НАЙДЁТСЯ ВСЁ
Студия: SF Audio
Руководители проекта: Дмитрий Расторгуев, Роман Расторгуев
И пока мы не в Шанхае, нам все это не с руки.
Владимир Шахрин,
«Вольный ветер»
Одним из секретов успеха компании Toyota было внедрение системы производства под названием «канбан». Это на тойотовском. По госдеповски just-in-time. На наш не переводится.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + 2 сабвуфера
- Источник: Alpine INA-W910R
- Процессор: Alpine PXA-H700
- Усилители: Audison VRx 6.420, VRx 1.500
- Акустика: Audison Voce AV 1.1, Audison Voce AV 3.0, Audison Voce AV 6.5
- Сабвуферы: Hertz ES 200.5
Идея очень японская и по существу, и по возможности реализации, кроме них так, по-моему, до сих пор никто не смог. «Канбан» — это работа без склада. На конвейер привозится то, что нужно ровно тогда, когда это нужно. И сразу — в нужную точку конвейера. Кто-то мне рассказывал, что какая-то американская фирма попыталась у себя это внедрить, и когда (совершенно ожидаемым за пределами Японии образом) что-то не заладилось, в течение нескольких рабочих дней комплектующие доставляли на вертолётах.
Мы так не можем, это не соответствует складу характера, ни профессионального, ни тем более — национального. У нас дачное строительство начинается (а порой и заканчивается) возведением сарайки для «мало ли что», что уж говорить об автозвуковой студии. Представьте себе, клиент говорит: «Вы когда мидбасы ставить будете? В среду в 14:50? Ну вот в этот момент я и привезу, чтобы не валялись, место не занимали. Грили, говорите, через 21 минуту? Записал, будут…»
Дурдом, спецпалата. Не бывать такому. Эта система строилась правильно, по-нашему, что надо и можно было — привозилось вовремя или позже, а ключевые компоненты поступали со склада, где некоторые провели немало времени, не растеряв, впрочем, ничего из тех достоинств, за которые когда-то были приобретены.
Задача понятная, можно сказать, стандартная. Мультимедийная система с отличным звучанием (это входит в стандарт, иначе зачем беспокоиться) и пустой багажник, другой стандартизованный элемент технического задания. Интерьер корректировать можно, но без фанатизма, строгий и элегантный дизайн комплектации Individual к панибратству не располагает.
Головное устройство поставили современное, Alpine INA-W910R, а вот процессор к нему — уже со склада. Некогда (быстро время бежит) — прославленный и неизменный в системах премиально-чемпионского уровня Alpine PXA-H700. Планировалась (опять стандарт) установка процессора максимально далеко от головного устройства и максимально близко — к усилителям. Первое не важно, важно второе: передача сигнала в цифровом виде — это помехозащищённость, преобразование в аналоговую форму и обработка сигнала в процессоре — это качество звучания, установка процессора рядом с усилителями — идеальная во всех отношениях компоновка. Кто бы спорил? По идеологии системы разногласий не было — трёхполосный фронт с раздельным усилением (процессорная «полная поканалка») и сабвуфер.
Фронтальная акустика прибыла почти по «канбану» — это трёхполосный комплект Audison Voce в полном списочном составе: пищалки AV 1.1, среднечастотники AV 3.0, мидбасы AV 6.5. Установлены динамики без хитростей, проверенным способом — НЧ в двери, СЧ и ВЧ — в стойки лобового стекла. По принятой в студии технологии двери полностью вибродемпфированы, технологические отверстия закрыты листами алюминия. В стойки интегрировали опорные кольца для СЧ и ВЧ-головок, после подбора ориентации — стекловолокно, выведение поверхностей, алькантара… Процесс отработанный, почти конвейерный. Раз колечко, два колечко, три-четыре — стойка… Облицовки дверей переделаны и обтянуты оригинальными материалами методом вакуумной формовки. Шпонированные вставки в верхней части двери были в оригинальной комплектации, их сохранили.
Переходная рамка для приведения обширных габаритов штатного ГУ к стандартным 2DIN
Гораздо больше времени потребовали остальные архитектурно-компоновочные решения и обусловленный этим выбор компонентов. Каналов для выбранной схемы требовалось семь, это понятно. Пока непонятно было, в скольких корпусах усилителей они разместятся. Искомое число могло варьироваться от одного, если усилитель семиканальный (когда-то были такие, но сегодня их ни на каком складе не сыщешь) до четырёх, если на всё брать двухканальники. Ответ нашёлся при заинтересованном изучении студийного склада. Два. Шестиканальный на фронт, моноблок — на сабвуфер. Заметим, что хороший шестиканальный усилитель сегодня доставить just-in-time тоже непросто, большинство выпускаемого — пятиканальные с пятым каналом, заточенным только под сабвуфер. А нужно шесть, и все — широкополосные.
Таков Audison VRx 6.4. В своё (далеко не худшее, кто помнит) время — топовая модель, в которой использовалась концепция Open Deck, позволяющая сконфигурировать усилитель, как требуется для данной системы, вплоть до полной нейтрализации, вернее — физического изъятия из тракта модулей кроссоверов. А это — именно то, что требовалось. VRx 6.4 и моноблок Audison VRx 1.500 из тех же закромов разобрали, тщательно проверили и основательно доработали, приведя «к общему знаменателю»: корпуса перекрасили в цвет кузова и снабдили деревянными накладками от усилителей лимитированной серии. Полезно всё-таки держать в кустах рояль… Из шестиканальника изъяли кроссоверные модули, заменив их «пустышками», операционные усилители сменили на новые LM4562 и значительно увеличили ток покоя в группах каналов A и B, работающих со среднечастотниками и пищалками. Работа усилителя в режиме A снижает уровень искажений на малых сигналах в несколько раз, а это — то, что нужно для улучшения проработки мелких деталей звучания. Группа C и моноблок остались в режиме AB — в басовом звене этого достаточно.
Опытный глаз заметит: гриль взяли от Hertz Mille. Он к дизайну двери как-то лучше подходил. Да и не чужой ведь…
Два корпуса (не один, конечно, но и не четыре) без проблем встали под фальшпол багажника. А чтобы закрепить успех в экономии багажного объёма, вместо сабвуфера решили поставить… два сабвуфера. Здесь без парадоксов: два, но маленьких, восьмидюймовых, каждый требует небольшого объёма, который нашёлся по бокам багажника. Одним куском равный объём найти бы не удалось. Для восьмидюймовых головок Hertz ES 200.5 изготовили закрытые корпуса по 10 л, динамики соединены параллельно. Корпуса установлены в боковинах багажного отделения за штатными крышками, в которые врезаны защитные сетки. Для того чтобы освободить место под сабвуферы, пришлось перенести часть блоков штатного электрооборудования — но это не впервой.
Мультимедийную станцию Alpine INA-W910R установили в центре торпедо вместо штатного устройства, для чего изготовили переходную рамку. Цифровой сигнал в процессор Alpine PXA-H700 передаётся по оптоволоконному кабелю. Естественно, и салон, и багажный отсек полностью вибродемпфированы, этот процесс совместили с прокладкой кабелей. На их сечении не экономили: 4 мм2 на сабвуфер и мидбас, 2,5 мм2 — на СЧ, 1,5 мм2 — на ВЧ. Длина от усилителей до динамиков фронта немалая, лишние Омы не нужны. А сабвуферы — наоборот, рядом, здесь 4 мм2 достаточно. Будет мало — заменим, на складе найдётся всё…
Фронт, как и было сказано — Audison Voce в парадном строю
По стандарту все окна в двери зашиваются дюралевыми листами
«Разделяй и прячь». Так в Древнем Риме обосновывали целесообразность установки двух компактных сабвуферов вместо одного большого
Выпотрошенные корпуса усилителей перекрасили в цвет кузова
С деревянными вставками от ограниченной серии (были на складе) VRx могут служить учебным пособием по косметической интеграции
Чтобы спрятать даже компактные корпуса по бокам багажника, пришлось подвинуть кое-что из штатной электросистемы
RTA
Нижний бас, действительно, не претендует на изображение топота динозавра, нижняя граничная частота — около 30 Гц, хай-эндщики с таким по домам сидят и нарадоваться на могут. Некоторая избыточная яркость звучания нашла научное объяснение: АЧХ вблизи 2 кГц как бы приподнимается, но и до, и после этого эпизода ведёт себя выше всякой критики, это относится и к самым верхним частотам: мягкий купол пищалки отыгрывает эту часть спектра без привычных для таких излучателей потерь.
SQ
«Тонкая звуковая ткань» в классе A, действительно, передаётся безукоризненно, ничуть не хуже, чем на ламповом тракте. Присутствует и теплота, и воздушность. К тональному балансу придираться не буду — серьёзных замечаний нет, а буквоедствовать по мелочам несолидно. Все инструменты, даже капризные флейты и скрипки, звучат приятно, без назойливости. Вокал натуральный, разве что женские голоса чуть ярче, чем стоило бы. Но это уже субъективизм чистой воды…
Суббас не театральный, а музыкальный. То есть он не заставляет вздрагивать, но его ровно столько, сколько нужно. Может быть, не самый низкий, но музыка звучит без потерь. Кто сказал «сцена»? Ах да… Сцена — хорошая. Крепкая, не скрипит. Солистка на месте, инструменты эшелонированы правильно.
A PROPOS
Головное устройство Alpine INA-W910R
Усилители Audison VRx: шестиканальный и одноканальный
Компонентная акустика Audison Voce