распространённое, безусловно, эффективное и часто довольно затратное, поскольку требует отдельных усилителей — в данном случае четырёхканальных. Каждый борт обслуживает Rainbow iPaul 4.300, одна пара каналов которого работает с пищалкой и среднечастотником, а вторая в мостовом включении — с мидбасом. Для повышения качества звучания к каждому усилителю подключён дополнительный силовой модуль Rainbow iPaul BPM 245.000. Это блок конденсаторов суммарной ёмкостью 245000 мкФ, обеспечивающий дополнительную фильтрацию вторичного напряжения источника питания. Что важно: вторичного, которое — без пяти минут звук, и не одна большая ёмкость, а блок из многих небольших, быстродействие такой батареи намного выше. Следствие подключения этих устройств — очередной успешный и явно слышимый шаг в направлении домашнего звучания.
Третий усилитель системы — двухканальный Rainbow iPaul 2.400, работающий на сабвуферную головку Rainbow Vanadium 10. В цепях первичного питания всех трёх усилителей установлены конденсаторы Challenger PC-0.5D ёмкостью 0,5 Ф каждый, силовая проводка — DAXX и Belsis.
Процессор Helix C-DSP ещё не готов к дистанционному управлению. А студия уже готова…
Сабвуферная головка Rainbow Vanadium 10 без лишних хитростей установлена в задней полке free air. Фронтальная акустика расположена вполне традиционно: мидбасовые головки Rainbow W 165 Vanadium Phase Plug с фазовыравнивающими «пулями» в штатных местах в передних дверях, а среднечастотные излучатели Rainbow MR 100 Vanadium и пищалки Rainbow CAL 26 Silk VOF — на стойках лобового стекла.
Усилители размещены со вкусом на специально изготовленной перегородке, отделяющей багажный отсек от салона, и подсвечены. С обратной стороны перегородки разведено питание и установлены все конденсаторы — модули Rainbow iPaul BPM 245.000 ближе к бортам, в нижней части — три Challenger PC-0.5D. Кузовной проём из салона в багажник усилен дюралевыми профилями.
Вновь глядя на схему системы, я подумал: она имеет немало общего с домашней, вернее супердомашней, то есть профессиональной, с активными, независимыми трёхполосными мониторами в стереоканалах. Конечно, «домоседы» скажут, что они это первые придумали…
Козырёк, образованный штатной обивкой двери, мидбасу не мешает: в трёхполосной системе он работает в относительно узкой полосе
Со стороны сиденья смонтирована энергетика: традиционные буферные «фарадники» и менее традиционные расширители емкостей вторичного питания
Усилители в багажнике решили поставить карточным веером
Режим free air для головки Vanadium — нерасчётный. Но ведь важны не правила, а результат…
RTA
Нижний бас, и верно, поднят, причём не за счёт форсирования одного лишь сабвуфера, нетрудно заметить: подъём начинается уже на 120 — 160 Гц, то есть в зоне ответственности фронта. Что касается нижней границы басового диапазона, то тут — да, из дома с таким не поспоришь. По окончании басового фундамента АЧХ приобретает характер медленного и плавного восхождения к верхним частотам, отсюда (в том числе) и воспринимаемая на слух детальность звучания. Мелких локальных огрехов на АЧХ — минимум.
SQ
Звучание системы своеобразное и увлекающее: очень чёткое, прозрачное и детальное, с отличной, как в студии, артикуляцией. То, что это всё-таки не студия, а автомобиль, выражается в выделенном нижнем басе и суббасе (в студии такой и не получить ни за какие деньги. Физика…). Здесь это нужно, потому что это я слушаю систему на месте, водитель будет это делать на ходу. Звуковая сцена прорисована и сфокусирована превосходно и вновь — очень точно в смысле размеров изображаемых на ней источников.