НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ
Студия: Elsheep-Team. Руководитель проекта: Сергей Яковлев
И хотя «Теллур» был меньше своих предшественников, все же он представлял собою огромный корабль, где просторно разместился его малочисленный экипаж.
И. Ефремов, «Сердце Змеи»
Быть обиженным не любит никто. Некоторые, чтобы избежать обиды, согласны даже побыть в тесноте. Некоторые — не согласны.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine INE-W920R
- Монитор 2 зоны: Intro JS-1340 DVD
- Усилитель: Audio System X-75.6
- Акустика: CDT Audio EU-61CV, CL-6EX
- Сабвуфер: CDT Audio HD-1000CF
- Видеорегистратор: EverFocus EMV-200S
Минивэн. Как много в этом слове… Простора внутри единого, ничем не разрубленного, салона. Приставка «мини» едва ли кого-то введёт в заблуждение. Кто не любит тесноты — тому сюда. Кто не просто не любит тесноты, а ценит простор во всех его проявлениях — тому тоже сюда, но с полным приводом. Вот как этот Grand Starex.
Начиналась новая жизнь «Старекса» (а ведь любая машина, попадающая на эти страницы, начинает новую жизнь, иначе зачем она здесь) как обычно — с задания на «аудиосистему с запасом по мощности». Это значит — чтобы не только в салоне играло от души, но и чтобы, преодолев просторы (в том числе не сильно обустроенные в смысле дорожного полотна), можно было на природе открыть двери и потанцевать. Но чтобы «ничего не мешалось в салоне», обидно терять ощущение простора.
Ну и снаружи по мелочи: рейлинги на крышу, дополнительный задний свет, в общем — полная готовность к приятному времяпрепровождению. После знакомства заказчика с прошлыми работами студии список пожеланий, правда, заметно расширился. В процессе обсуждения с заказчиком всех возможных вариантов стало ясно, что проект становится комплексным, одной только шумоизоляцией и системой не отделаться — предстоит переделать буквально всё.
Всё, что было в салоне, снесли «до основанья», начиная с переднего «полуторного» сиденья. К чему тесниться, установили обычные кресла, на двоих с комфортом, а на освободившемся в центре месте выстроили внушительных размеров подлокотник, в недрах которого скрывается переносной холодильник и масса других, не менее полезных в дороге радостей жизни. Задний диван обзавёлся электроприводом спинки и тоже широким подлокотником, сказано же: тесноте вход запрещён. Пластиковые облицовки, потолок, торпедо и «мебель» отправились в перешивку, мелкие детали интерьера (ручки, решётки, крышки) — в отделку карбоном. В двери и потолок установили подсветку (в потолок — даже многоцветную). В переднем бампере — выдвижные омыватели фар, парктроники, сзади — мощные светодиодные фары. Поставили две камеры обзора — переднюю и заднюю. Сигнал от задней идёт на встроенный в зеркало заднего вида монитор, от передней — на видеорегистратор, без него, как все знают, по нашим дорогам ездить — как без тормозов. Видеорегистратор — необычный, не миниатюрное устройство «всё в одном», а стационарный прибор EverFocus EMV-200S, установленный в бардачке и, когда надо, отправляющий видеосигнал на экран головного устройства. Это вкратце, в виде конспекта, а в действительности процесс занял полтора месяца.
Тем временем в разобранном салоне провели полную шумоизоляцию, положили новое напольное покрытие и приступили к тому, с чего всё, собственно, и начиналось — к аудиосистеме. Жёстких, как для соревнований, требований к звуковой сцене не ставилось, поэтому структура аудиотракта нарисовалась достаточно простая: широкополосное усиление, двухполосный фронт с пассивными кроссоверами, коаксиальный тыл и сабвуфер, способный обслужить басом просторный салон. Из соображений экономии пространства решили использовать шестиканальный усилитель — его легче установить скрытно, не отнимая место в салоне.
Регистратор на этом минивэне — не «мини», как на других, а стационарный.
Наиболее высокие требования предъявлялись именно к «медийной» составляющей системы. Головное устройство — непременно с навигацией и эрудицией. Последнее означает: чтобы понимала всё — диски, флэшки, смартфоны и рулевые кнопки. На эту роль выбрали мультимедийный навигационный центр Alpine INE-W920R, одновременно получив мощный цифровой процессор: задержки, кроссовер, системы Bass Engine и MediaXpander, параметрический девятиполосный эквалайзер с одиннадцатью предустановками, регулировка уровня и переключение фазы сабвуфера, в общем — полный джентльменский набор.
Вторым пунктом шёл потолочный монитор с приличным размером экрана и собственным источником сигнала — чтобы можно было организовать при необходимости и вторую зону обслуживания. На эту роль выбрали тринадцатидюймовый Intro JS-1340 DVD. В основном режиме он получает видеосигнал от головного устройства, при автономной работе — от своего DVD-проигрывателя, слушатели в этом случае пользуются инфракрасными наушниками. Корпус обшили такой же алькантарой, как и потолок — поэтому инородным телом монитор никак не выглядит.
Фронтальная акустика — известная своим потенциалом в смысле неискажённого звукового давления CDT EU-61CV, установлена в штатных местах: мидбас — в двери, пищалки — в треугольники зеркал. Естественно, все посадочные места доработаны. В дверях появились переходные кольца, все лишние отверстия заглушены, двери вибродемпфированы. Кроссоверы там же, под обшивками, с тем, чтобы тянуть в двери меньше проводов. Коаксиальная тыловая акустика CDT Audio CL-6EX — в штатных пластиковых коробах, их тоже пришлось слегка доработать.
Главным требованием к головному устройству был широкий круг общения: от спутников до флэшек.
Сабвуфер мастера студии довольно неожиданно рекомендовали поставить десятидюймовый, гарантировав, что «мало не будет» и дав такую же гарантию, что играть будет на пять баллов. Уверенность основывалась на опыте работы с головкой CDT Audio HD-1000CF, для которой изготовили закрытый корпус-«стелс» объёмом около 20 л и спрятали его за левой задней обшивкой. Технология изготовления — комбинированная. Задняя стенка выклеена из стеклоткани «по месту», передняя панель — фанера, сопрягающие поверхности — снова стеклопластик, но уже по формообразующей оболочке из ткани — та самая «текстильная технология», по которой построены буквально тысячи сабвуферов и подиумов.
В правой боковине салона за облицовкой установили шестиканальный усилитель Audio System X-75.6. Не столь частый сегодня образец «чисто шестиканального» аппарата, а не заранее скоммутированного внутри на пять каналов. В данном случае это означало лишь оптимальное распределение мощности между звеньями системы, в других — создаёт свободу манёвра, за что в студии этот усилитель приметили и взяли на вооружение. Здесь схема включения очевидна: два канала на фронт, два на тыл, два — мостом на сабвуфер. Межблочные кабели во избежание неприятностей пустили по потолку, силовой — по правому порогу.
Проект себя вполне оправдал — из рядового семейного фургончика получился комфортабельный микроавтобус, на котором можно с максимальным удобством путешествовать и по восьмирядному шоссе, и по настоящему, не размеченному на полосы простору. Не в тесноте и уж точно — не в обиде…
Установка акустики в двери их визуально не изменила. Изменило другое…
«Голую» дверь проклеили изнутри.
Закрыли технологические окна (обратите внимание на бренд «вибры», кстати).
Поверх виброизоляции положили шумоизоляцию.
И, через опорные кольца — новые мидбасы. Кроссоверы поставлены здесь же.
Вторую зону можно сделать полностью независимой от первой, водительской.
С правой стороны в металлоконструкциях спрятан шестиканальный Audio System — «один за всех».
Залог независимости — крупный (на 13 дюймов) монитор со своим проигрывателем и игровым блоком.
Слагаемые комфорта: сабвуфер, тыловая акустика, откидной столик. Что важнее? Да всё важно…
Комфорт будет создаваться здесь, после «зашумливания», установки акустики и сабвуфера (его только начали строить).
Три технологии одного сабвуфера: тыльная часть выклеивается «с натуры».
Передняя стенка — из фанерных плоскостей.
Окончательно форму придаёт стеклопластик «по ткани».
«Нас встретит радостно у входа…» — это если открыть заднюю дверь.
SQ
Прослушивание велось по стандартной программе с добавлением нескольких новых треков с полновесным низкочастотным диапазоном — было интересно, насколько хорошо поведёт себя «десятка» в салоне такого объёма. Рекомендация мастеров оправдалась, даже более чем: бас исключительно аккуратный, мощный и приятный на слух. Фронтальная акустика работает отлично, к тональному балансу и сцене претензий нет. Весь диапазон отыгран достаточно гладко, на слух ни один инструмент не выпирает, все тембры передаются натурально, без акцента. Солисты и хор звучат живо, сочно, стереопанорама хорошая. Несколько мелких штришков было в зоне стыковки мидбаса с сабвуфером, но система свежая, ещё не разыгралась как следует. В целом звучание очень порадовало.
RTA
АЧХ системы — довольно редко встречающаяся и характерная скорее для домашнего аудио, нежели для автомобильных систем. С одной оговоркой: чтобы дома получить такое распределение уровней звукового давления ниже 40 Гц, понадобятся колонки стоимостью в Starex каждая. Нижний бас в системе никак не выделен, уровень остаётся примерно постоянным до 300 — 400 Гц, да и там меняется незначительно. На фоне общей плавности АЧХ огрехи в области среднего баса — единственное, что привлекает критический взор, но и они, как было сказано, скорее всего, явление временное. Очень достойно, прошу заметить, фронтальная акустика отыграла верхний край диапазона.
A PROPOS
Тест мультимедийной станции Alpine INE-W920R
Тест усилителя Audio System X-75.6
Тест акустики CDT Audio CL-6EX
Тест сабвуфера CDT Audio HD-1000CF