СИСТЕМА МЕР
Студия: Eclectic Audio. Руководитель проекта: Виталий Карев
– Знаешь, почему так?
– Метрическая система?
– Гляди, как наш Бред мозговит!к/ф «Криминальное чтиво»
Я подумал, может, всё дело в ней? В системе мер? Фраза «Мера дзё может иметь различные значения в различных префектурах Японии» вдохновляла, но объясняла не всё.
- Тип системы: аудио/видео
- Состав: 2-полосный фронт + 2 сабвуфера
- Источник: Alpine DVI-9990R
- Монитор: Alpine TMI-M990
- Процессор: Alpine PXA-H900
- Усилители: Brax Matrix X4, X2000.2
- Акустика: Bewith R-130, R-50
- Сабвуферы: Bewith R-180
То, что акустика Bewith происходит из какого-то другого мира, у нас была возможность оценить и в ходе единственного пока теста (№03/2010), и более регулярно — в составе систем (впервые — в №05/2010). Гипотеза об инопланетном происхождении этой техники с тех пор научно-состоятельного подтверждения не получила, впрочем, и сколько-нибудь убедительно опровергнута тоже не была.
Согласились пока на паллиативе: акустика — японская. «Мало ли другой японской?» — подивитесь вы. Мало. Вернее, вовсе нет, вся остальная сделана по европейско-американским лекалам, одна эта не похожа ни на что. Даже размерами. Совсем недавно, в прошлом, кажется, номере, у нас была система с домашними 18-сантиметровыми мидбасами, и никакой сенсацией это не стало. У Bewith 18 см — это сабвуфер. Даже целое семейство сабвуферов: Reference, Accurate, Confidence, калибр будет один — 180 европейских миллиметров. Что тогда они называют мидбасом? Только 130 европейских. Какова тогда малорослая японская пищалка? 15 мм? С изъятую у нас из обращения копейку? А тут наоборот: в этой префектуре мера дзё оказалась совсем другой, Bewith — единственная компания на этой планете (как минимум на этой), которой удалось в полной и неоспоримо успешной мере реализовать давнюю мечту акустиков: создать единый СЧ/ВЧ-излучатель, покрывающий полосу от сотен герц до десятков (по некоторым признакам этих десятков больше двух) килогерц одним кусочком. И размер излучающей поверхности (причём не купола, а диффузора) у этой пищалки — 50 миллиметров.
Работая с этой техникой, приходится преодолевать давние стереотипы: сабвуфер начинается с 10 дюймов, мидбас — с 6,5, пищалка заканчивается на дюйме с совсем небольшим. Не всегда даже тем, кто научился общению с существами из другой реальности, удаётся справиться с собой с первой попытки. Отсюда некоторый драматизм в истории этой системы.
История началась в далёком уже 2010 году, когда Сергей Сафронов из подмосковной Рузы оказался в расположении студии Eclectic Audio и по предложению «главного по тарелочкам» Виталия Карева послушал построенную там систему на Bewith. Эффект, производимый таким экспериментом даже на подготовленного слушателя, нами изучен, видели. Дальше вопрос переходит в плоскость кармана: осилит он даже стартовую в модельном ряду серию Reference или нет. Осилил. Но тут произошло столкновение культур. Зачарованный уникальными пропорциями компонентов, Сергей предложил построить у себя в Audi A8 систему в двухполосном варианте с фронтальным басом, где в роли мидбасов (и одновременно — совсем басов) выступили бы 18-сантиметровые сабвуферы Bewith R-180 в передних дверях, а в паре с ними работали бы широкополосные СЧ/ВЧ-динамики Bewith R-50. Согласитесь, перспектива выглядит исключительно радужно, и под её влияние попал и тёртый калач Карев. Реальность часто корректирует цветовую гамму…
Звучание оказалось хорошим, но далёким от идеала, на который были все основания рассчитывать. Это подтвердило участие в соревнованиях FSQ-2010, ставших, кто ещё помнит, последними. Акустика Bewith в основном оправдала возлагавшиеся на неё надежды, но оказалось, что 18 см в системе мер этой префектуры — действительно сабвуфер. Концепцию пришлось пересмотреть в более традиционную (в пределах, допускаемых экзотическими компонентами) сторону. Сабвуферы стали сабвуферами, как им и было на роду написано. А на место мидбасов поставили R-130, ровно для этого места и предназначенные.
Компоновка системы стала классической, и, как с некоторым опозданием поняли участники процесса, — единственно возможной для акустики Bewith. Две полосы с традиционным размещением компонентов и нетрадиционно низкой частотой разделения полос. Здесь, впрочем, не помешает небольшой комментарий. Частота собственного резонанса у R-50 составляет (сверяемся с собственным тестом) около 210 Гц, если её поместить в прилагаемый пластиковый бокс — 350 Гц. Однако фирменные пассивные фильтры настроены на частоту раздела 800 Гц, и это оказалось правильным, как Карев установил ещё на более ранних этапах работы с этой акустикой. 800 Гц, впрочем, тоже невысоко, особенно если учесть, что «косоконусная» (по-инопланетному — Polar Pattern Control) геометрия диффузоров создаёт не имеющие аналогов характеристики направленности, в том числе — и у мидбаса, а его резонансная частота, 55 Гц, сделала бы честь и басовитой «шестёрке», так что всё сложилось удачно.
Крупная, на два «дзё» больше необходимого, решётка и заглушенный тоннель ФИ остались в память о прошлом системы
Мидбасы Bewith R-130В встали в нижней части передней двери, выглядит это место инсталляции довольно неожиданно. Там раньше жили R-180, да ещё в корпусах с ФИ, посадочные места адаптировали по меркам «мидбасовой префектуры», защитные сетки внушительного размера остались прежними, в память о первой фазе развития системы остались и заглушённые ныне отверстия тоннелей ФИ. В треугольниках зеркал, возможно дальше от слушателя, но не слишком близко к лобовому стеклу — широкополосники Bewith R-50, объёма внутри подиумов и в сообщающемся с ними «подоблицовочном» пространстве им — за глаза, объём упоминавшегося уже штатного бокса — 75 мл.
Пара (раз уж так получилось) сабвуферов Bewith R-180 отправилась в заднюю полку седана. Режим free air им совершенно не показан, поэтому для каждого сабвуфера выстроили корпус невиданной (на нашей планете, как делают местные установщики — узнаем, когда начнутся коммерческие полёты к их галактике) полусферической формы, нижняя часть которого подпёрта аккуратной «ножкой». Её задача — создавать не бодрящие накануне выходных ассоциации, а вполне практические: придать всей конструкции большую жёсткость, чтобы сабвуферы не только висели на потолке багажника, но и стояли на его полу. Объём каждой «рюмки» составил около 35 л (или как лучше сказать: «35000 грамм?»), что, вообще-то, непривычно при таком калибре головок. Позже оценим, насколько такой объём оказался адекватным.
Естественно, с акустикой такого уровня и усилители требовались соответствующие. С фронтальной акустикой работает столь любимый «эклектиками» четырёхканальный Brax Matrix X4, сабвуферы обслуживает двухканальный Brax X2000.2. Это — Усилители с большой буквы, выполненной самым строгим шрифтом: в них не предусмотрена какая-либо обработка сигнала, поскольку в системе высокого уровня эти должны заниматься устройства «специально обученные». В данном случае — процессор Alpine PXA-H900. Оба усилителя и процессор установлены в багажнике на подъёмной раме и закрыты фальшполом.
Акустика смонтирована единственным возможным для Bewith образом
Достоинства процессоров Alpine в полной мере раскрываются лишь при работе с источниками этой же марки. И, хотя все «головы» Alpine из верхних линеек к этому готовы, использовать в таком тракте что-либо ниже, чем F#1 Status, было бы непоследовательно. Источник сигнала Alpine DVI-9990R — DVD-транспорт и тюнер без встроенных усилителей и даже без собственного ЦАПа. Вся дальнейшая судьба сигнала определяется либо внешним ЦАПом DAI-C990, либо внешним процессором (как в данном случае). Вынесенный за пределы корпуса источник питания, дополнительное экранирование и оптический цифровой выход полностью исключают возможность помех.
Поскольку транспорт воспроизводит не только аудио CD, но и DVD, причём с высоким качеством (выход S-video), видеоконтентом пренебрегать не стали. Моторизованный монитор Alpine TMI-M990 с разрешением 1,15 млн. точек оснащён тем же S-Video, что обеспечивает высокое качество изображения. Быстрое переключение настроек картинки обеспечивает функция VisualEQ, с головным устройством монитор общается по новейшей высокоскоростной шине Alpine IONBUS.
«Голова» и монитор установлены друг над другом в центральной консоли, для их интеграции изготовили новую переходную рамку. Стойки обтянуты алькантарой, двери перешиты, багажник — произведение искусства, причём современного и концептуального… Выглядит всё великолепно, звучит — бесподобно. На этапах EMMA Сергей занимал призовые места, правда на финале в Воронеже соперники оказались сильнее — но это уже капризы спортивного счастья. На будущий год повезёт, теперь всё на своих местах и всё — по мерке…
Рабочий момент: изготовление переходных колец под «неметрические» динамики
Компоненты Alpine: транспорт, в котором нет почти ничего, кроме транспорта, и монитор, в котором тоже ничего лишнего
Решётки сабвуферов в задней полке тоже заметно крупнее самих головок
СЧ/ВЧ-уникум в треугольнике зеркала
Объём подиума сообщается с объёмом под штатной облицовкой, туда для сохранения жёсткости вклеена алюминиевая распорка
Вид багажника изнутри вдохновил меня на заголовок, забракованный редакционной комиссией по этике
Анатомия источника вдохновения: жёсткая трёхмерная полка и полусферы, дающие в сумме действительно сферу. Или не сферу?
RTA
Начнём с того, на чём закончили в части прослушивания: бас пара 18-сантиметровых сабвуферов даёт фантастический, даже, как показалось, чересчур, АЧХ сохраняет восходящий характер до самой границы слышимого диапазона, значит — и в инфразвук уходит немало. Невеликие с виду мидбасы не отстают, 80 — 160 Гц — это зона их ответственности. На средних частотах (200 — 2000 Гц) некоторая неравномерность АЧХ видна, но она присуща этой акустике, которая проектировалась по каким-то иным, нежели формальные, критериям. А вот на ВЧ ход характеристики оказался предсказуем: именно такую, не знающую преград в виде границы звукового диапазона АЧХ мы видим на графиках из теста трёхлетней давности.
SQ
Не знаю уж, в чём именно звучание системы уступает чемпионским (а я слушал эту машину не только при подготовке материала, но и на этапах — и в Воронеже, и в Серпухове, и в Лужниках). Честно скажу — выходить не хотелось, а если кому-то из судей хотелось, то либо они чересчур спешили, либо у них ксенофобия к инопланетной технике.
Сцена высокая, и не только потому, что посадка низкая — редкостная возможность управлять при настройке диаграммой направленности путём поворота головок вокруг собственной оси при наличии терпения и опыта даёт удивительные результаты. Сцена получилась широкая, равномерная и сфокусированная, потому что главные спектральные составляющие, влияющие на пространственность звучания, воспроизводятся одной парой излучателей. В тональном балансе мне послышались небольшие шероховатости, но это формальность, главное достоинство акустики — исключительно естественная и сочная передача любых инструментов и голосов.
И ещё одно: потрясающее звучание системы на басах, они настолько глубокие и могучие, что салон кажется увеличенным раз в пять против фактических размеров.
A PROPOS
Головное устройство Alpine DVI-9990R
Процессор PXA-H900
Усилитель Brax Matrix X4
Компонентная акустика Bewith Reference