Входной билет в car audio — это не головное устройство, которое часто уже есть. И даже не акустика, которая в этом случае тоже уже есть. Какая-то…
Входной билет
То, что есть, можно оставить (если это головное устройство), можно и нужно немедленно заменить (если это акустика), но окончательно в мир автозвука входишь, только предъявив то, чего в машине точно не было, когда она выкатывалась с площадки у ГАИ «на номерах». Одно из таких устройств — сабвуфер калибра 12 дюймов. Поменьше может и оказаться (иногда сильно поменьше), «двенашка» — признак осознанного выбора и политической воли.
JVC CS-W120 | TEAC TE-FW310 | Kenwood KFCW3013 | Ivolga Drive 12C | Rockford Fosgate R2SD2-12 | Focal Auditor R-300 S | Infinity REF1260w | Polk Audio DB1240 DVC | Hertz Dieci DS 30.3 | VIBE Slick 12 V3 | AlpineSWG-1244 | Kicker CWD 122
Интересно, что автозвуковая жизнь часто начинается именно с этого калибра, а не с меньшего, например, так нами привечаемого 10-дюймового. К нему приходят позже, часто — за намного более серьёзные деньги, на первом этапе неофиту автозвука нужно нечто зримое и слышимое. Но желательно недорогое, понимание разницы между бюджетным сабвуфером, дорогим и эксклюзивным не относится ни к врождённым рефлексам человеческой расы, ни к содержанию программы средней общеобразовательной школы.
В то же время, выходя из магазина (или входя в установочную студию) с коробкой, в которой находится сабвуферный динамик, а не готовый корпусной сабвуфер, несущий такой груз уже принимает на себя некоторые обязательства из числа тех, что в других случаях берут на себя изготовители «готовых решений». Какой сделать (или заказать) корпус? Как сделать (если не заказать) и тому подобное.
Для этого теста мы собрали довольно внушительную группу 12-дюймовых сабвуферных головок, предлагающих немало решений на более или менее любой вкус. Сейчас принято зазывно говорить «на любой вкус и кошелёк», но в данном случае это не так. Кошелёк требуется минимальный, участники по цене укладываются в неширокий, а главное — рано обрывающийся ценовой коридор.
Что мы узнали об испытуемых в ходе работы с ними? Есть пища для размышлений. Прежде всего: в этой группе этого калибра совсем новые разработки мирно сосуществуют с ветеранами. Один из участников, как показало расследование, не стареет уже шесть лет, внешне не изменившись никак, внутренне (в смысле характеристик) — слегка, что неизбежно, для этого иногда достаточно сменить поставщика какой-либо из важных комплектующих, а бизнес — вещь менее долговечная, чем удачная конструкция. Другой участник не покидает арены уже десятилетие. Это по меньшей мере, у нас в тесте он появился в 2004 году, а кто знает, сколько времени жил до того…
Общие черты характера и привычки для этой разновозрастной группы тем не менее прослеживаются, иногда даже довольно ярко. Так, оказалось, что, ещё не начав знакомство с материалами теста, вы можете довольно достоверно оценить, сколько объёма вам предстоит выделить под сабвуферный корпус. В более дорогих категориях разброс бывает порой очень значительный, а здесь — нет. Закрытый ящик для бюджетной «двенашки» — это литров 35, фазоинвертор — от 40 — 45. Встретились исключения из статистики, но несколько неожиданным образом. В компактных корпусах не согласился работать ни один из участников, зато два оказались пригодны для работы «на свежем воздухе». То есть free air или же, совсем попросту — в задней полке. Интересно, что один из таких это сделал по воле изготовителя, другой — наперекор этой воле, там изготовители самым таинственным образом предписали своему детищу абсолютно непригодные для него характеристики акустического оформления. Это было видно сразу, при первом взгляде на параметры, заявленные производителем, но мы не поленились и смоделировали работу динамика по задумке именитой фирмы. Получили ужас и перезадумали по-своему.
Зная теперь это, вы имеете возможность выбирать себе входной билет, ориентируясь не на компактность оформления, которая у большинства примерно одинакова, а на требуемый характер баса. У одних АЧХ получается ровной, спокойной, просто-таки «Времена года» Петра Ильича. У других в таком же оформлении ожидается могучий басовый напор, а «Времена года» не получатся ни в каком.
Внешность большинства динамиков, что называется, «по средствам», без излишеств, а этот фактор совсем уже со счетов списывать нельзя, он для многих важен, и мы были бы последними негодяями, если бы… Ну, в общем, здесь есть хорошие новости, отдельные модели внешне сделаны совсем не по-бюджетному, такой входной билет не стыдно будет предъявить самому строгому контролёру…
КОМУ — ЧТО
По традиции в этой «весовой категории» всегда присутствуют динамики free air — самое простое решение проблемы сабвуфера, была бы полка. Не в каждой, правда, найдётся место, но это уже проблемы полки, а не сабвуфера. Из двух «вольно дышащих» участников нашу «Рекомендацию» получает JVC — за более аккуратную АЧХ. Ещё одну «Рекомендацию» — Rockford Fosgate за малую монтажную глубину.
Сразу три участника (Kenwood, VIBE и Kicker) позволяют построить корпус-трансформер: открыл порт — будет ФИ, закрыл — будет ЗЯ со всеми вытекающими в обоих случаях. Kicker проделывает этот трюк в меньшем, чем остальные, объёме и на этом основании получает «Рекомендацию». Особо можно отметить ветерана тестов — Polk Audio. Он (как и прежде, хотя и с небольшими возрастными изменениями) демонстрирует аудиофильскую АЧХ в ЗЯ вменяемого объёма.
Отменная линейность и благоприятный спектр гармоник — отличительные признаки Hertz Dieci. Правда, оптимальные объёмы оформления несколько великоваты, что ограничивает варианты расположения. Таких же объёмов требует и Alpine SWG-1244, но АЧХ в них превосходные, а искажения, пусть и смешанного спектра, невысокие.
Отличная линейность и скромные аппетиты по части объёма вместе встречаются нечасто, а в сочетании с гладкой АЧХ — ещё реже. Поэтому Focal Auditor — признанный «Фаворит».
«Лидером» теста становится Infinity. Великолепная линейность, лучшая из всех участников, плюс солидная и стильная конструкция. Объёмы оформления при этом вполне разумные.