ПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ
Что это — мы уже знали. И буквы загадкой не были, ни одна. Непонятно было лишь, почему дробь вышла правильной.
34500 руб.
серийный №00303191400002
Габариты 198 х 135 х 45 мм
Масса 1,5 кг
Кто не следил за событиями в мире (да ладно, разве здесь есть такие?), сообщим или напомним: AP означает Audison Prima, это даже не серия, а «система вооружения», новейшая у итальянской фирмы, где все модели техники увязаны между собой для использования по отдельности (что несложно) или же в основательно продуманных итальянскими головами сочетаниях. Самый функционально насыщенный представитель системы — этот, где 8 означает восьмиканальный усилитель, а 9 — девятиканальный цифровой процессор. Вот это и озадачило: по нашим данным, процессор в звуковом тракте предшествует усилителю, почему цифры стоят в порядке правильной дроби, а не как на самом деле. Разгадка (лучшая из имеющихся, у кого есть круче — примем в дар): девятка должна была оказаться возможно ближе к слову bit, это — символ не просто системы, а совершенно новой философской концепции Audison, полное имя концепции — bit Drive (и маленькими буквами your sound, для тех, кто ещё не понял, про что это).
Процессор в серии (системе) Prima — переходящий и унифицированный, такой же встроен в четырёх- и пятиканальный усилители AP4.9bit и AP5.9bit, и отдельно он, насколько известно редакции, не существует и даже особенно не планируется, это не вписывается в концепцию Plug&Sound, принятую для Audison Prima. Здесь интеграция доведена до максимально возможной степени, всё, что можно заранее соединить и свинтить вместе, соединено и свинчено, человеку, как и положено в третьем тысячелетии, оставлен только вдохновенный творческий труд.
Взглянем сначала на то, что свинчено (и как), потом перейдём к вдохновенному, мало не будет, обещаю.
Корпус отлит из алюминиевого сплава, на боковых поверхностях небольшие рёбра и вентиляционные окна, закрытые мелкой сеткой. Углы корпуса скруглены, в них углубления под крепёжные винты. Г-образная стальная крышка образует боковую стенку и дно корпуса. Логотип AP8.9bit на верхней панели при включении подсвечивается синим. Все соединения расположены на длинной (относительно) боковой стенке корпуса. Расположены очень плотно, потому что длинная стенка лишь относительно, а соединителей много абсолютно.
Обратите внимание: на корпусе всего два механических переключателя. Один сейчас не очень важен, он включает режим перепрошивки процессора, когда есть чем перепрошивать. Второй (голубое колёсико с цифрами по кругу) при всей миниатюрности и даже малозаметности — очень интересная задумка конструкторов, благодаря которой устройство можно программировать вообще без компьютера. В известных пределах, разумеется, но можно. В обширной, на десятки страниц, инструкции несколько разворотов подряд посвящены именно этому колёсику. Откроем наугад: страница, посвящённая тому, что будет, если выбрать пресет №2 (стрелочка на колёсике смотрит на эту цифру). Устройство конфигурируется для системы с поканальным трёхполосным фронтом и сабвуфером, с уже введенной коммутацией каналов, частотами раздела полос и задержками, настроенными на место водителя. Пресет №3 (к примеру) — для двухполосного фронта и тыла плюс сабвуфер, при этом каналы, предназначенные для фронта, сами собой собираются в два моста. Пресет №… Ну, в общем, «и так семь раз». Восьмое положение колёсика, обозначенное нулём — для программирования с компьютера по своему вкусу и вдохновению.
Установив, подключив и запустив, видим совершенно новый пользовательский интерфейс, теперь всё — на одном экране и очень наглядно. Начинается процесс вдохновенного труда с выбора конфигурации. Предельно понятная картинка позволяет обозначить свои творческие планы — сколько где полос, что поканально, что нет, а также (это важно, потому что инновационно) — какие из каналов будут простыми, а какие — мостовыми. Разница в мощности, по той же многостраничной инструкции, существенна: каждый из восьми каналов отдаёт в нагрузку по 35 Вт (на 4 Ом) или же, при попарной работе — по 130 (на пару мостом). Позже мы это проверили, в своё время узнаете о результатах проверки.
Если в процессе конфигурирования начать зарываться, устройство сообщит о том, что каналы кончились, перекрасив символ автомобиля в красный. Дескать, столько у меня нет. С восемью каналами, правда, надо сильно зарваться. Впрочем, именно за этим дробь и сделана правильной: девятый канал процессора не соединён ни с чем в корпусе устройства и выводит сигнал для внешнего сабвуферного усилителя, например, беспроцессорного AP1D «той же системы».
Входы тоже выбираются (или могут выбираться) на этом этапе. Так называемые «главные» (Master) — это входы высокого уровня с выбираемым (или отключаемым) методом включения питания: по сигналу или по постоянной составляющей, такова концепция Plug&Sound. Для тех, кому повезло с линейниками — два входа Aux под RCA (или тоже под высокий уровень, здесь конфигурируется всё). Для тех, кто в третьем тысячелетии расположился основательно — оптический вход. Без компьютера входы тоже можно переключать, даже двумя способами: есть два командных провода на контактной колодке входов, есть возможность достичь этого же результата с пульта DRC.
Теперь можно приступать к созданию произведения собственного искусства, для этого есть всё необходимое: полный набор фильтров во всех каналах, десятиполосный параметрик и блок временных задержек. Это не считая мелочей типа раздельной рихтовки каналов по чувствительности и бонусов (уже не мелочей) — системы «разэквализации» при подключении к штатной системе, динамического ограничителя уровня (от греха подальше), ячеек оперативных «субпресетов» — два варианта настройки звукового поля при той же общей конфигурации и полный сервис загрузки и выгрузки пресетов. Здесь простор для вдохновения ещё шире: можно грузить свои с компьютера или же прямо из этого интерфейса подключиться к фирменному серверу и поискать там.
Опыт (нетривиальный) работы с настройками процессора отражён в соответствующих разделах, а пока приобретаем…
Личный опыт
Для прослушивания в стандартном тракте (Bryston и Monitor Audio) настройки процессора были обнулены, а пары каналов 1 — 2 и 7 — 8 включены в мост. Есть мнение, что в большинстве не вполне поканальных систем будет востребовано именно мостовое включение, поэтому условия можно считать максимально приближенными к реальности.
Набор фонограмм включал запись оркестра ВВС США (играли Глена Миллера, естественно), «Токката ре-минор» Баха в обработке Ж. Лусье и полную версию «Полёта валькирий» Вагнера, с вокалом и всеми делами. Плюс коммерческие записи разных лет.
Бас оказался очень живой, плотный, контроль со стороны усилителя хороший. Диапазон средних частот насыщенный, отлично передаётся атака струнных инструментов. Рояль Лусье — живее всех живых, щёточки-тарелочки — с богатым тембром, рассыпаются хрустальными брызгами. Макродинамика и интермодуляция: первого — сколько хочешь, второго — ни грамма. Спасибо Вагнеру — такой напор в среднем регистре не всякий усилитель выдерживает, но никаких призвуков на слух не замечено. Микродинамика великолепная, все тончайшие звуки отлично слышны. Местами даже возникает впечатление, что «цифра» ненавязчиво их подчёркивает. Стереокартина — как живая. Даже странно было видеть, что всё это проделывает маленькая чёрная коробочка, подключённая лишь наполовину…
- Класс усиления D
- Номинальная мощность по заявке (12 — 14,4 В, КНИ = 1%, 4/2 Ом), Вт 35/65
- Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4/2 Ом), Вт 42/79
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % 0,0083/0,0085
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % 0,012
- Входная чувствительность, В 1,9 — 15,4
- Отношение сигнал/шум*, дБА 86
- *По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.
Одна из реализуемых конфигураций: поканальная «трёшка», тыл с пассивными кроссоверами, канал сабвуфера будет внешний.
Другой вариант использования имеющихся восьми каналов: фронт 2,5-полосный, с крососверами между СЧ и ВЧ, зато басовики фронта работают от мостовых пар каналов.
А вот это — извините, — говорит Prima: поканальный фронт с мостами на НЧ, да к этому сабвуфер — столько у меня нет. Скромнее надо быть.
Разобравшись с назначением каналов, надо определиться, какой будет куда. Опытные (уже есть такие) люди советуют: если назначить каналы вот так (а не 1 — налево, 2 — направо и так далее), жгут выходных проводов разойдётся по бортам машины гораздо аккуратнее, без «змеиной свадьбы». Машина здесь красная, потому что на тыл второй раз поставлен канал 6. Сменим на 7 — позеленеет.
Главное (и единственное) окно настроечного интерфейса. Настройка фильтров и эквалайзера заимствована из одного из готовых пресетов: подрезанный снизу тыл с подавленным салонным резонансом. Параметры фильтров выбираются в цифровых окошках, с эквалайзером работают мышью: курсором включаются новые полосы (точки на оси частот), таскаются по уровню и частоте, колёсико мыши меняет добротность. Две полосы параметрика — фиксированные по частоте: на 20 Гц и 20 кГц. Между ними можно воткнуть ещё восемь, причём этот процесс сопровождался интересными подробностями.
Смотрите: во-первых, масштабы по оси частот и уровней можно менять, чтобы была подробнее показана область, в которой работаем, сейчас — от 200 Гц до 5 кГц с чем-то. Ввели коррекцию на двух частотах, 500 Гц и 2,5 кГц (примерно).
Начинаем придвигать правую точку коррекции к левой, и как только корректирующие кривые (при всей их условности) налезают одна на другую, они сливаются в одну.
Как это отразится на реальных кривых коррекции — покажут измерения, пока запомним увиденное.
Примеры АЧХ фильтров: ФВЧ с характеристикой Баттерворта и всеми возможными значениями крутизны, ФНЧ — с крутизной 12 и 24 дБ/окт. и характеристиками Баттерворта и Линквица — Райли. С этим, кажется, всё ясно.
А вот как проявляется эффект перехода «двугорбой» кривой в «одногорбую» в реальности. Именно так, как показывает пользовательский интерфейс. То есть система понимает: если вы корректируете АЧХ на близкорасположенных частотах, вам наверняка нужна коррекция относительно широкой полосы целиком, и пересчитывает АЧХ корректора. Более того, если сдвинуть частоты ещё ближе, процессор выключит одну из полос, а второй снизит добротность, чтобы получилась единая кривая. Пример такой интеллектуальной работы эквалайзера приведен, всё в итоге получается плавно и хорошо.
Кривые АЧХ эквалайзера выглядят непривычно: под собственно «колоколом» возникает более широкий фундамент. Вряд ли это случайность, но деталей конструкторской мысли нам не сообщили. Отдельной кривой показана работа эквалайзера на двух «обязательных» частотах на краях диапазона.
Всё предшествующее касалось «девятки» — процессора и системного интегратора. А вот это — работа «восьмёрки», собственно усилителя. Заявленные значения мощности (35 и 65 Вт на типовых нагрузках) оказались превышены, это значит, при соединении пары каналов в мост обещанные 130 Вт тоже будут перекрыты, искажения в рабочем диапазоне мощностей завидно низкие, рост на малых мощностях в большей степени обусловлен интерференцией с цифровой измерительной станцией, мы с этим эффектом уже встречались. А теперь — главное: во-первых, AP8.9bit показал феноменальное, более 90%, приращение мощности при переходе на 2-омную нагрузку, с таким мы встречаемся впервые. Во-вторых, у усилителя оказалось стабилизированное питание, в результате точно такие же показатели были нами получены и при напряжении питания чуть выше 12 В.
Мед & Дёготь
«Маленькое чудо» — это банальность, не становящаяся от этого менее справедливой. AP8.9bit — феноменальное для таких габаритов сочетание силы и интеллекта. И даже не в этом главное, а в том, насколько последовательно здесь проводится в жизнь принцип Plug&Sound (именно Sound, а не просто Play, как мы убедились). Разобраться в методологии настройки на нужную конфигурацию не так просто, но разобраться стоит. А если нет опыта или мыши потратили любимый ноутбук, на помощь придёт голубое колёсико. В общем, очень правильная дробь…