Заголовок теста, совпадая с названием сети торгово-развлекательных центров, не призван служить рекламой этой сети…
МЕГА
Не призван он, впрочем, и бросать какую-либо тень на эти в высшей степени полезные и любимые широкими народными массами заведения. Здесь это слово появилось на совсем иных основаниях. Нечасто у нас в одном тесте собирается столько участников, что, будь мы окончательно лишены вкуса, поставили бы в подзаголовок что-то вроде «мегатест». Но по жизни — да, мега, не без того.
Art Sound AEX 52 || JVC CS-HX538 || JBL GTO528 || Pioneer TS-R1350S || Кenwood KFCS1395 || Kicker CS 54 || DLS M325 || Ground Zero GZRF 52XII || CDT CL-5EX || Massive Audio LX5 || ESX QE52 || Rainbow DL-X5 ||Infinity Kappa 52.11i || PolkAudio MM521 || Audison Voce AV X5 ||Memphis Car Audio MCS5A || Morel Hybrid Integra 502
Часть ответственности за такую массовость мы с радостью переложим на производителей акустики, часть возьмём на себя. Переложенная связана с тем, что акустика такого типа и такого калибра производится решительно всеми. Трёхполоска с купольниками — это по пальцам пересчитать, а эти есть у всех. А раз есть, то, сами понимаете, вот они и здесь.
Наша ответственность связана с обновлённым регламентом, или, если угодно, философемой групповых тестов. Многие годы мы были крайне скрупулёзны при отборе соучастников тестирования по цене, вроде как негоже сравнивать что-то за тысячу с чем-то за десять. А почему, собственно? Утверждает ли кто-нибудь, будто эти два «что-то» идентичны? Вовсе нет. Сравнивать не значит приравнивать, и с этой точки зрения сравнение акустики одного калибра и типа между собой совершенно правомерно. И другое. Мне легко представить себе читателя, заинтересовавшегося этим тестом в конкретном расположении выбора динамиков для своих нужд. Зная, к примеру, что в его машине штатные места рассчитаны на этот калибр, мне труднее представить себе, чтобы это происходило с мыслью «мне нужны самые лучшие 5-дюймовые коаксиалы стоимостью не более 6000 рублей. Но не дешевле 5000». Мы преследуем иные цели, нежели пытаться угодить ценовым фантазиям этого совершенно нереального персонажа. Задавшись типажом акустики, мы хотим (и часто удаётся) ответить на три вопроса. Первый: вот эта модель, она подойдёт кому? Второй: если я готов заплатить больше за лучшее качество, то насколько, и что я за это получу? Третий: мне нужно, чтобы акустика была именно такая и такая (подставить требования). Во что мне это обойдётся и как её будут звать?
Поэтому, когда собралась группа динамиков, ценовой диапазон которой оказался более чем десятикратный, мы совершенно не смутились, тем более что ответы на эти вопросы (особенно на второй и третий как поставленные более эгоистично) нас и самих интересовали.
По ходу тестирования акустика нередко давала довольно ясный ответ на первый из вопросов. Это могло быть, например: нужно, чтобы играло громко без претензий на какое-то особенное качество. Есть такие, и некоторые готовы перейти в руки нового хозяина за символические суммы. Нужно побасовитей — есть. Нужно действительно, чтобы играло — тоже есть. Нашлись и модели, которые напомнили слова одного из наших автозвуковых чемпионов. Не помню про что, но он сказал так: «Играет, конечно, но мне надо, чтобы не играло, а пело…»
Среди участников нашлись и такие, что не играют, а поют. А ведь мы по-прежнему говорим о самой доступной разновидности динамиков самого доступного калибра. Казалось бы, потому что к концу теста вы обнаружите: 5-дюймовые коаксиалы могут оказаться дорогими, и, главное, не слишком трудно понять, почему они такими оказались.
Что касается технологических аспектов применения акустики, участвовавшей в этом мегатесте (не удержался всё-таки), то хотелось бы сделать два замечания. Некоторые модели, участвовавшие в испытаниях, очень хороши во всём, кроме способности воспроизводить хотя бы средний бас. Низкого от «пятёрок» никто не ждёт (хотя пара моделей из этого теста подбиралась довольно близко), но хотя бы средний. Наилучшим применением для таких динамиков было бы СЧ/ВЧ-звено в трёхполосной системе. Решение, применяемое намного реже, чем оно того заслуживает. Поэтому, когда я увидел в компьютере коллеги в одной из «систем» этого номера именно такую схему, не мог не испытать лёгкого чувства глубокого удовлетворения. Не я один, значит, так думаю.
Это первое. Второе может на первый взгляд прозвучать парадоксально, но надо пару раз глубоко вздохнуть, ощущение парадокса уйдёт. Есть коаксиальная акустика, из не самой дешёвой, которой судьбой предназначено работать в качестве тыловой подзвучки. Зачем на эту роль брать недешёвую? Да потому что всё остальное — нелинейные искажения, диаграмма направленности, гладкость АЧХ — у неё в наилучшем виде. А для работы «во фронт» недостаёт полосы частот.
Ну и третье тогда. Из общего ряда довольно ясно выделяются модели, способные показать себя лишь при одном способе установки. Иногда это — на прямом излучении, иногда — наоборот, только на «отражёнке». Всюду, где сие было несомненно, мы на это указывали. Да вы и сами увидите…
Ну уж тогда и четвёртое, а то чуть не забыл. У многих участников пищалки поворотные или установлены под углом с самого начала. У таких мы снимали две «угловых» АЧХ: с пищалкой, развёрнутой на слушателя и от него. Интересные наблюдения получились, вам или понравится, или пригодится. Или и то, и другое…
КОМУ — ЧТО
Говорят, что чем мех дороже, тем он лучше. Знаем. В целом согласны, но бывают исключения, иногда — приятные. На этот раз таких набралось немало — даже недорогие участники доказали, что усилия разработчиков направлены не только на дизайн решёток.
Откровенно удивили Art Sound. Цена — смешнее некуда, за эту сумму не заправить даже «Жигули», а звучание — как бы на другие деньги. Другой отличный кандидат для замены штатных динамиков «малой кровью» — JVC, их отличает фирменное «хрустальное» звучание и подчёркнутая подача среднего баса, к тому же они не слишком привередливы к месту установки. И тем и другим — наша «Рекомендация».
Pioneer тоже отличается неплохой дисперсией и ровным звучанием в широкой полосе, но во избежание перегрузки воспроизведение частот ниже 120 Гц лучше поручить кому-нибудь другому.
Целая группа динамиков оптимизирована под конкретные условия установки. Так, Kenwood хорош для работы с частичным отражением от стекла, почти плоский Kicker подойдёт для установки в дверь, при любых разумных углах отклонения от оси верхние частоты не страдают. Громкие Ground Zero сделаны с тем же расчётом, конструкция узла пищалки и её фильтра для реальных условий разработана очень удачно. Снова наша «Рекомендация».
Стойкий к внешним воздействиям Polk Audio не только незаменим на катерах, яхтах и мотоциклах, но и при установке в дверь окажется на своём месте.
Энергичное звучание ESX, как и броский внешний вид, придутся впору поклонникам некоторых музыкальных жанров, но наилучшим образом они проявят себя в роли тыловых динамиков — там присущая им окраска звучания станет сильной стороной. Это же относится и к DLS с их почти плоским диффузором.
Широкие возможности настройки установки предоставляют динамики кроссаксиального типа — с отклонённой осью пищалки, их в тесте чуть меньше, чем каждый третий. Относительно недорогие CDT отличаются сбалансированным звучанием, но требуют терпения при установке — пищалка фиксирована, и приходится вертеть вокруг оси весь динамик. У Massive Audio пищалка свободно вращается по всем осям, выбором угла наклона можно регулировать уровень верхних частот в довольно широком диапазоне. Плюс завидный бас. Ещё одна «Рекомендация».
Поворотная пищалка и аттенюатор процесс настройки упрощают ещё больше. Бюджетные JBL с майларовой пищалкой и Infinity с шёлковой по цене в три раза, хотя и скроены по одним лекалам. Разница — в деталях: у Infinity дисперсия шире, звучание мягче, а итоги участия в тесте — звание «Фаворита». Естественное и точное звучание при разумной цене у Rainbow — несомненного претендента на место во фронтальном звене. Поэтому тоже «Фаворит». Третьим обладателем титула становится Morel, один из тех динамиков, который звучит не похоже на то, что измеряется техникой, но он подойдёт не для каждой системы.
И наконец — дадам! Типа — фанфары. Одним из двух «Лидеров» теста становятся Memphis Car Audio, при правильной установке они способны произвести сильное впечатление. Audison Voce — произведение коаксиального искусства в самой изысканной форме и со всеми признаками элитного происхождения: внешний кроссовер, литая корзина, исключительно породистое звучание. «Не играют, а поют». Итог закономерный — ещё один «Лидер» теста.