Если я правильно понимаю ставший ходовым термин, они должны одновременно держать и объединять. Так?
Басовые скрепы
JVC KS-AX3101D | TEAC TE-A450 | MD.Lab AM-MB1 | Eton SR 500.1 | Alpine MRX-M55 | Massive Audio B2 | Phoenix Gold SD600.1 | Audison SR 1D | Ground Zero GZRA 1.1200D | JBL GTO-751EZ | Soundstream RUB1.700 | Rockford Fosgate P400X1
Тогда всё верно, и титул басовых скреп одноканальным, сугубо специализированным на басе усилителям принадлежит по праву. Разделим функции. «Держать» — это подавать на сабвуфер мощность, достаточную для того, чтобы он оправдывал своё имя, назначение и розничную цену. При тестировании этой разновидности усилительной техники мощности мы всегда придавали значение большее, чем когда имели дело с много- (начиная с двух-) канальных аппаратов. Усилитель в трёхполосном поканальном фронте с пищалками большую часть своего рабочего времени отдаёт на выходе доли ватта, реже — первые единицы. Случись у него на выходе сигнал мощностью 50 Вт (а это скромно для двухканальника) — начинайте искать ключи от машины, ехать за новым твитером. Среднечастотник в этой же системе будет поживучее, но раза в полтора-два, не больше.
Сабвуферный усилитель в реальной эксплуатации запросто может работать на мощностях, сопоставимых с максимальной не по порядку величины, а по величине. Современные сабвуферы прожорливы — так они взимают с вас плату за компактность акустического оформления и жизнелюбивы — десятком ватт из них дух не вышибешь.
Собравшиеся (это — от общего к частному) сегодня моноблоки по этому показателю проявили даже несколько неожиданное единодушие, какое мы раньше встречали лишь в многоканальных (2 — 4 — 5) аппаратах. Там, если вы помните, 50 считается «маловато будет», 70 — «мой размерчик», 90 — «ну зачем так много мне одной». В сегодняшнем смотре басовых одноканальников, несмотря на ценовой либерализм, значения максимальной мощности (и на 4-омной нагрузке, и на 2-омной) самого могучего и самого застенчивого участника различаются почти ровно вдвое, никакого экстрима. Сложился, делаем заключение, некий стандарт де-факто басового моноблока «общего назначения»: 200 — 300 Вт на 4 Ом, 300 — 400 на 2 Ом, на 1 Ом — как получится, в логической связи с предыдущим показателем.
Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы «держать» бас. А второе предназначение скреп? Объединять? Это уже функция не мощности, но фильтров, они определяют, насколько эффективно басовое звено системы будет взаимодействовать с фронтальным. Наши личные предпочтения здесь таковы, если интересно, конечно. ФНЧ, без которого сабвуферный моноблок лишён практического смысла, должен иметь частоту среза, плавно перестраиваемую в диапазоне не уже 50 — 100 Гц, но не шире 30 — 200, «хвосты» излишне широкого диапазона регулировки для дела не нужны, а точности регулировки препятствуют. Крутизна (мнение автора и примкнувших к нему сотрудников редакции) желательна повышенная, лучше всего 24 дБ/окт., это напрямую влияет на локализацию баса. Хорошо бы иметь фильтр-сабсоник, тоже покруче и тоже перестраиваемый. Если позволяет бюджет изготовителя, не повредил бы регулятор фазы. Бас-буст лучше иметь плавный, а если фиксированный — то не на 18 дБ, а поскромнее, ещё лучше — с регулируемой центральной частотой.
И ещё: реалии жизни таковы, что входы высокого уровня перестают быть забавой, они нужны всё большему числу пользователей, оказавшихся жертвой несменяемости головного устройства. А если так, то к «спикерным» входам желательно бы иметь включение по сигналу (или по постоянной составляющей, с точки зрения практики это почти одно и то же).
К частному: как в этом отношении сегодняшние участники? В целом — очень неплохо, но очень по-разному. От лаконичных, но безусловно оптимально спроектированных фильтров басового профиля до совершеннейшей эзотерики, принимавшей форму, например, ФВЧ с частотой среза до нескольких килогерц (это у моноблока с тремя сотнями ватт, пару таких на пищалки — и вперёд с песней, для пищалок — лебединой) или бас-буста, в связке с которым работает «требл-буст» на 12 кГц (это у моноблока с… ах да, уже говорил). Одним словом, скрепы у нас в этот раз собрались мощные, крепкие и очень нескучные…
КОМУ — ЧТО
Пройдёмся по списку. JVC подкупает доступностью, мощность не запредельная, фильтры простые, но толковые, а вот уровень искажений — великоват. TEAC набором фильтров и диапазоном перестройки их частоты среза несколько озадачил, такое ощущение, что модуль кроссовера взят целиком из четырёхканального усилителя варианта «фронт + саб». То, что группы регулировок «на входе» и «на выходе» отличаются только наличием бас-буста, наводит именно на такие мысли. Мощность при работе по прямому назначению у него при этом неплохая (даже очень), правда при не самых низких искажениях. MD.Lab при достойной (особенно на 2 Ом) мощности — усилитель с аудиофильскими характеристиками, по компактности он вице-чемпион, по оснащению — тоже мало кому уступает. И красив на редкость. Eton великолепно оснащён, с мощностью у него всё в порядке (при довольно скромных габаритах), отметим и возможность включения двух усилителей мостом — это уже киловатт на выходе. Искажения ещё не тревожные, но уже не чемпионские. Alpine — он и в Африке Alpine. Всё сбалансировано — и габариты, и возможности, и цена. Massive — Гран-при за компактность, да и прочие характеристики достойны похвалы. Мощность хоть и не самая выдающаяся, но если уж выбор пал на компактный усилитель, вряд ли ему дадут 18-дюймовый сабвуфер, совесть надо иметь. Phoenix Gold — ещё один пример аккуратно сбалансированных характеристик. Audison — безукоризненно сконструированный усилитель с великолепными возможностями, в том числе — включением по входному сигналу и выработкой сигнала Remote. Ground Zero — усилитель мощный, способный работать с низкоомной нагрузкой, искажения низкие. Отличный набор функций, но не все из них реализованы идеально. JBL по мощности впереди всех, всем хорош, единственное замечание — при установке «крутилки» нужно как-то обезопасить от случайных прикосновений. Soundstream — вещь большой красоты и изящества, а вот фильтры кроссовера могли бы быть и получше. Rockford Fosgate не помещается в узких рамках сабвуферного моноблока. Он может гораздо больше — в том числе побортное широкополосное усиление в громкой и при этом качественно звучащей системе, тем более что несколькими усилителями можно управлять с одного пульта ДУ.
После совещания решено было дать звание «Лидера» Ground Zero и JBL. «Фаворитами» становятся MD.Lab, Massive и Audison, искреннюю «Рекомендацию» получает красавец Eton.