Новости дня
Редакционное задание было несложным: взять верхние модели из нынешней линейки грандов отрасли и посмотреть, каковы они.
Из «нынешней» значит — из новейшей. А что может быть нового у CD-ресиверов? Тюнер с декодером RDS — привет из третьей четверти прошлого века. CD-проигрыватель — сенсация 80-х годов века того же. Компрессированные форматы появились позже, но и они вошли в ротацию не вчера. Однако же при знакомстве с героями этого теста не возникает сомнений, что перед нами — аппараты дня сегодняшнего. Слишком много у них функций, которых прежде либо не было, либо реализованы они теперь на уровне, в прежние годы недоступном.
JVC KD-R951BT || Sony MEX-GS610BE || Pioneer DEH-X9650SD || Kenwood KDC-BT92SD || Alpine CDA-137BTi
Звуковые процессоры (DSP) относятся ко второй категории. В нашей группе из пяти участников процессорами оснащены трое, как ни считай, получается большинство. По своим возможностям сегодняшние встроенные процессоры превосходят вчерашние внешние, при этом это уже никакой не эксклюзив. Ещё не норма, но уже почти обыденная реальность. Косвенный признак обыденности: теперь изготовитель не стремится крупными буквами сообщить о наличии DSP в описании аппарата, его присутствие не сразу становится очевидным даже при выходе в режим настроек звука.
«Настоящий» DSP начинается, как известно, с возможности ввода временных задержек по каждому из выходов. Для профессионала на этом этапе естественно измерить расстояния до акустики и соответственно полученным данным ввести задержки, а потом долгими зимними ночами (у нас это не дефицит) корректировать исходные значения, добиваясь требуемой степени вовлечённости. Рядовому пользователю (не нравится мне это словосочетание, но другого не нахожу) надо бы попроще, и не я один так думаю. У некоторых изготовителей (Sony) ввод задержек происходит путём указания местоположения относительно акустики фронта и тыла, а также левой и правой сторон. Позиция сабвуфера определяется как Near/Far/Normal (Близко/Далеко/Нормально). У других (Kenwood) можно вводить задержки «по старинке», непосредственно, а можно косвенно — указав тип салона автомобиля, места расположения акустики (двери, приборная панель, задняя полка) и позицию слушателя (спереди слева, спереди справа и т. д.). Логика в этом есть: размеры салона — вещь очень предсказуемая, но не то чтобы заранее известная (плюс-минус). По моему же мнению (которое может не совпадать с мнением редакции, но мне наплевать), правильнее было бы оставить «старый» способ, слегка сократив диапазон расстояний (с нереальных 3,5 до реальных 2 м), одновременно увеличив шаг (до 5, а то и 7 миллисекунд против нынешних 3,4).
Канал BT давно не относится к числу «горячих» новинок, присутствие встроенного BT-трансивера в продвинутых, тем более в топовых, головных устройствах является, наверное, обязательным. Хотя бы потому, что эта штука всё чаще входит в состав штатного головного устройства, с которым нештатное должно успешно конкурировать.
Другая функция, которая вряд могла быть востребована ещё пару лет назад — конструктивный диалог со смартфоном, ставшим для многих «их всем». Продвинутые «головы» умеют управлять наиболее ходовыми программами для смартфонов, при этом сложилась забавная ситуация: трудно объяснимую аллергию Стива Джобса (мир ему) на Bluetooth унаследовали и теперешние разработчики, и если управление софтом для Android осуществляется по каналу BT (ещё один аргумент в пользу того, что без BT теперь никак), то iOS-приложениями (как и плеером iPod) аппараты управляют по медным проволокам, сведённым в разъём USB.
Звуковые головные устройства становятся всё более открытыми для «внешнего мира», хотя с «мультимедией» им в этом плане, конечно, не тягаться. Тем не менее в CD-ресиверах уже не редкость присутствие двух гнёзд USB (что закономерно, одно из них будет занято неистребимым айподом). Второй порт — для божественных звуков, записанных на флэшку. Для этого же — всё более часто встречающийся слот карты SD. Перед флэшкой у SD-карты есть то преимущество, что она прячется внутрь, за переднюю панель, таким образом, вы получаете как бы невидимый, но вполне слышимый чейнджер. То, что на современную карту можно поместить очень неплохую фонотеку даже в формате WAV, напоминать не надо, а стратегический запас контента удобно носить в отделении бумажника, предназначенном для водительских прав, наши туда теперь не помещаются. Другой вопрос, удобно ли будет этой фонотекой пользоваться.
Тут многое зависит от браузера. Одной из причин «победного шествия» айпода была его система управления с разбивкой файлов по группам, которых со временем становилось всё больше. В этом плане браузеры, которые имплантируются в плееры головных устройств, заметно (хотя и не все) отстают. Неспроста мы в каждом тесте уделяем хотя бы несколько слов такой, казалось бы, частности, как браузер. Если он не умеет выводить список папок по уровням и/или не позволяет перемещаться по файловой структуре в обоих направлениях, пользоваться виртуальным «мегаченджером» будет откровенно неудобно.
Отмечена любопытная тенденция. Распространённость формата AAC, который так и не стал обязательным (в отличие от mp3/WMA), идёт на убыль. Что объяснимо и правильно, стандарт Advanced Audio Coding был изначально жмотским, ориентированным на бедные битрейты. Нынче времена другие, гигабайтные, экономия неуместна. Но как на этом фоне объяснить, почему чтение файлов WAV не стало обязательной функцией для столь продвинутых аппаратов, я не знаю. Казалось бы, если (да не «если», а «поскольку», если смотреть фактам в лицо) пользователи желают отказаться от дисков, надо бы дать им эквивалентную замену, ещё лучше — с апгрейдом до разрешения 24/96, скажем. Пусть новый день и в этом станет лучше дня минувшего…
КОМУ — ЧТО
JVC подкупает (почти в буквальном смысле) ценой, для аппарата такого уровня — совсем скромной, это, впрочем, традиция фирмы. Диски играет красиво, воспроизводит WAV (а значит — и недиски играет красиво), недочёты в основном касаются программной реализации некоторых функций: меню неоправданно усложнены, встроенные фильтры в значительной части декоративны.
От Sony никогда не знаешь, чего ждать, в отношении автомобильной техники у них концепция всё время меняется. В данном случае ожидание того стоило: действительно современный аппарат со всеми новомодными причудами (работа со смартфонами, в частности), мощным, но удобным в настройке процессором, а главное — с отменным (не новомодным, а как раз наоборот) звучанием.
Pioneer тоже идёт во главе сторонников прогресса, даже где-то оторвавшись от колонны, работает с разнообразными периферийными устройствами и приложениями, в том числе и беспроводным образом, звучит очень достойно, к сожалению, не позволяет читать записи высокого качества (то есть WAV) с USB-носителей.
Kenwood — аппарат с фантастическими возможностями регулировок процессора, которыми сможет воспользоваться и крутой профи, и торопливый аматёр, по разным схемам. Звучание очень достойное для процессорного аппарата, да и не только для процессорного.
Alpine — аппарат с очень высоким качеством исполнения, продуманной эргономикой, великолепным звучанием, он, в принципе, принадлежит к несколько иному классу техники, что, к сожалению, будет очень заметно у окошка кассы. Но за что берут — не загадка, здесь и мощный процессор, и работа с периферией, и уникальная фирменная особенность — способность качественно воспроизводить компрессированные записи.