В угол!
Как вы могли заметить, акустикой калибра 4 дюйма, во всяком случае компонентной, мы теперь интересуемся крайне мало. И не мы одни, в этом-то и дело.
Revolt S 525 || ESX XE5.2C || Polk Audio DB5251 || Focal ISN 130 || MorelVirtus 502 || DLS UP5i || Memphis Car Audio 15MCC5 || CDT Audio ES-52i
Не очень-то, надо сказать, жалко. Было время, действительно, когда такая акустика требовалась, поскольку на неё рассчитывались посадочные места в некоторых автомобилях, не слишком иногда маленьких и не совсем дешёвых. Времена как-то прошли, «четвёрки» находятся в ротации как индивидуальные динамики, которым уготована роль среднечастотников в трёхполосных системах. Но это — дело творческое, индивидуальное, в жизни автозвукового обывателя (в совершенно хорошем смысле, призванном отделить основную массу от оголтелых чемпионов) компонентная акустика бывает двух калибров. Нормального (6,5 дюйма) и маленького. Второй теперь однозначно составляет 5,25 дюйма, или, как всё же пытаются настаивать родоначальники метрической системы — 130 мм. Они теперь стали малышами.
Другой вопрос — надо ли их ставить в угол, получит сейчас неожиданный для некоторых ответ. Надо. И не за то, что нашкодили, вовсе нет. Как вы вскоре увидите, немало среди «пятёрок» есть по-настоящему качественных образцов. Угол для них подходит в другом смысле, даже в двух других.
В ходе теста мы с немалым удовлетворением заметили: ответственные производители делают 5-дюймовую акустику не из остатков гораздо более востребованной 6-дюймовой. То есть мы так и не думали, просто приятно было лишний раз убедиться. Основные характеристики, определяющие работоспособность и потенциал этой акустики в реальных условиях, в лучших (и просто хороших) моделях учтён в полной мере.
Нам случалось в разговорах с читателями (в том же «Фейсбуке») слышать сомнения о правомерности тестирования автомобильной акустики в условиях, весьма далёких от условий автомобильного салона. И ответ наш, не из-за упёртости, а в силу убеждённости, был неизменен. Мы на всех этапах тестирования помещаем акустику в максимально стерильные (в акустическом смысле) условия. Это даёт возможность понять, что в особенностях поведения динамика вызвано внешними факторами, а что он «несёт в себе». И сделать на этом основании необходимые выводы. Так, например, приводимые АЧХ соответствуют условиям безэхового пространства. Где оно, спросим, безэховое в реальном мире? Но именно там удаётся отделить излучение, которое в реальных условиях будет в основном прямым, от диффузора (или купола) к уху, от того, которому суждено быть в той или иной степени отражённым.
В домашних условиях с немалой степенью достоверности можно утверждать: излучение по акустической оси будет прямым, под углом к оси — придёт к слушателю, отразившись от стен, пола и потолка. У нас всё сложнее. У нас и прямое излучение почти всегда соответствует ненулевому отклонению от оси. Знают ли об этом производители? Ещё как знают (скоро увидите). Немалая доля участников этого теста в явной и понятной форме показала: акустику проектировали сознательно и умело в расчёте на внеосевое излучение, сиречь — под углом. Некоторые модели именно в этом режиме показали себя просто исключительно, и не только при измерениях. Во время прослушивания тоже оказывалось, что, будучи развёрнутыми под непривычным для комнаты углом, системы буквально расцветали (снова — в акустическом смысле).
Угловые предпочтения 5-дюймовой акустики особенно важны при установке в угол (извините за каламбур, по-другому не получилось). «Пятёрки» — самый малышовый из сохранившихся калибров компонентников — единственные, которых ставят в угол в самом буквальном смысле. В углы приборной панели, когда как минимум мидбас будет работать в значительной мере на отражённом сигнале. Здесь восходящий характер АЧХ, кажущийся неестественным при прямом излучении по оси, очень поможет в формировании итогового звукового поля.
Ещё одно свидетельское показание, данное участниками теста в пользу своих разработчиков. Оно уже — не про углы, а про величину совершенно скалярную. У большинства участников полная добротность мидбасовой головки оказалась в той или иной мере повышенной. Такое нередко случалось в нашей практике, когда изготовители экономили на магнитах. В данном случае это — прямой умысел. Резонансная частота «пятёрок» в среднем выше, чем у «шестёрок», по естественным причинам, в этом тесте было одно довольно яркое отклонение от статистики, не опровергающее, впрочем, генеральную зависимость. Уровень низкочастотного излучения в случае низкой добротности начинает при этом падать недопустимо рано, выше 100 — 120 Гц, оставляя незакрытой полосу частот между фронтом и сабвуфером. Повышенная добротность порождает «подброс» в районе нижней граничной частоты, тем самым понижая её до приемлемых на практике значений. Точность воспроизведения басов при этом страдает, равновесие между уровнем и точностью каждый производитель ищет своё и по-своему, в большинстве случаев поиск оказался удачным.
КОМУ — ЧТО
Обнаружилась интересная тенденция: при довольно широком разбросе цен некоторые участники демонстрируют сходные характеристики и уж точно показывают сходство принципов, положенных разработчиками в основание своих конструкций.
Для замены штатных динамиков с минимумом хлопот настоятельно рекомендуются два комплекта. Focal ISN 130 разработан именно для этого и решает задачу наилучшим образом, даже дополнительный усилитель не обязателен. Звучание этого комплекта живое, яркое, а кроссовер, несмотря на кажущуюся простоту, даёт дополнительные возможности настройки.
Демократичный (это даже мягко сказано) Revolt отличается низкой граничной частотой и прекрасным звучанием при боковом прослушивании без ущерба для тонального баланса. Сходные результаты демонстрирует и ESX, но низкочастотный диапазон ограничен, да и чувствительность уступает.
Отлично выступил ветеран тестов — Polk DB. Оказывается, с годами становится лучше не только коньяк — пищалка стала работать ровнее, характеристики при боковом прослушивании стабилизировались.
Вторая половина участников (скажем так, бизнес-класс) теста требует вдумчивого подхода при инсталляции, здесь простая установка в штатные места с почти стопроцентной вероятностью не оправдает ожиданий. В первую очередь это относится к Morel Virtus — великолепное качество звучания достигается при вполне определённой ориентации излучателей. Заметим, что нарекания за низкую добротность мидбасов, вынуждавших установщиков идти на всевозможные ухищрения, в новом поколении акустики оснований под собой более не имеют.
Звучание DLS UP5i сдержанное, с правильной и точной серединой, выразительными низами, но уж очень приглушёнными верхними частотами. При работе в составе фронта помочь делу можно лишь при помощи поканального включения, другой вариант — использование акустики в каналах сурраунд породистых мультимедийных систем, там в любом случае требуется некоторое сужение полосы, но не ценой искажения или неравномерной середины.
Memphis — комплект, сознательно и удачно оптимизированный для реальных условий работы. К тому же пассивный кроссовер комплекта помимо традиционного включения допускает би-вайринг и би-ампинг, что существенно расширяет возможности настройки.
Интересное звучание продемонстрировал комплект CDT. Кроме отличной угловой АЧХ, есть возможность настройки на средних частотах. И можно подключить любимое детище CDT Audio — дополнительный Image Tweeter. Но здесь надо иметь в виду: разработчики сознательно пошли по пути точности баса в ущерб его громкости.
Вердикт таков: наилучшим сочетанием характеристик, по нашему мнению, обладает Memphis Car Audio. Конструкция — выше всяких похвал, звучание и объективные характеристики — тоже. Звание «Фаворита» получают две сильно непохожие модели. Morel — это недюжинный потенциал, требующий очень скрупулёзной установочной работы. Focal Integration своё главное достоинство несёт в собственном имени, здесь сделано всё, чтобы предельно простая замена акустики вывела аудиосистему на принципиально новый уровень. Наша «Рекомендация» — Revolt. Исключительно доступная акустика сделана по всем правилам, а работает — по всем канонам.