ДРАМАТУРГИЯ
Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить.
А.П. Чехов
Студентам театральных училищ, возможно, разъясняют второй, скрытый смысл максимы великого драматурга. Я его увидел самостоятельно.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт
- Источник: OEM ГУ
- Процессор: Audison Bit One
- Усилители: E.O.S. AE-4100.1 LE V2, Focal FD 2.350
- Акустика: Focal Performance PS 165F3
- Сабвуфер: E.O.S. AA-WB10
Скрытый смысл (как он видится мне, самоучке) таков: если в первом акте ружьё висит на стене, то в этом акте оно точно не выстрелит и до финального акта останется висеть во всём пессимизме этого состояния.
Штатно в этом автомобиле было повешено отнюдь не дешёвое ружьё — аудиосистема Bang & Olufsen. Очень полезно, что на видных местах салона это имя появляется на изумительно выполненных шильдиках. Если бы не они, трудно, даже невозможно было бы заподозрить знаменитую фирму в причастности к этой опции. Звучание никак не соответствовало затраченным средствам: максимальная громкость заметно ниже той, которую можно ожидать от системы с усилителем (10 каналов, 505 Вт, это — из буклета), звуковая сцена практически отсутствует, притом, заметим, что фронт — трёхполосный, с серединками под лобовым стеклом и обширными, под 200 мм, басовиками в дверях. Нет и намёка на нижний бас, хотя нечто пластмассовое внутри запасного колеса называется (в буклете) сабвуфером и даже пытается (в жизни) им работать. В общем, аудиосистема в машине была, но… в общем, висела, не более того.
Заказчику же требовалось, чтобы стреляло, и конечную цель он обозначил предельно чётко: качественное звучание в адекватном бюджете и без видимых изменений в салоне. Детали звуковой драматургии и сценографии были оставлены на усмотрение профессионалов.
Источник сигнала сохранили штатный. Почему — объяснять уже некоторое время нет нужды: эстетика, системная интеграция, безупречная, эталонная для всего мирового автопрома эргономика и прочая, и прочая… Интеграция в данном случае даже превосходит обычные масштабы: в штатном головном устройстве не только нет, но и не может быть линейных выходов, по концепции системы сигнал по оптике идёт на усилитель, расположенный в левом заднем крыле, там всё и происходит. К счастью, имеется возможность извлечь сигнал линейного уровня из усилителя до того, как он начнёт раздавать его на свои 10 каналов (505 Вт) самым неведомым и не подлежащим вмешательству образом. Сочли, что для нужд новой системы это даже хорошо: длина межблочных кабелей значительно сокращается.
Среднечастотник в штатном месте. Такое случается нечасто…
Фронт, разумеется, решили оставить трёхполосным, нечасто у нас штатные места для трёхполоски падают прямо в руки. И (тоже разумеется) — с полностью поканальной схемой усиления. Такая драматургия требует семи каналов усиления: две пищалки, две серединки, два мидбаса и сабвуфер. Подготовку сигнала для всех полос поручили процессору Audison Bit One, дальнейшую же структуру усилительного тракта выбирали, исходя из ряда противоречивых критериев. Усилители должны быть мощными, музыкальными, при этом компактными и не вопиюще дорогими. Рассмотрев несколько из уже опробованных вариантов, решили сделать шаг вперёд и остановились на решении, довольно смелом во всех отношениях: схемном, технологическом и географическом. Один усилитель — привычной для студии марки, национальную принадлежность которой теперь, наверное, следует описывать словом «вежливый». Это означает: то, что российский, нигде не сказано, но все знают. В общем, E.O.S… Схемное решение нетривиально: пятиканальный AE-4100.1 LE V2 класса AB работает на среднечастотники, пищалки и сабвуфер. Для мидбасов — нескрываемый француз (география), импульсник (технология). Это — новейший двухканальник Focal FD 2.350, аналогичный четырёхканальной модели, что побывала у нас в тесте незадолго до описываемых событий, что, как вашего покорного слугу проинформировал Дмитрий, сказалось на принятии решения. Усилители установили в нише запаски. Там, где прежде помещался штатный «типа сабвуфер», нашлось место обоим усилителям (одному — даже с большим запасом) и процессору.
Штатной акустике тоже нашли место. Слева от въездных ворот, вывозят раз в неделю. Пластиковые динамики за толстенной решёткой с микроскопическими отверстиями — это издевательство над звуком. Освободили «операционное поле», стали примерять акустику. Уже оценив вкус и аромат новейшего французского, выбрали комплект Focal Perfomance PS 165 F3 — последнее пополнение серии FLAX (вы у нас об этом читали — сэндвичный материал на основе льняного волокна). Среднечастотники встали в штатные места на торпедо без особых дополнительных усилий, мидбасы — в двери, тоже в штатные места, но уже по полной программе. Привести огромные штатные отверстия к нормальным 6,5 дюймам помогли кольца из фанеры, окрашенные в фирменный оранжевый цвет, новые динамики закреплены болтами с запрессованной гайкой, никаких саморезов. «И толстый-толстый слой…» не шоколада, конечно, а фирменного вибродемпфера — четыре слоя разных материалов.
Умеете читать кверху ногами? Вот и прочтите. Bang & Olufsen. Ведь красиво же…
С пищалками пришлось поработать: заказчик просил сохранить штатные треугольнички с надписью «Bang & Olufsen», изысканность которых никто не отрицает, как никто не отрицает и их неприспособленность к качественному звуковоспроизведению. Штатная ориентация пищалок была, мягко говоря, нетрадиционная (16+). Пришлось ювелирно вырезать лишнее и установить новую пищалку максимально правильно с точки зрения звучания.
Сабвуфер решили поместить в левом заднем крыле — стоявший там штатный усилитель вежливо попросили подвинуться и на освободившемся месте выстроили корпус «стелс» объёмом 17 л по инновационной «мозаичной» технологии, источником вдохновения для которой послужил (возможно, просто предполагаю) фокаловский FLAX. Начальный этап строительства виден на фотографии — на подготовленной поверхности размещаются фанерные «квадратики», затем пространство между ними заполняется полимерной мастикой с большим содержанием органического наполнителя, обеспечивающего (как FLAX) высокое внутреннее демпфирование. Получившаяся «скорлупа» дальше обрабатывается по привычной схеме: лицевая панель, кольцо динамика, болты, отделка, решётка. По сравнению с традиционными корпусами из стеклопластика конструкция выходит более жёсткой, коэффициент использования объёма заметно выше, чем при аппроксимации кривых отрезками плоскостей, а подавление вибраций лучше, чем в любой иной технологии.
Как и предписывают законы жанра, «человек с ружьём» появился именно в последнем акте. Совершенно случайно и совсем по другому поводу в момент сдачи машины заказчику в студии оказался сотрудник представительства Bang & Olufsen в Москве. Увидев то, что стояло в машине раньше под этим брендом, он был несколько озадачен, а когда ему продемонстрировали звучание обновлённой системы, состоялась немая сцена — тоже важный элемент драматургии.
Эстетика и эргономика в Audi близки к совершенству. Любое вмешательство в них было бы пагубным.
И здесь красиво. И за это спасибо Бангу и Олуфсену.
Сохранив экстерьер треугольников зеркал, ориентацию пищалок в них привели к традиционной. В смысле — оптимальной.
На память и в назидание: что скрывалось за красивыми грилями.
Здесь у нас что? А здесь ничего. Казалось бы…
Как ни парадоксально: нормальный средний бас появился с заменой динамиков новыми, в полтора раза меньше.
Сабвуфер почти целиком спрятался за левую боковину багажника.
А вот где прячется остальное: итальянский Audison, французский Focal и, в самом низу — «вежливый» EOS.
Объём, в который предполагалось поместить корпус сабвуфера.
Начало работы над оболочкой корпуса. Сколково, да и только…
SQ
Звучание интересное и приятное, особенно удалась «сценография». Штатное расположение среднечастотников оказалось удачным: они достаточно далеко отнесены от слушателя, а работа с большой долей отражённого сигнала ничему не повредила. Ожидаемый при установке динамиков под стеклом «рупорный эффект» никак себя не проявил — тональный баланс нейтрален и приятен на слух, ни один инструмент в среднем регистре не вылезает, скрипки не «скрипят», голоса звучат открыто. По строгим меркам фокусировку можно признать неидеальной, но в целом всё стабильно. Порадовал и низкочастотный диапазон — ровно, мощно, но без натуги.
RTA
АЧХ радует не только ухо, но и глаз: она практически горизонтальна в области от мидбаса до высоких частот с небольшими и нестрашными отклонениями. Басовый фундамент захватывает широкий диапазон, включающий и зону ответственности басовиков фронта, это впечатляет, если учесть, что в ходе замены акустики калибр этих излучателей уменьшился в полтора раза. На нижнем краю звукового диапазона система доигрывает «до конца», на верхнем — показывает, во что трансформируется традиционная для пищалок Focal АЧХ с подъёмом к самым верхним частотам после грамотной и тщательной установки.
A PROPOS
Тест процессора Audison bit one
Тест акустики Focal Performance Expert PS165F3
Тест усилителя Focal FD 2.350