СЧИТАЕМ ВАГОНЫ
Студия: Sound Lab/Crazy People
Руководители проекта: Александр Степанов, Александр Лысенко
Вагончик тронется,
Вагончик тронется,
Вагончик тронется,
Вагончик тронется,
Перрон останется.М.Г. Львовский, «На Тихорецкую состав отправится…»
Увлекательное было занятие в детстве. Считать вагоны проходящего товарного поезда. Полученный результат воспринимался как личное достижение считавших.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер + фронтальный сабвуфер
- Источник: Alpine INA-W910R
- Процессор: Alpine PXA-H800 + Alpine RUX-C800
- Предусилитель: Phant Audio Tube Driver 8
- Усилители: Phoenix Gold ELITE.5, ELITE.2, Kicx QS-1.1000. Alpine MRP-F350
- Акустика фронтальная: Morel Supremo Piccolo, AD M35 Neo, Dynaudio MW 162
- Акустика тыловая: Morel Hybrid 602
- Сабвуфер фронтальный: Phoenix Gold Ti210d2
- Сабвуфер тыловой: Kicker DCVR122
Хотите, сейчас снова посчитаем? Смотрите: Volk — это, как сами понимаете, «народ» (Пруф, немецко-русский словарь). Для этого народа в незапамятные времена решено было сделать Wagen, что означает (из того же источника) «автомобиль, фургон, вагон». Van — тот же фургон (и, следовательно, в значительной мере вагон), только по-английски. Так, уже два. А когда Multivan, то получается «и не сосчитаешь»… С вагонами, таким образом, временных трудностей у нас не ожидается. А как народ? Помянули в самом начале и забыли? Ну нет…
В этой рубрике не раз и не два появлялись транспортные средства такого типа, и, надо отметить, многие из них были оснащены мультимедийной техникой без должного уважения к простому народу. Это означает буквально следующее: в пассажирском салоне наворачивались плазменные экраны, Blue-ray-проигрыватели и акустика на манер домашних напольников, всё это отгораживалось от рабочего места водителя, которому, от щедрот, закидывали в приборную панель что-нибудь с навигацией, в двери — чтобы навигация не молчала. Ну и музычку послушать, чтобы не заснул, пока хозяина ждёт.
Здесь всё не так. «Много раз вагон» и народный больше обычного. Центр звуковых и мультимедийных событий располагается у него как у обычного седана — в зоне передних сидений. Но и занявшие остальные места обделёнными не становятся, они могут в мультимедийном смысле солидоризоваться с водителем и смотреть/слушать то же, что и он, могут сами стать законодателями контента в машине, а могут объявить о своей автономии. В том же мультимедийном смысле, ничего другого я не имею в виду.
Сейчас посмотрим, из чего сложилась такая в высшей степени народная мультивагонность. В качестве основного источника сигнала выбрали мультимедийную навигационную станцию Alpine INA-W910R. Это и звуковой источник, и видео, причём для удобства народа в пассажирском отсеке изображение с головного устройства может быть отправлено на потолочный монитор.
А что теперь такое потолочный монитор? Теперь это практически всегда — самостоятельный источник сигнала, мониторы без DVD или твердотельного плеера, кажется, перевелись окончательно. В данном случае в роли такого монитора-источника поставили MyDean IS-121 со встроенным DVD-проигрывателем, который можно коммутировать в зависимости от ситуации: как дублёр фронтального экрана (звук и так донесётся), как источник сигнала для всей системы, а если эстетические запросы водителя и пассажиров во время путешествия разойдутся — нет проблем. ИК-наушники — на головы, и смотрим себе спокойно «Волка с Уолл-стрит», «Друзей» или «Тачки», в зависимости от пола и возраста.
Фронт, где всё решается, понятное дело, трёхполосный, в серьёзной системе другие решения намного менее популярны, а эту делали более чем всерьёз. Миды в двери, среднечастотники с пищалками — на стойки, неоднократно проверенный и практически беспроигрышный вариант. Всё, разумеется, с поканальным усилением и процессором — иначе не срастётся. Поскольку система мультимедийная, то автоматически возникают и тыловые каналы — как опция, нужная только в киноварианте. Тыл по сравнению с фронтом попроще — двухполосный, с пассивными кроссоверами, но это только по сравнению, на таких компонентах не все могут себе фронт позволить.
Сабвуфер… А вот здесь народ занял твёрдую позицию. Заказчик привёз свой любимый сабвуфер — готовый корпусной Kicker DCVR122. Подобные изделия Stillwater Designs не раз проходили у нас в тестах, иной раз даже — в рубрике «На ковёр!», предназначенной для нерядовой техники, и не раз мы отмечали, что перед нами — не решение басовой проблемы на скорую руку, а серьёзный агрегат, ничем не уступающий продукту «индпошива», выполненному в хорошей студии. Разве что форма выбрана универсальной, для любого багажника. В этот багажник Kicker вписывался безукоризненно, а ураганный бас двух двенадцатидюймовых головок был великолепен, но согласовать его звучание с фронтом при такой длине салона оказалось непросто, и, не отвергая воли народа, в студии предложили остроумное решение: поставить на фронт отдельный сабвуфер — не такой могучий, но предельно музыкальный, на десятидюймовой головке. Когда дойдёт дело до сцены ковровой бомбардировки в «Форрест Гампе», Kicker своё слово скажет, а в музыке это слово возьмёт фронтальная «десятка».
Сигнал в системе путешествует так: из источника в процессор Alpine PXA-H800 по оптическому кабелю, далее, в аналоговой форме — на восьмиканальный ламповый предусилитель Phant Audio Tube Driver 8, в котором задействованы семь каналов. Шесть каналов на фронт, один — на фронтальный сабвуфер. Фронт обслуживают два усилителя: пятиканальный Phoenix Gold ELITE.5 и двухканальный Phoenix Gold ELITE.2. Распределение ролей между усилителями нетрадиционное, требующее пояснения. Пятиканальник работает на каналы ВЧ, СЧ и сабвуфер. При обычно выбираемых частотах разделения полос СЧ и ВЧ распределение мощности между каналами будет примерно равным, с хорошим запасом на пики сигнала. Опасаться влияния сабвуферного канала особо сильно не стоит — в этом усилителе развязка каналов исключительная, звуковая материя не пострадает. А отдельный мощный двухканальник пашет на мидбасы.
В укромном месте разместились разъёмы для периферии и регуляторы «прямоточных» тыловых каналов
Тыл (в широком смысле) выполнили полностью цифровым, то есть в классе D. Для могучего сабвуфера предназначен моноблок Kicx QS-1.1000, а широкополосные каналы сурраунд обслуживает компактный двухканальник Alpine MRP-F350. Сигнал на эти усилители поступает в аналоговой форме с линейных выходов головного устройства. Сигнал, как можно заметить, идёт в обход процессора, при установке временных задержек тыловые излучатели были той «печкой», от которой танцевали. Уровень сигналов устанавливается раздельными регуляторами, этот блок разработали и изготовили специально для данного проекта.
Собственно, здесь всё изготавливали специально, по-другому не привыкли. Среднечастотники и пищалки — рядышком на стойках лобового стекла на дюралевых опорных кольцах. Чтобы углы установки получились одинаковыми, сборку стоек с кольцами производили на стапеле (специально изготовленном), подобно тому, как при сборке самолёта юстируют плоскости. А впрочем, откуда взялись все автозвуковые технологии, как не из авиапрома, не из тяжёлого же машиностроения? Композиты, алюминий, карбон, сэндвичи, было дело — до бальзы добрались (в этой же студии)…
Alpine в центральной консоли — не только центр управления и навигации, но и источник видеоряда для трудящейся части народа
Мидбасы Dynaudio MW 162 — в передних дверях с небольшой доработкой штатных мест на переходных кольцах из MDF с болтовым креплением. Тыловые Morel Hybrid 602 в задней части салона — аналогично. Вибродемпфирование и шумоизоляция — по максимуму. Рабочие фотографии этих моментов получились неудачными, так что поверьте на слово.
Фронтальный десятидюймовый сабвуфер Phoenix Gold Ti210d2 установили на полу между передними сиденьями в закрытом (естественно) корпусе объёмом 18 л «брутто». За вычетом динамика остаётся примерно 16 л, это как раз то, что доктор (по имени Phoenix и по фамилии Gold) прописал.
Усилители фронта, процессор и ламповый предусилитель подвесили «вверх ногами» под потолком на раме (специально изготовленной, вы уже поняли) и закрыли всю конструкцию фальшпанелью с вырезами под тёмные полупрозрачные крышки усилителей. Во включенном состоянии это всё светится, красота — неописуемая, полиграфии не под силу её передать. Усилитель каналов сурраунд упрятали под лючок в левой боковине багажника. Там же по соседству врезали блок переключателей конфигурации системы — ненужные в данный момент компоненты можно отключить, разорвав цепь Remote. Усилитель сабвуфера к нему же и прикрепили — получилась цельносъёмная конструкция — вдруг багажник понадобится. Пусть вагон и сугубо пассажирский, но всякое бывает.
Со штатным местом мидбаса в «Мультивене» повезло, оно расположено довольно высоко
Найденные опытным путём углы установки излучателей увековечены в пластике и алькантаре
Чтобы увековечить именно то, что нужно, в ход пошла авиационная технология сборки и юстировки
Фронтальный сабвуфер явно виден только с этого, непростого ракурса
Потолочный монитор (конечно же, с плеером) может работать «и нашим, и вашим»
Корпусные сабвуферы Kicker, как нам не раз доводилось убедиться — не просто бас «быстрого приготовления»
SQ
В «зачётном» прослушивании принимала участие только фронтальная акустика с водительского места и только фронтальный сабвуфер. Отдельные оценки для пассажирских мест мы пока не делаем — но им грех жаловаться: высоко расположенные СЧ и ВЧ-динамики фронта обеспечивают превосходное звучание в пределах большей части салона.
Тональный баланс отличный, огрехов я не заметил. Мидбас ровный, фронтальный суббас глубокий, точно прорисованный и, что не очень удивительно, блестяще фронтально локализованный. Середина — чёткая, ясная и прозрачная. Верх — воздушный, это Morel Piccolo, они по-другому пока не научились. Детальность на средних и высоких частотах отменная. Звучание необыкновенно тёплое и домашнее. Есть, правда, несколько несущественных шероховатостей, но вылавливать всех «блох» на свежей системе — занятие неблагодарное. Прогреется, приработается — можно и поднастроить.
RTA
«Десятка» в компактном ЗЯ между передними сиденьями свою работу выполняет на отлично: до 25 Гц без спада (в таком-то салоне), да и на 20 Гц остаётся ещё немало. Сабвуфер безукоризненно сопряжён с басовиками фронта, вот в области средних частот есть заметная неравномерность, её слышно, но, во-первых, не то чтобы очень, а во-вторых, как уже говорилось, это — вопрос времени и поднастройки. Выше полутора килогерц АЧХ приходит в себя и идёт очень ровно, с характерным для куполов Morel мягким спадом на самых верхних частотах.
В ходе монтажа системы «чердачное помещение» набивалось и компонентами, и десятками метров кабелей