Черчиллю приписывают такое высказывание: «Искусство политика заключается в умении предсказать, что будет завтра, через месяц, через год, а потом — объяснить, почему этого не случилось».
Реванш
Не вторгаясь в политику сверх абсолютно необходимого, рискну сделать осторожный прогноз, основанный на целом круге наблюдений, в число которых входят и сделанные в ходе этого теста. Вот: я не исключаю, что в обозримом будущем мы увидим своего рода ренессанс коаксиальной акустики. Вернее, даже не ренессанс, а реванш за те унижения, которые ей многие годы приходилось терпеть со стороны акустики компонентной. Динамики, устроенные наиболее логично и состоятельно с естественнонаучной точки зрения, уже давно находятся в тени других, к строению которых подобных (естественнонаучных) претензий намного больше.
Prology PW-6 | JVC CS-ZX640 | Kenwood KFC-PS1795 | DLS M326 | Audio System CO 165 | Vibe Black Air 6-V1 | JBL GTO 629 | Rainbow DL-X6 | Phoenix Gold Ti265PS | Eton PRX 170 | Audison Voce AV X6.5 | Focal K2-Power 165 KRC
В теории всё логично и стройно. По мере повышения частоты подведенного к динамику сигнала его диффузор сначала движется как одно целое (это — поршневой диапазон), потом зона колебаний захватывает только его часть (зонный диапазон, логично, да?), площадь которой по мере роста частоты уменьшается, стягиваясь к центру, точнее — к периферии звуковой катушки, служащей источником этих колебаний. В какой-то момент, зависящий от частоты и размеров катушки, излучать динамику становится нечем. И тут… И тут это начинает делать вторая головка, входящая в состав двухполосной системы, — пищалка. Расположенная где? Где-то… рядом или совсем далеко, в любом случае — не там, откуда звуковые колебания распространялись до этого. Почему не там же, в центре только что замолчавшего диффузора? А потому, что это труднее, чем приклеить туда колпак или установить в центр фазовыравнивающую пулю, а пищалку поставить куда-нибудь ещё. Главная инженерная трудность здесь заключается в том, что оптимальный, испытанный на практике тысячи раз сотнями производителей диаметр звуковой катушки меньше оптимального, испытанного не меньше, диаметра корпуса пищалки. Казалось бы, надо работать, увеличивая одно или уменьшая другое. Как-то решать вопрос. Но вопрос решали немногие, и не все потом оставались верны найденному решению, проще было сделать как все: из отходов «компонентного производства» склепать мидбасы и поставить пищалку на пьедестал в центре. Немедленное следствие — возникновение акустической тени и интерференция излучения центральной части диффузора и корпуса твитера. С этим боролись и борются, но до последнего времени как-то вполсилы, играет — и ладно, кому надо, чтобы хорошо играло — милости просим за компонентниками, там мы и кроссовер нормальный сделаем, и что прикажете…
Доводы яйцеголовых не то чтобы не слышали, их игнорировали, дело надо делать, а вы тут со своими когерентными излучателями… Однако если кого-то не убеждает наука, его убедит бухгалтерия. Интеграция и невмешательство в конструкцию автомобиля, даже в пределах салона, стали трендом. И чаще, чем прежде, граница допустимого вмешательства стала проходить на таком уровне, когда вариант установки компонентной акустики, с переделкой (чаще всего — неизбежной) посадочных мест для пищалок и перепрокладкой проводов в двери, оказываются отвергнутыми владельцем кредитно-гарантийного автомобиля. Коаксиалы в дверях были бы решением, если бы… они играли как полагается. То есть если бы производители ими занимались не как побочным продуктом, а всерьёз.
Участники этого теста, пусть не все подряд, внушают надежду на реванш. Признаки — следующие. Лишь у немногих, прошедших этот тест, АЧХ оказались «так получилось». У большинства частотные характеристики по оси, и особенно под углом к ней, показывают: над акустикой работали. Если отбросить первую подгруппу, то во второй тоже налицо как минимум два отряда. Есть акустика «лобовая» или «почти лобовая», где наилучшая АЧХ достигается при малых углах отклонения, или (своего рода подотряд) угловая АЧХ в той или иной мере зеркальна осевой, тогда при определённых углах ориентации оси произойдёт сложение прямого и отражённого сигналов требуемым для достижения тонального баланса образом. Среди них были такие, что впору ладить домашние колонки, если бы только не резонансная частота, выбранная «по-автомобильному». Впрочем, попалась пара и с «домашним» резонансом, так что вопрос не закрыт.
Второй отряд — акустика, заранее, намеренно, специально спроектированная для излучения под большим углом к оси, именно так она показывает себя во всей красе. У нас были и те и те, к установке — разные, естественно, требования.
Другой признак ренессанса — всё более частое появление взамен рудиментарных конденсаторов в цепи пищалки выносных кроссоверов, иногда — вполне взрослых и качественных. Ещё один — производители стали по-умному организовывать возможность акустической настройки акустики, делая пищалки наклонными, поворотными, с акустическими дефлекторами.
И наконец, качество полосных излучателей. Пищалки сплошь и рядом — нормальные, шёлковые, а не пластиковые затычки «бери, что дают», в конструкции мидбасов довелось увидеть очень даже продвинутые решения, линейность у лучших из участников оказалась завидной по любым меркам.
Исходя из повадок сегодняшних испытуемых, мы внесли небольшое дополнение в графики АЧХ. Там, где имелась степень свободы в ориентации пищалки, ставили её в два положения: максимально правильное (на слушателя) и противоположное. Разумеется, АЧХ выходили разными, по-другому и быть не могло. Интереснее то, что у лучших участников теста было отчётливо видно: они такими не получились, их такими сделали.
Возможно, через какое-то время мне придётся объяснить, почему не сбылось моё предсказание. Я объясню, но пока давайте брать всё от дня сегодняшнего. В коаксиальном формате…
Участники этого теста, пусть не все подряд, внушают надежду на реванш
КОМУ — ЧТО
Козьма Петрович Прутков (знаете такого) говаривал: «Каждый… необходимо приносит пользу, будучи употреблён на своём месте». Наша задача — это место найти.
Открывают парад уместных и своевременных яркие и запоминающиеся Vibe. Они будут прекрасно чувствовать себя и в двери, и особенно на задней полке — там они будут видны во всей красе. Наилучшим образом проявят себя в роли тыловой подзвучки (в этом нет ничего обидного, всякий труд почётен) Prology и DLS, к тому же в силу компактности их легче пристроить «на своё место». Для установки в штатные места в дверях весьма привлекательны JVC — у них небольшая глубина и высокая чувствительность.
Отличный кандидат для работы на отражение Kenwood. Впрочем, и при обычной (правильной) установке акустика обеспечит приемлемый частотный баланс. Нелинейные искажения низкие, чувствительность — высокая, цена — скромная. Наградой за скромность и чувствительность будет наша «Рекомендация».
Ещё две «Рекомендации» получают Audio System и JBL. Динамики выделяются кроссаксиальной конструкцией — пищалка установлена под углом, а это даёт дополнительные возможности настройки как при обычной установке, так и с работой на отражение. Кроме того, за счёт пониженного импеданса JBL выдаёт «на-гора» немалое звуковое давление при работе от встроенного усилителя ГУ.
Переходим к «Фаворитам» — их тоже трое. Eton и Rainbow отличает оптимальное сочетание параметров низкочастотного звена и почти безупречный тональный баланс, но эта акустика боковые углы не жалует, а потому установка может оказаться не самой простой. Входит в эту группу и Phoenix Gold, выполненный по высоким стандартам «точечного излучателя». Однако и он любит работу «в лоб» или близко к этому, что может усложнить монтаж, поэтому «Фаворит».
«Лидеров» теста два — Audison и Focal. Оба отличаются характерным звуковым почерком, а благодаря поворотной пищалке — возможностью точной настройки звучания. Высокая чувствительность сочетается с большим запасом неискажённой громкости, тональная точность — с отличной проработкой деталей.
Коаксиальная акустика 6 дюймов (без ограничения цены) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЦЕНА | D | d | Dэфф. | Re | 100 | 300 | 1 к | 3 к | 10 к | |
Prology PW-6 | 1150 | 132 | 25 | 130 | 3,7 | 0,77 | 0,33 | 0,66 | 0,79 | 0,35 |
JVC CS-ZX640 | 1890 | 120 | 30 | 116 | 3,4 | 8,9 | 0,42 | 1,9 | 1,4 | 3,2 |
Kenwood KFC-PS1795 | 2230 | 127 | 25 | 125 | 3,6 | 0,91 | 0,25 | 0,86 | 1,0 | 0,93 |
DLS M326 | 2790 | 128 | 25 | 126 | 2,4 | 1,0 | 1,5 | 2,4 | 1,2 | 0,28 |
Audio System CO 165 | 3020 | 129 | 25 | 127 | 3,3 | 1,1 | 0,44 | 0,76 | 0,34 | 2,3 |
Vibe Black Air 6-V1 | 3290 | 127 | 25 | 125 | 3,4 | 3,2 | 0,16 | 0,9 | 1,0 | 1,7 |
JBL GTO 629 | 4400 | 135 | 25 | 133 | 1,7 | 5,6 | 0,33 | 4,6 | 3,6 | 2,2 |
Rainbow DL-X6 | 4680 | 130 | 25 | 123 | 3,5 | 0,8 | 1,0 | 0,8 | 0,44 | 0,16 |
Phoenix Gold Ti265PS | 5900 | 132 | 32 | 128 | 3,4 | 0,66 | 0,44 | 0,56 | 0,65 | 0,8 |
Eton PRX 170 | 6290 | 134 | 25 | 132 | 3,2 | 1,1 | 0,43 | 1,5 | 0,69 | 0,59 |
Adison Voce AV X6.5 | 9568 | 130 | 25 | 123 | 4,0 | 0,61 | 0,41 | 0,68 | 0,32 | 1,1 |
Focal K2-Power 165 KRC | 16358 | 130 | 25 | 123 | 3,2 | 1,9 | 0,44 | 0,63 | 0,43 | 0,49 |