Семь рублей одной бумажкой
Бывало ли, чтобы вам в детстве дарили коробку с цветными карандашами? Не такую, с какой ходили в школу, а настоящую. Импортную.
Boss Audio IMPACT 2000.2 | Kicker EX450.2 | Precision Power PC650.2 |Cadence D250.2 | Ground Zero GZHA 2350XII | Mohawk MS 400.2 | FocalFPS 2160 | Soundstream REF2.640 | Md.Lab AM-AC-180.2
Отличие импортной от школьной заключалось (помимо качества, которое тогда напрямую вытекало из импортной природы) в размере коробки (с лист бумаги А4) и количестве цветов. Одних синих разной интенсивности было штук пять, с их помощью при наличии терпения, аккуратности и незатёртой 5-рублёвой купюры можно было очень правдоподобно нарисовать купюру достоинством семь рублей. О тех славных временах застоя и стабильности вспомнилось, когда пришла пора оформлять графики к этому тесту.
Что стало некоторой неожиданностью. Заказывали двухканальные усилители повышенной мощности, формальная граница повышенности — 100 Вт на канал на 4 Ом. Очень похоже на то, как собирали 4-канальники в №11/2013, результат сборов — совсем другой. Тогда, в ноябре, мы сетовали на качество фильтров, что для 4-канальных аппаратов, вообще-то, важно. Сегодняшних участников как подменили, у 2-канальников (куда уж проще, казалось бы) фильтры оказались очень непростыми. Не у всех, но у кого оказались, для тех пришлось расширять цветовую гамму графиков, «школьного» набора цветов катастрофически не хватало.
Это довольно удивительно (с одной стороны), но и отрадно (с другой). Никаких сверхчеловеческих требований к участникам мы не предъявляли, сотка на канал — и всё. Эксцентричных ценников тоже ни на ком не обнаружили. В то же время кроссоверная часть многих участников теста дала бы очков вперёд накрученным многоканальникам: здесь и фильтры с перестройкой на все случаи, хоть на пищалку, хоть полосовым образом на любые частоты; не раз вместо обычного бас-буста оказывался басовый эквалайзер с перестраиваемой центральной частотой, у двух (а не у одного, как мы вправе были ожидать) обнаружились фильтры ВЧ с регулируемой добротностью — высшее достижение традиционного, не цифрового, частотного фильтрования.
Пока мы говорили о том, почему это отрадно. Теперь поудивляемся. Усилители 2-канальные, поэтому развитые фильтры в них приобретают смысл прежде всего в контексте систем с поканальным усилением, то есть таких усилителей в системе должно быть несколько. Минимально — три. Один будет, вовсю пользуясь повышенной мощностью, трудиться с сабвуфером, и тут басовые эквалайзеры или регулятор фазы (был и такой) более чем уместны. Второй, с фильтрами в полосовом режиме, с регулятором Хоукинса (или Bass focus, как он назван у другого обладателя) — ровно на своём месте, повышенная мощность теперь уже не прямая необходимость, а бонус. Третий… По характеристикам фильтров несколько участников запросто могут работать с твитерами, но нужно ли твитеру полтораста ватт мощности?
Но это мы придираемся. Большинство участников оптимально оснащены если не для всех, то для многих возможных применений. А как насчёт титульной функции, то есть усиления? Отменно, как выяснилось. Вступительные экзамены по мощности сдали все прибывшие в тест, большинство — с немалым запасом, чаще всего — примерно полуторакратным. Нелинейные искажения, опять — у большинства, низкие, в худшем замеченном случае — около 0,1%, показатели же остальных пестрели нулями, как финансовые отчёты, только нули с другой стороны.
Заметим (и опять не без доли удивления), что большинство (кажется, вообще кроме одного) усилителей оказались класса АВ (в одном случае — класса G, но это тоже разновидность аналогового усиления). Поэтому те, кто находится в поиске высококачественного басового усилителя и не жалует класс D (в котором теперь действует большинство специализированных моноблоков), найдут для себя в этом тесте не одно решение, а сразу несколько.
Кстати, первый вариант заголовка (до того, как оформитель графиков пожаловался на свои беды) был «Эпоха Возрождения». Действительно, не только схемотехника многих участников выбрана в лучших традициях эпохи стабильности, некоторые (как минимум два) могут доказать своё прямое происхождение от классических, легендарных образцов прежней эпохи. Даже на глаз фамильные черты заметны сразу…
МЁД & ДЁГОТЬ
На первое место по сумме баллов вышли соотечественники: Precision Power и Soundstream. Объединяет их, однако, не это, а, во-первых, действительно высокие показатели и великолепное оснащение, а кроме того (и это предсказать было совершенно невозможно), оба аппарата — прямые потомки моделей, снискавших себе славу годы, даже почти десятилетия назад. Звание «Фаворита» взяли два усилителя, разнящиеся, казалось бы, во всём. Focal (в представлениях не нуждается) и MD.Lab (пока ещё нуждается, но мы уже представляли). Разными нам видятся и их роли в той системе, в которой им суждено получить постоянную регистрацию. Французский аппарат не потрясает мощностью, но полная симметрия и тотальная развязка каналов, исключительная линейность и универсальные фильтры прокладывают ему прямую дорогу во фронтальное звено, или в сольном выступлении, или в паре с таким же — в поканалке, FPS способен без посторонней помощи разрулить любую систему. MD.Lab на недостаток мощности пожаловаться никак не может, однако его фильтры, очень неплохо приспособленные для работы с сабвуфером, с фронтом будут работать не очень. Если планируется внешний процессор (отдельный или встроенный в «голову»), это не проблема, но не дать своей оценки мы не вправе. «Рекомендацию» получает Cadence, представитель импульсного меньшинства в этом тесте. Собственно, за это, вернее за повышенные на общем фоне нелинейные искажения, мы ему и снизили оценку. Одновременно отмечая наивысшую среди участников выходную мощность на любой нагрузке и очень развитые фильтры, по возможностям не отстающие от «чемпионских».