Что значит «недешёвые»? Условно будем считать, что это когда для цены требуются не четыре арабские цифры, а пять.
Цена вопроса
Pioneer GM-D8604 || Rainbow iPaul4.300LE || Memphis Car Audio 16-MCX4.75 || CDT Audio SQA-4075 || Polk Audio PA D4000.4 || Alpine PDX-F4 || ESX VE1200.4 || Focal FPS 4160 || Eton PA 800.4 || JL Audio300/4v3 || Phoenix Gold Elite.4
В этом тесте четырьмя обошёлся один, самый первый, последний своими пятью воспользовался от души. Как по прежним правилам фигурного катания, отбрасываем две крайние оценки, получаем, грубо говоря, от 15 до 30 тысяч трудовых рублей за корпус. Такова цена вопроса, теперь — сам вопрос. Чего мы ожидаем, платя за усилитель не по минимуму, а вполне приличные деньги и что мы получаем? Предвосхищая скепсис и подозрительность, воцарившиеся в нашем испорченном мире, скажу сразу: ни один из испытанных в рамках этого теста усилителей не составил контраста с запрашиваемой за него ценой. Тогда что, брать любой и не париться? Разумеется, нет. Участники теста, поначалу объединённые в дружную группу не столько по ценовому критерию, сколько по структуре — все четырёхканальные как-никак, по ходу дела разделились на фракции. Хотя размежевались не окончательно.
Объединяющим фактором стала мощность, по неписаному критерию всё, что выше 70 — 80 Вт на канал, мы считаем повышенным, выше 100 Вт — это много. В этом тесте за сотню захаживало большинство. Это не самоцель, конечно, но не надо забывать: одна из типовых схем включения четырёхканальника предусматривает работу двух каналов мостом на сабвуфер, где мощность — это хлеб и воздух.
Мощность, когда она сопровождается нелинейными искажениями — это «нечистая сила», нам такое ни к чему. Здесь опять участники выступили дружно, без изгоев. В чём они разошлись, и то не до конца — в устройстве фильтров. Вернее будет так: свою часть работы все усилители этого теста выполнили добросовестно, но задания от разработчиков им были разные.
Часть разработчиков полагала (с большими на то основаниями), что с наибольшей вероятностью четырёхканальынй усилитель будет действовать в схеме «фронт + сабвуфер», где сабвуфер, разумеется, включается мостом к двум каналам. Исходя из этого, делались и фильтры. Для вящей универсальности наборы фильтров в двух парах каналов многих участников идентичны. На самом деле ФНЧ в обеих парах мало кому нужны, ФВЧ — да, чтобы не обидеть схему «фронт + тыл» (хотя целесообразность работы дорогого усилителя на тыл в беспроцессорной, не мультимедийной, системе вызывает сомнения).
Разработчики других аппаратов имели в виду возможность поканального фронта, где и пределы изменения частот среза должны быть иными, и полосовой режим желателен. Некоторые свою работу выполнили до конца, владелец (или установщик) такого усилителя может развести 2-х или 2,5-полосный фронт без каких-либо ограничений, кроме естественных (фронт с сабвуфером не режут на 30 Гц, пищалку не пускают на 12 кГц, как-то так). Другие сделали большую часть, но не всю работу, мы каждый раз будем отмечать, как усилитель использовать можно, а как — нельзя или можно с дополнительными хлопотами.
Основываясь на опыте предыдущих тестов, мы ожидали, что фильтровая часть участников этого будет невыдающаяся, в бюджетных моделях это тренд, и, увы, устойчивый. Здесь — ничуть не бывало, даже наоборот, фильтры грамотные, иногда — с повышенной, иногда — с выбираемой при настройке крутизной. Отдельные модели предлагали совсем уже неожиданные чудеса, например, раздельный по каналам одной группы регулятор фазы, по существу — аналоговая система временной задержки. Для тех, кто сцену вывести хочет, а к цифровой обработке имеет предубеждение.
Схемотехнически в усилителях этой ценовой категории преобладает класс АВ. Преобладает, однако, не столь сильно, как можно было ожидать. Три участника оказались импульсными, и все три показали высший пилотаж этой технологии, один в смысле нелинейных искажений прошёл не то что на бреющем полёте, травинки задевал пропеллером. Зачёт и уважение авторам разработки. И вообще, интересные подобрались участники, ещё несколько секунд — и вам представится возможность в этом убедиться.
КОМУ — ЧТО
По давней армейской традиции на совещаниях первыми своё мнение выражали младшие по званию — дабы авторитет старших не давил. Хотя и поручики бывали разные… У нас число «звёздочек на погонах» — это оснащение усилителя, а их размер — уже показатели качества. И младший лейтенант, и майор, и генерал-майор обходятся одной звёздочкой — только у генерала она самая большая…
Начнём с усилителей, оснащение которых оптимизировано для построения традиционных систем «фронт + саб», что, впрочем, не исключает их применения и в развёрнутых системах, но уже не самостоятельно, а с дополнительным процессором, отдельным или встроенным в ГУ. Выбор довольно широк. Импульсный Pioneer GM-D8604 предоставляет все необходимые для этого возможности за более чем разумную сумму, а достойная мощность сочетается с весьма низкими искажениями, такое сочетание не может не претендовать на «Рекомендацию», каковую мы и даём. У компактного Alpine PDX-F4 искажения ниже, а мощность выше (цена тоже, и существенно). Аналоговый Memphis Car Audio 16-MCX4.75 за немного меньшую сумму в качестве бонуса преподнесёт фильтры четвёртого порядка, дистанционный регулятор уровня и стильный дизайн.
Усилители с более широкими пределами перестройки частоты среза фильтров предполагают построение как традиционных систем, так и двухканального полосового фронта. Относительно демократичный CDT Audio SQA-4075 отличается завидной мощностью и невысокими искажениями. Более дорогой JL Audio 300/4v3 запредельной мощностью похвастать не может, зато отличается высочайшим качеством «первого ватта» и возможностью выбора порядка фильтров, за что и получает «Рекомендацию».
Особняком стоят усилители с неравновесным оснащением каналов — оно идеально приспособлено для работы как в традиционной схеме «фронт + тыл», так и в двух- или трёхполосной системе с поканальным усилением. Rainbow iPaul4.300LE ориентирован на построение громких систем с качественным звучанием, принудительное охлаждение позволяет длительно эксплуатировать усилитель на высокой мощности. ESX-VE1200.4 не только продемонстрировал высочайшую мощность, но и отличился уникальной системой аналоговой временной коррекции. Идеальный выбор для тех, кто ностальгирует по системам без процессоров, и наша «Рекомендация».
Усилители с возможностью полосового включения фильтров, широкими пределами перестройки частоты среза и одинаковым оснащением пар каналов — полные универсалы, допускающие любые мыслимые (и даже немыслимые) варианты применения. Мощный и компактный Polk Audio PA D4000.4 отличается весьма низкими искажениями (даром что импульсный), вполне можем рекомендовать.
Ураганную мощность Eton PA 800.4 обеспечивает «крепкий тыл» — встроенные вентиляторы охлаждения с управлением от термодатчика. Но повышенные искажения на малом сигнале и «мёртвые зоны» в выборе частот раздела не позволяют ему выбиться в лидеры, следовательно — «Фаворит».
«Лидерами» становятся два усилителя с неограниченными возможностями фильтров. Аудиофильский Focal FPS 4160 получает этот титул безоговорочно — топология «двойное стерео», высокая мощность, малые искажения. Мощность Phoenix Gold Elite.4 — одна из двух наибольших (и равных) в этом тесте, искажения и шумы — в числе самых низких, внешность лаконичная и стройная.