МАЛАЯ ЗЕМЛЯ
Существует мнение, что Тайвань — это тоже Китай, только другой, маленький. В этом мнении ошибочно каждое слово, кроме одного — «другой»…
Во-первых, насчёт «маленький». По площади — почти точно Бельгия. По населению — две Бельгии с половиной. Примерно.
Китай? Это как сказать. В названии государства слово «China» присутствует, это да. Но тайваньцы не только считают себя другими, но ими и являются. Например: остановки в общественном транспорте столицы Китайской Республики объявляются на четырёх языках, четвёртый — английский. Три первых, хотя и равно неведомы автору, на слух — отчётливо разные. Или такой факт: старшие поколения тайваньской интеллигенции дома продолжают говорить по-японски. Было время привыкнуть: остров принадлежал Японии полвека — с 1895 года (задолго до Цусимы) по 1945-й (вскоре после Хиросимы). Для континентальных китайцев японский — как немецкий в семье белорусского партизана, аллергия с высыпанием немедленно. На «большой земле» самураи загуляли конкретно, и запомнилось это надолго.
«Тоже»? Совсем не тоже. Китайцев, прибывших на остров вместе (или одновременно) с войсками Генералиссимуса Чан Кайши, до сих пор, спустя шестьдесят с лишним лет, считают «понаехавшими», коренное население Тайваня — вообще индейцы, и по внешности, и по одежде кажущиеся более уместными где-нибудь на Амазонке. Китайцы перебирались (или завозились) на остров при голландцах и при испанцах, сотни лет назад, и давно стали другими. Совсем другими. Знаете, какой сейчас год на Тайване? 103-й. Потому что летоисчисление ведётся с Синьхайской революции 1911 года. Даты по этому календарю пишут во всех документах, даже на кубках, полученных на автозвуковых соревнованиях (довелось увидеть несколько): сплошные закорючки, среди которых единственное понятное — «102». В прошлом году, значит, получены, это теперь ясно.
Ещё совсем немного, и вы поймёте, к чему это. Непростая судьба «малой земли» привела к довольно абсурдной ситуации: Тайвань сегодня признан (на уровне дипотношений) лишь отдельными, далеко не главными на планете, странами. В Европе такая одна — Ватикан. США, трудами и кораблями которых удалось предотвратить вторжение на остров маоистов, вначале признавали, потом, в угоду тем же самым маоистам — распризнали. О нас (будь то СССР или РФ) — и речи нет. Однако, как это часто бывает, слова нет, а вещь — есть. По всему миру под разными именами существуют торгово-экономические представительства Тайваня. В том числе — в США, в том числе — у нас, под названием «Тайбейско-Московская координационная комиссия по экономическому и культурному сотрудничеству». По существу, то же посольство, потому что за визой — тоже туда.
Из этой комиссии мне позвонили, предложив съездить на выставку автомобильной электроники Autotronics в Тайбее. Типа — посмотреть, что там и как, да и возвестить потом народу. Съездил, посмотрел, вот теперь возвещаю.
Страноведческая справка, которой я уделил столько печатных знаков, мне в этом контексте вовсе не представляется излишней, потому что очень легко поддаться иллюзии, что выставка автоэлектроники на малой земле, в Тайбее — это как на большой, в Шэньчжене, скажем, только поменьше. Нет, здесь, как и во всём остальном, всё по-другому. Оба тайбейских выставочных комплекса — Центра Международной торговли (постарше) и Наньган (совсем новый) в начале апреля оккупировали сразу четыре выставки с элементами взаимопроникновения. Две из них, автозапчастей и мотоциклов, оставлю за кадром как непрофильные. Две другие — совсем профильная Autotronics и немного профильная Taiwan Electric Vehicles.
Слегка профильная заслуживает лишь краткого комментария: никаких галлюцинаций относительно возможности в обозримые сроки начать производство и экспорт электромобилей на уровне i3 или Model S у тайваньцев нет. Посильного для освоения рынка не видят. Зато рядом, на расстоянии 300 километров морем — необъятный рынок электрических скутеров. Там, в отличие от «малой земли», в целом ряде провинций иные скутера, кроме электрических, оказались запрещены в одночасье, просто по распоряжению уездного комитета партии. Тайваньцы по большей части беспартийные и продолжают ездить на бензине…
На профильной интуитивно ожидалось буйство красок магнитолок с цветомузыкой и динамиков с диффузором любого цвета, существующего (или не существующего) в природе. Так вот: динамиков на всей выставке было представлено… 0 (ноль прописью). Магнитолок в континентальном понимании — тоже. С некоторой долей условности ко второй категории можно было отнести то, что у нас сегодня называется ШГУ, а там, на малой земле, включено в категорию «компонентов по выбору дилера». Фундаментальное, архетипическое отличие тайваньских промышленников от континентальных: первое — не браться за то, чего не умеешь (или умеешь заведомо хуже других); второе, что вытекает из первого — не обещать чудес; третье (вытекает из первого и второго) — не обманывать.
Эффект чуда и его последствия становятся всё лучше изученными отечественными предпринимателями, делающими план «Аэрофлоту» на маршруте Москва — Гуанчжоу. Нужен, скажем, динамик, который можно здесь продавать за 100 долларов в розницу. Значит, надо, чтобы его кто-то сделал максимум за 50. Бросок на юг Китая — и там говорят, что не вопрос, это — за восемь баксов сделаем, лишь бы деньги вперёд. «А можно за семь?» — начинает планировать покупку недвижимости в ближнем Подмосковье предприниматель. «Можно, почему нельзя…» Дальше вы знаете. «Не станем же мы за семь долларов диффузор приклеивать. Вот если бы за восемь…»
Чудес тайваньцы не обещают. И потому делают только то, что умеют, за что отвечают и за столько, сколько это стоит, если всё делать по-умному. Почти всё, представленное в секции Autotronics счетверённой выставки, было рассчитано или на поставки OEM, или — как dealer’s option. Отсюда — номенклатура: ШГУ с развитой периферией, включающей, помимо естественных сегодня навигации и Интернета, обязательную систему контроля давления в шинах (на Тайване с будущего года запрещено продавать автомобили без системы контроля давления, таков закон), блок ночного видения (мощная ИК-подсветка, работающая в паре с фронтальной камерой), индикация на лобовом стекле в неожиданно широком ассортименте и прочее подобное. Причём силы здесь задействованы порой далеко не шуточные, я сначала с удивлением, а потом — не без уважения увидел, что богатый набор принадлежностей для работы с CAN-шинами (сигнал туда, сигнал оттуда, всё, что понадобится) на выставке продемонстрировала AIDC (Aerospace Industrial Development Corporation) — компания, снабжающая ВВС Тайваня истребителями и штурмовиками собственной разработки. Ну, про них вы уже читали, если начинаете с первой страницы.
Путающаяся сейчас в подвязках отрасль автомобильных охранных систем в тайваньском изложении имеет чётко обрисованные контуры. Там понимают охранную систему, устанавливаемую в автомобиль поверх уже там имеющейся, как периферию и софт для смартфона, а дальше уже — сами понимаете: и запирание-отпирание, и иммобилайзер, и трекинг, и дистанционный запуск всего, что угодно.
Тайвань, кстати, оказался второй страной (первая — наша), где столь популярны видеорегистраторы, только называют они их иначе — DVR (Digital Video Recorder). Причина популярности, правда, другая: не обдолбанные хамы и не вороватые менты (которых мало или нет), а страховые компании, которые есть и которые принимают запись с регистратора как доказательство вины или невиновности в ДТП. А это — напрямую про деньги.
Про это, а также раскиданную в изобилии по выставке альтернативную светотехнику (на сто процентов — светодиодную, ксенона нет как такового) я рассказываю здесь в интересах публики, определённым образом профессионально ориентированной, работа со здешними производителями по «континентальной» схеме «деньги — товар — «горбушка» невозможна, нужны более сложные и продвинутые деловые конструкции. Кстати…
Посещение выставки в Тайбее я по своей инициативе дополнил и визитом в популярную в городе установочную студию, знакомство с руководителем которой (по фамилии, разумеется, Ли) свёл уже относительно давно по интернетам. Сценарий был таков: посмотреть, что ставит, посмотреть, что и как ставил (в смысле примеров сданных работ), и, главное, посмотреть, что и как будет ставить, если к нему привести нового заказчика. Заказчика нашёл сам и тоже заранее. Успешный, но без распальцовки, тайбейский бизнесмен (промышленное оборудование), задумавший поставить музыку в новый, только заказанный Audi A4. Ремарка в сторону, но в нужную сторону: пять лет назад проектирование наш новообращённый клиент вёл на Тайване, производство же размещал на «большой земле». Все так делали. Постепенно и производство переместилось на остров, урок этот был «куплен», как выражаются здесь, ценой потери нескольких крупных клиентов из-за срыва сроков и неизбежного для такой схемы катастрофического провала качества. Конец ремарки, возвращаемся в студию. Схема в результате обсуждения сложилась такая: штатная «голова» Audi — процессор Mosconi 6to8 — два усилителя Mosconi (четырёхканальник и моноблок), Focal 165KRX2 поканально на фронт, сабвуфер на базе Focal 27 KX в закрытом ящике. Знакомые названия? И ещё, разумеется, StP, другими материалами в студии не пользуются. На вопрос про тайваньские бренды господин Ли ответил со всей восточной мудростью: «Focal и StP лучше…» Вопрос об использовании компонентов, рождённых на «большой земле», обсуждать отказался. У жителей «малой земли» своя мудрость. На 300 километров восточнее…
Видеокамеры, устанавливаемые на автомобилях, приобретают теперь функции распознавания дорожной обстановки: опасного сближения или выползания за полосу движения
То, что традиционно называется «подголовочным монитором», стало мощным средством коммуникации
Одна из моделей Head Up Display, с традиционной навигацией
Другая модель, заранее показывающая, как будет выглядеть поворот
Идут эксперименты и с проекционными дисплеями, пока (как и у других) не очень удачно
Джентльменский набор «по выбору дилера»: мультимедийное ШГУ, камера ночного видения и Head Up Display
Видеорегистратор по-тайваньски, с системой контроля давления в шинах и их температуры
Тайваньская «сигналка» с трекингом, управлением всеми системами и, если надо, видеотрансляцией на смартфон
Альтернативные зеркала: с видеорегистраторами, ИК-прожекторами, шинными мониторами и даже (в центре) дифференцированным затемнением
Главный фигурант отдела электрическиго транспорта — не автомобили, а суктера. На вид — совершенно обычные
Разница — вот здесь. В некоторых провинциях «большой земли» уже сегодня или это, или пешком
На велосипедах на острове ездят мало. Но уж если покупать велосипед, то вот такой: с электроприводом и складной
Спецзаказ: электровелосипед для полиции коммунистического Китая
Электрический автомобиль пока представляется (и получается) как-то так…
Перспективные образцы уже поинтереснее.
И снаружи…
…и (особенно) внутри
В Тайбее установочные студии не разбегаются по промышленным окраинам. Въезд прямо с улицы
Господин Ли. Он тут главный, это видно сразу…
Награды студии, полученные в соревновательном сезоне 102-го (то есть прошлого) года
Образцы недавних работ, для такого дела спецом подогнанные в студию
Реклама StP, мне перевели: создано для русских субмарин, теперь будет в вашем автомобиле
Новый клиент, новая система…
Вниманию руководства EMMA Россия. Как вам?