СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ
Студия: Eclectic Audio
Руководитель проекта: Виталий Карев
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку…Игорь Северянин, «Июльский полдень»
И кто теперь помнит, чьи это слова о скромном обаянии? Зато все помнят, кому это обаяние принадлежало.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine INA-W910R
- Процессор: Alpine PXA-H800
- Усилители: Brax Matrix X4
- Акустика: Brax Matrix 1.1, 3.1, 6.1pp
- Сабвуфер: Morel Ultimo SW10
Принадлежало буржуазии (это помним), сказал либо Луис Буньюэль, либо Жан-Клод Каррьер. Это — не помним, а кто из двоих сказал — вообще неизвестно, сценарий оскароносного фильма они писали артелью. Героями сценария артельной работы были, по официальной киноведческой версии, люди из верхних слоёв среднего класса. Впрочем, тогда, 40 лет назад, выражение «средний класс» большого хождения и не имело, а для нашего зрителя все, у кого был автомобиль, автоматически квалифицировались в буржуев. Это теперь у нас есть в меру слоистый средний класс со своими предпочтениями, стилем и обаянием.
Honda Accord — признак достатка и разумности: машина не вызывающе большая и несомненно качественная. Исполнение Type S выводит владельца, уже освоившегося в толще буржуазного (так при Буньюэле назывался бизнес) среднего класса в соседний, на несколько миллиметров выше, слой. Где девизом служит «отменное качество в неброском обличье».
Совершенно в этом же стиле выполнена и аудиосистема в Type S. При первом взгляде система не производит впечатления ни сложной, ни дорогой, а головное устройство вообще прикидывается штатным. А машина, скажите, как выглядит? Ну иномарка. Красивая иномарка. Первого взгляда никогда не бывает достаточно, было время убедиться. Наблюдатель «в теме» сразу оценит и способ установки динамиков, и качество отделки, и тип (в действительности, а не на первый взгляд) головного устройства. И не спеша сделает далеко идущие выводы.
Система изначально ориентировалась на аудиофильское звучание без эксцентричных решений и компонентов. Скромно, но предельно обаятельно. Отсюда: полная поканалка, индивидуальные задержки и коррекция, никаких пассивных кроссоверов — пусть рулит процессор. Источник сигнала — мультимедийная станция INA-W910R, модель не нового сезона, зато проверенная в деле, и не раз. Здесь уместно вспомнить главного консультанта российской буржуазии в вопросах моды и стиля Александра Васильева. Давая рецепт, «как выглядеть стильно», первым номером он призывает «не носить сезонных цветов». Дело говорит…
Дальше цифровой сигнал по оптическому кабелю поступает в процессор Alpine PXA-H800, установленный рядом с усилителями, а оттуда — на динамики, архитектура системы выдержана в лучших буржуазных традициях.
О динамиках — отдельно. Не нужно объяснять, что это самое критичное звено, способное свести к нулю все ухищрения электрических составляющих системы. В этой системе применена традиционная для Eclectic Audio трёхполоска Brax Matrix: пищалки 1.1, среднечастотники 3.1 и мидбас 6.1, причём с буквами PP. Последнее обстоятельство заслуживает комментария. Что бы там ни говорили (в том числе мы сами), буквы РР означают Phase Plug — фазовую вставку в центре диффузора, действие которой распространяется на средние частоты, попадающие на мидбас в двухполосной системе, для трёхполосок есть Matrix 6.1 без букв и без фазовыравнивающей вставки. Однако и в этой студии, и в других, «подсевших» на Matrix, предпочитают эту версию и при трёхполосном фронте. Я проверил из попавшего в разное время на наши страницы: несколько систем Eclectic, несколько SoundLab и даже неугомонный «разрушитель кирпичей» из Минска, — все как один предпочитали РР. Под давлением фактов и несомненного опыта пользователей остаётся признать: РР — лучше.
Установлены компоненты тоже традиционно для этой студии: мидбас в двери, среднечастотник и пищалка — «компактно-членораздельно». То есть среднечастотник — в треугольнике зеркала, пищалка — на стойке. При закрытой двери они оказываются рядом и почти на равных расстояниях от слушателя, что немаловажно даже при наличии индивидуальных задержек.
Акустика фронта — проверенное «трио» с неизменным предпочтением модели РР
Усилители подбирались по тому же принципу — никаких компромиссов и никаких фейерверков. Два усилителя идентичны: четырёхканальные Brax Matrix X4. Такой был у нас в тесте года уже три назад, тогда наши метрологи с некоторым торжеством опубликовали все АЧХ, на которые способен кроссовер этого усилителя. АЧХ была одна, и имела она вид горизонтальной прямой линии, неколебимой, как луч света в безвоздушном пространстве. Поскольку никакого кроссовера в X4 нет и не было, это — Усилитель, все силы которого посвящены одной задаче — Усиливать. Регистр здесь важен, мало у нас было устройств, которые так блистательно решали бы эту прямо поставленную задачу. В этой системе Matrix X4 — наиболее органичное решение: вся обработка сигнала сосредоточена в процессоре, в усилителях же нет ни одного лишнего контакта, переключателя или резистора. Даже конденсаторов в сигнальном тракте ровно столько, без скольких совсем уже нельзя обойтись. Возможно, один.
Усилители поделили между собой задачи и полосы частот чисто арифметически. Мощности любого канала хватит на работу с сабвуфером, а нелинейные искажения при любой мощности низки настолько, что от 200-ваттного канала может работать пищалка. В итоге арифметики один X4 действует со среднечастотниками и пищалками, второй взял на себя бас и сабвуфер в мостовом включении.
Со стороны салона открывается доступ к процессору и усилителям
Усилители, процессор и сабвуфер объёдинены в архитектурную композицию. Для доступа к усилителям и процессору нужно откинуть спинку заднего сиденья, вся коммутация и предохранители — как на ладони. При закрытой спинке можно подумать, что головка Morel Ultimo SW10 установлена free air, но это не так — для неё организован корпус объёмом 30 л в виде закрытого ящика почти кубической формы. Кстати, я уже даже не спрашиваю, понятно ли вам, почему Morel, почему Ultimo, почему 10 и почему ящик закрытый. Ответы очевидны. Скромное обаяние верхней линейки знаменитого производителя и общепризнанно лучшее с точки зрения качества звучания сочетание калибра и типа оформления.
Рассказ о компонентах и конструкции плавно перетёк к дизайнерским решениям и отделке. Салон и руль перешили цветной кожей, рукоятки замков и отдельные элементы торпедо и центральной консоли отделали плёнкой под карбон. Мультимедийная станция установлена в доработанном штатном месте, с ней без труда подружили заводские рулевые кнопки. Пульт управления процессором — в бардачке. Хотя система и выверена в студии, для разных жанров музыки и разного настроения не помешает иметь в запасе несколько настроек.
Во всю ширину багажника раскинулась декоративная панель-витрина, закрывающая сабвуфер, но позволяющая любоваться установленными под углом усилителями и тематической композицией из часов Patek Philippe и сигары Bossner. Видимо, в планах владельца переход на один-два слоя выше…
При открытой двери СЧ/ВЧ-узел из компактного становится «членораздельным». При открытом бардачке виден пульт настройки процессора
Сабвуфер производит впечатление установленного free air. Неверное впечатление…
Буржуазные атрибуты в витринах с подсветкой лишь усиливают обаяние системы
RTA
30 литров для «десятки» — это немало, но известно: «Морели» любят объём, а то, что выбранный объём не чрезмерен, а именно что оптимален, легко видеть по АЧХ на низкочастотном краю. Сабвуфер легко и без малейших частотных предпочтений доигрывает до границы звукового диапазона, не делая при этом попыток залезть в инфразвук, как могло бы случиться при неуместной щедрости при выборе объёма. На всём дальнейшем протяжении АЧХ ведёт себя совершенно по-чемпионски: нет привычного для «повседнева» перепада уровня между мощным басовым подпором и остальной частью спектра, а уровень звукового давления на 1 кГц и на 20 кГц различается на 1 дБ. Чуть выдвинута полоса 5 — 15 кГц, это уже — в процессе настройки на слух.
SQ
В этой машине я почувствовал себя немного лишним. Не из-за Patek Philippe и Bossner, они остались в багажнике. Просто здесь, на водительском месте, мне и придраться как следует оказалось не к чему. Поводов нет. Все инструменты расставлены, как им и полагается — и по высоте, и по ширине, и по глубине сцены. Ровный, стабильный центр, широкая стереопанорама без заметных геометрических искажений, реалистичные размеры инструментов, ничего не плавает. Консерватория, шестой ряд, середина. Ну, может, пятый…
Тональный баланс — соответствующий. Мощный и детальный бас, кристально чистая середина, воздушный верх. Даже капризная флейта у Вивальди, которая часто выпирает в общем балансе — и та на сей раз повела себя более чем скромно. Не в ущерб несомненному обаянию.
A PROPOS