Бас народа
Надо ли говорить, что готовый корпусной сабвуфер — кратчайший путь утоления басовой жажды? Вот и мы здесь думаем, что не надо…
Airtone SBA-12VB || MD.Lab SW-12SB || Kenwood KSCW1200B ||Phoenix Gold KGB 12-BP || Art Sound XЕ12 || Rainbow CycloneV12-231599A || Hertz DBX 30.3 || Magnat Orange LTD 130 BP || Kicker VCWS 122 || Polk Audio DB1222 || MTX RT12X2DV
Могут возразить (давайте, давайте, мы готовы), что сабвуфер корпусной, да ещё активный — путь ещё короче. Возразили? Теперь наша очередь. Насколько короче? Полный функциональный аналог активного сабвуфера — пассивный корпусной плюс усилитель-моноблок — усложняет инсталляционный процесс на 1 (один) двужильный акустический кабель, обычно небольшой длины, и 4 (четыре) винта приглянувшегося типа — для крепления моноблока. Питание и Remote — те же самые, межблочник — тоже. Что приобретается ценой провода и шурупов? Прежде всего — вы теперь знаете, что у вас за усилитель. Усилительный модуль, входящий в состав активного сабвуфера, — в значительной мере «чёрный ящик», так, собственно, и задумано изготовителем. Редко когда вам ответственно сообщат его мощность, не перепутав её с мощностью использованного динамика. А здесь ведь может быть как: усилительный модуль поставили, скажем, на 60 Вт. Это — то, что он может дать в неискажённой форме. Мощность динамика — 400 Вт. Это — то, что он может брать в течение некоторого времени, не скончавшись. Теперь представьте себя в туфлях на приличном каблуке (страшновато, но попробуйте) с бумагами из техотдела, в одной среди непонятного написано «60 Вт», в другой из всей китайской грамоты глаз выхватывает «400 Вт». Что будет красиво написано на коробке и в большинстве изученных случаев — в инструкции? Вот и мы здесь так думаем, более того, часто видим.
Тестируя активные сабвуферы, мы их обычно не разбираем, что дало бы возможность измерить характеристики заключённого в их недра усилителя. Таков принцип журнальных испытаний: берём объект в том виде, в каком его получает потребитель. Но косвенные признаки нередко выдают истинное положение вещей. Главных косвенных два. Первый, не смейтесь — номинал предохранителя. Если он 20 А (а это отнюдь не редкость) и при прогоне на максимальном, уже не возрастающим вслед за уровнем входного сигнала звуковом давлении с ним ничего не происходит, это означает: мощность усилительного модуля составляет никак не больше 100 — 120 Вт, это если он импульсный, или меньше, если обычный, класса АВ. Посмотрите на предохранители моноблоков, у самого скромного будет 30 А, чаще 40 А, не редкость — 2 х 30 А, запросто — 2 х 40 А. косвенно, но красноречиво.
Второй признак был уже упомянут, если в какой-то момент звуковое давление перестаёт расти с амплитудой входного сигнала, а лишь становится более насыщенным гармониками, это означает: усилитель вошёл в режим насыщения, по-простому — больше не может. Итак, первая степень свободы налицо. Вы решаете, какой усилитель вам ставить, и при квалифицированном выборе (avtozvuk.com или автозвук.рф, если вам так больше нравится) вы же всё про него узнаёте.
Есть и другое соображение. Кто сказал, что, соорудив сабвуферное звено системы, вы собираетесь оставить без внимания остальные? В процентном отношении систем с моноблоками в басовом звене заметно меньше, чем с многоканальными усилителями, частью своей работающими на сабвуфер.
Отсюда понятно, почему корпусные сабвуферы делаются, продаются и покупаются самым бесперебойным образом. Народ требует — народ получает. Теперь смотрим, что получает. Синтетический образ народного сабвуфера по материалам этого теста складывается довольно объяснимым образом по нескольким характеристикам. Народ требует, чтобы было громко и основательно. И, когда мы не стали оговаривать калибр используемой головки, все фирмы — участники теста предоставили модели с 12-дюймовыми динамиками (две — с парой 12-дюймовых. А что, имели право). Народ требует, чтобы было сподручно. Форм-фактор у большинства — призма, оптимизированная для установки за спинку заднего сиденья, не у всех получилось, но все старались, это чувствуется. Народ требует, чтобы красиво. И большинство участников оформлены подобающе или более того (отделка, вышивка, а то и подсветка).
Ну и наконец: народ требует, чтобы хорошо играло. И здесь надо отметить: производители в большинстве своём поняли чаяния народа. Немалая часть испытанных в эту сессию сабвуферов продемонстрировала АЧХ, в гораздо большей степени приспособленную к современной, громкой и энергичной музыке, нежели к трудам филармонического оркестра. Немалая, но не подавляющая часть. Некоторые в этом отношении повели себя на удивление интеллигентно. Растёт культурный уровень народа…
КОМУ — ЧТО
Участники в этот раз по конструктивным признакам распределились в три группы: закрытый ящик, фазоинфертор, бандпасс. И «неприсоединившийся» оригинал, с которого и начнём.
MD.Lab SW-12SB — этакий «полубандпасс» со щелевым резонатором. Оригинальная конструкция пошла на пользу качеству звучания, но повлияла на чувствительность не лучшим образом. Владельцам минивэнов и пикапов на заметку — сабик отлично поместится под задним рядом сидений. Nissan Navara к нему подходит, примеряли…
В закрытом исполнении всего два участника. Бюджетный Kenwood будет хорошим выбором для тех, кто не стремится к запредельным уровням громкости: неплохой по качеству и количеству бас сочетается с весьма скромными габаритами. Для поклонников изысканных жанров рекомендуется Hertz DBX — за аудиофильски чёткое звучание. Он же получает «приз симпатий» за компактность и сбалансированные характеристики.
В многочисленной группе фазоинверторов шесть участников, каждый хорош по-своему. Простоватый с виду Airtone отличается вполне пристойным звучанием и пригоден для большинства музыкальных жанров, элегантный и добротно выполненный Art Sound выдаёт «на-гора» задорный и энергичный бас, да ещё и с хорошим запасом неискажённого звукового давления. Rainbow наглядно демонстрирует, что глубокий и мягкий бас требует немалых габаритов — зато результат берёт за душу (и тело). Kicker демонстрирует удачное сочетание корректного и мощного звучания с разумными габаритами.
В особой подгруппе — двухголовые монстры. Polk Audio не имеет равных в этом тесте и по качеству звучания в суббасовом и басовом диапазонах, и по количеству баса. И, заметим, по весу… Правда, по габаритам он уступил первенство другому участнику — MTX Road Thunder. Он не самый тяжёлый, но точно самый большой. Если нужно поразить зрителей видом открытого багажника — то это сюда. Звучание при этом менее изысканное, но не менее мощное.
И наконец, бандпассы. Непростое решение, требующее не только инженерного, но и художественного подхода. На удивление «некусачий» по цене Phoenix Gold (с забавным названием модели — KGB) отличается могучим басом, неплохой чувствительностью и элегантным оформлением. А разработчики Magnat Orange довольно успешно преодолели подводные камни, в изобилии рассыпанные на пути конструкторов этого типа оформления. В итоге здесь бас по качеству ненамного уступает фазоинверторам, зато по количеству — заметно превосходит.
Вердикт? Правильно, пора. По нашему просвещённому мнению, звания «Лидер» в наибольшей степени заслуживают два участника. Гигантский (что уж там) Polk оправдывает каждый литр своего объёма, бас у него организован по принципу «хорошего — помногу». Из бас-машин вменяемой комплекции очень хорошо отыграл своё Rainbow, здесь найден отличный компромисс между народным и академическим.
Звание «Фаворита» теста получают Hertz, самый аккуратный в тональном отношении и завидно компактный, и Magnat — редкий пример бандпасса, практически лишённого вредных привычек этого типа акустического оформления.
Настоятельную «Рекомендацию» мы даём сабвуферу MD.Lab: единственная, по существу, претензия к нему — низкая чувствительность, зато оригинальная конструкция пошла на пользу и удобству установки (и последующей эксплуатации), и звучанию