Генералы в ряд не строятся. Так что здесь у нас все вроде бы рядовые. Но все — аудиовизуальные…
Визуальный ряд
С момента прошлого теста AV головных устройств господствующего ныне типоразмера прошло три месяца. Что изменилось с тех пор? Какие-то аппараты успели за это время доехать до наших лесов и весей, но эпохальных новшеств отмечено не было, да и не могло быть. Новшества потому и эпохальные, что являются миру не каждый месяц и даже не каждый год. Mirror Link, MHL, App Rem, — всё это нам уже знакомо.
Prology DVS-2145 || JVC KW-V10EED || Alpine IVE-W530BT || KenwoodDDX7055BT || Nakamichi NA2750
Находясь в русле течения, нелегко понять, куда же оно движется. Для этого надо оказаться снаружи, хотя бы ненадолго, ну, скажем, на три месяца. А снаружи можно разглядеть и самые общие тенденции или хотя бы попытаться это сделать. Вот у меня (и не только) уже не первый год зреет впечатление, что массовая техника движется к некоему общему знаменателю, и в этом движении путь уже пройден немалый. Кто-то наверняка возразит, что AV головные устройства потому и выглядят на одно лицо, что «лицо» это состоит почти полностью из дисплея. Но я-то имею в виду не внешний вид, а эргономику и функциональность. И в первую очередь — эргономику.
В этом плане у большинства производителей всегда были (и пока ещё остаются) определённые традиции и приоритеты. Скажем, изделия «новых» изготовителей по удобству пользования серьёзно уступали аппаратам фирм «первого эшелона». Теперь они подтянулись и по удобству органов управления не уступают иным прочим, и если бы не определённые недоработки в пользовательском интерфейсе, «грандам» пришлось бы испытать некоторую неловкость.
Что же касается функций, то да, производители со стажем упорно цепляются за некоторые традиционные решения, предполагая, вероятно, что они имеют принципиальное значение для покупателя. Например, непременные два банка для АМ-тюнера у «Алпайнов» (все прочие обходятся одним, да и того много) или «точечный» алгоритм заполнения банка пресетов у «Кенвудов» (поиск начинается с текущей частоты). Ну это мы с вами про такие особенности знаем, большинство покупателей, как я понимаю, этими тонкостями вовсе не интересуется.
А чем оно, большинство, интересуется? Чтоб присутствовало всё, что надо, в идеале — просто всё. И тут мне кое-что непонятно. Почему компания Alpine, которая прикладывает несомненные усилия к достижению высококачественного звука, не устанавливает в свои аппараты декодеры единственного некомпрессированного формата, имеющего широкое хождение (WAV, если кто не понял)? И почему по прошествии пяти с половиной лет после слияния двух японских концернов аппараты Kenwood сплошь читают WAV, тогда как JVC могут с равной вероятностью этого и не делать? Обратите внимание, по поводу DTS я (в отличие от своего предшественника по этой рубрике) вопросов не задаю: лицензия на DTS стоит денег, а DVD со звуком в этом формате не производятся с той поры, как производители контента всерьёз озаботились вялыми продажами Blu-ray. То есть современный DVD-плеер читать DTS как бы и не должен. Хотя иной из «Кенвудов» может под настроение и прочесть, как и FLAC, кстати. По моему мнению, стратегия продуктов Kenwood как раз подходит под определение, данное в начале абзаца: у них есть всё, что нужно, и не только.
В какой мере нормальный среднестатистический пользователь озабочен качеством звука — вопрос дискуссионный. Будем говорить, что озабочены не все. Качество звучания большинства нынешних источников добротное, но не более того, однако почти в каждой тестовой группе случаются приятные сюрпризы по этой части. Случаются, впрочем, сюрпризы обратного свойства, проистекающие из невысокого уровня подготовки разработчиков, возможно даже — разработчиков микросхем. Иными причинами мне не удаётся объяснить стремление ввести в ЦАП коррекцию по верхам на 10 — 16 кГц. А потому если мы раньше давали в таблице только уровень на границах звукового диапазона, то теперь в оправданных случаях будем давать максимальный подъём и максимальный спад. В этих случаях в строке таблицы частоты 20 Гц/20 кГц стоят не через слэш, а через тире, вот так: 20 Гц — 20 кГц. Ещё рекомендую обратить внимание на величину КНИ, при которой измерена максимальная мощность усилителя: попадаются продвинутые усилительные микросхемы, которые работают при нелинейности около 1%, тогда реальное ограничение выходного сигнала начинается при нелинейности, скажем, 1,3% или около того.
Уже в который раз в предисловии к тесту AV-«голов» основной акцент сделан на букве «A». На самом деле для этого есть причины. Смотрите: озвучиванием вашего авто занимается как минимум двухполосная акустика, а в большинстве случаев число полос три (считая саб), а то и четыре, тогда как в видео мы по-прежнему используем «широкополоску» — подключение по композитному сигналу. Даже двухполосные соединения (S-Video) так и не прижились, не говоря о «четырёхполосном» компонентном соединении.
Как нетрудно догадаться, у нас используются те же DVD-драйвы, что ставятся в домашнюю технику, порой весьма пафосную, разница лишь в механизме загрузки. А потому качество картинки на внешнем мониторе фактически ограничивается именно возможностями «широкополосного» композитного интерфейса с неизбежным взаимовлиянием яркости и цвета. Различия между качеством тех или иных драйвов, конечно, есть, но не очень бросаются в глаза. У дисплеев вариации куда шире. Изготовители дружно заявляют, что соотношение сторон дисплеев 16:9, в десятичных дробях это будет 1,78:1. В сегодняшней группе лишь у одного участника геометрия дисплея примерно соответствует этому показателю, у остальных экраны шире. Можно избежать геометрических искажений, если вытащить на дисплей скрытые области кадра (в видеосигнале они всегда присутствуют). Некоторые это делают, другие — нет, тут многое зависит от произвола составителей ПО. Я по-прежнему не одобряю решения, когда картинка формата Standard растягивается на весь экран, поскольку иных форматов кадра управляющий софт не предусматривает. Но ничего не поделаешь, форма для рядовых шьётся без золотых позументов…
Кому — что
Prology подкупает возможностью обзавестись полноценным AV-источником за деньги, не совсем обычные для мультимедийной техники. Если вы — рачительный хозяин, можете на этот подкуп поддаться, никто не осудит. Nakamichi (на другом конце ценового диапазона) — аппарат, безусловно, интересный и единственный, способный самостоятельно обслуживать систему с многоканальным звуком, но для его цены характеристики дисплея показались несколько скромными. Больше всего понравились два аппарата, вставшие рядом в середине перечня. Это JVC и Alpine. по качеству и возможностям они друг друга вполне стоят, по звуку тоже друг другу не уступят, но в этом как раз налицо различия. У JVC особенно выигрышно получается работа с CD, тогда как конёк Alpine — Dolby Digital. То, что «Лидерами» становятся оба, не только объяснимо, но и неизбежно. Звание «Фаворита» достаётся «Кенвуду», хороший звук, очень хорошая картинка, процессор, самый богатый список совместимых форматов.