Мы не уточняли, насколько дорогие. Как в прошлом месяце не уточняли, насколько дешёвые. Опыт тогда удался, вот мы и развиваем успех.
Само по себе это задание содержало элементы вызова. Когда дорогим становится многоканальный аппарат, источник дороговизны хотя бы отчасти интуитивно ясен: транзисторов-резисторов, переключателей-разъёмов и прочего должно быть по числу каналов, то есть как минимум много. Остальные статьи расходов — это уж как пойдёт. Здесь же у нас собирались самые простые (по логике работы), но далеко не самые дешёвые образцы усилительной техники. Согласитесь, любопытно, что куда пошло…
ГДЕ ДЕНЬГИ?
Rainbow iPaul 2.400 White | Rockford Fosgate P500X2 | CDT SQA-2130 | Focal FD 2.350 | Ground Zero GZHA 2350XII | Eton PA 560.2 | Soundstream REF2.640 | Dragster DAF4002 | Revolt HS 100.2 | MD.Lab AM-SQ 200.2 | Phoenix Gold Elite.2 | Hertz HP 802 | Mosconi Zero 3
Ответов на этот вопрос нашлось несколько, разных, и вместе они составляли довольно причудливую схему бухучёта. Самая простая составляющая ответа на вопрос «где деньги?» — в мощности. У всех участников этого теста мощность даже на обычной, 4-омной, нагрузке выражалась трёхзначным числом. На двух Омах участники густо наследили на всём первом полкиловатте, а некоторые не без успеха преодолели и этот рубеж.
Второе: линейность как один из фундаментальных показателей качества усиления. В отличие от бюджетных собратьев, побывавших здесь месяц назад, где низкие искажения у отдельных участников были поводом для праздника в доме, дорогие аппараты в этом отношении себя показывают, как подобает. Однако разнообразие есть и здесь. Дело в том, что нелинейные искажения — функция выходной мощности, а корректнее будет сказать — доли от максимальной выходной мощности, при которой они измеряются. У нас приняты стандартные референсные точки: одна десятая от максимальной мощности на двух типовых нагрузках плюс — на 1 Вт при нагрузке 4 Ом, это — упрощённое представление тезиса о «первом ватте», важном для передачи музыкальных деталей. И вот здесь именно дорогие усилители ожидает каверза. Для аппаратов, работающих в традиционном классе АВ, характерна кривая искажений, которую мы между собой называем «коленкой», очень похоже. По мере снижения амплитуды выходного сигнала от рабочего диапазона мощностей (условно — 0,1 максимальной и около) нелинейности растут в силу особенностей работы транзисторов в классе АВ. И чем мощнее усилитель, тем дальше находится этот первый ватт и тем сильнее успевают вырасти искажения. У всех мощных? А вот и нет, как оказалось. Если в рабочем мощностном диапазоне все участники показали искажения от низких до феноменально низких, то на «первом ватте» настоящие мастера линейности оказались в меньшинстве. Конкретно: величина КНИ на одном ватте у рекордсмена теста по этому показателю и у наиболее отставшего различаются… в 60 раз.
Заметим: в последнее время хорошие значения этого показателя всё чаще демонстрируют представители нового поколения широкополосных импульсных усилителей, для них «коленка» не характерна. Так случилось и сегодня, притом что импульсник был ровно один. Остальные же мастера добились схожих показателей, действуя в рамках схемотехники класса АВ, за что несколько раз отдельно снимали шляпу перед разработчиками (шляпа на всю редакцию одна, в ней Шихман ходит, но он разрешил).
Одно это уже привело к «классовому расслоению» участников на мощные усилители для громко и мощные для необязательно громко. Первые наилучшим образом себя покажут в системах, рассчитанных на повышенные уровни звукового давления или в низкочастотных каналах многополосных систем, где одна-две десятки КНИ роли не сыграют. Вторые при всей их многоваттности можно ставить в самые изысканные и трепетные SQ-системы (хоть на пищалки в поканалке), а их мощность будет залогом динамического диапазона и макродинамики.
Ещё одна статья предполагаемых расходов изготовителя — фильтры. Наконец-то у нас собралась группа, в которой ни у одного участника «кривых» (то есть со сползающей крутизной или добротностью) фильтров не обнаружилось. Более того, у некоторых кроссовер оказался целой инженерной системой, выполненной прецизионным образом. Нам пришлось даже для многих разносить кривые, иллюстрирующие работу фильтров и корректоров, на разные графики, иначе образовалась бы разноцветная трудночитаемая каша. И это, напомним, у двухканальных, самых, казалось бы, простых усилителей.
Вопрос о важности качественных фильтров усилителя в эпоху цифровых процессоров мы не считаем дискуссионным: во-первых, система может быть построена по классическим канонам хай-энда (или некогда существовавших правил «беспроцессорных систем»). Во-вторых, встроенные фильтры и при наличии внешних иногда оказываются необходимы, и тогда желательно, чтобы они не были кривыми. В-третьих, не сочтите за снобизм, но если изготовитель дорогого аппарата не дал себе труд сделать нормальные фильтры, то как можно быть уверенным в том, что остальное он сделал правильно?
И ещё одно, что позабавило в этом тесте. Размер, как утверждают, имеет значение. Наверняка. Самый компактный участник теста отличается от самого крупного по объёму корпуса в 22 раза. А по мощности? Вдвое. Это, конечно, исключительный случай с тем самым единственным импульсником, но в рамках класса АВ получается тоже забавно: один к трём при мощности, различающейся на 20%. В общем, читайте, будет интересно.
У всех участников этого теста мощность даже на 4-омной, нагрузке выражалась трёхзначным числом
КОМУ — ЧТО
Помните анекдот про Вовочку? Где таблички на дверях — «примерные дети», «хорошие дети», «хулиганы», «Вовочка»? При подведении итогов расклад у нас получился похожий. Есть усилители очень мощные, но не совсем аудиофильские, есть аудиофильские, но не слишком мощные, и есть одно маленькое чудо.
Среди мощных и превосходно оснащённых — Rainbow и CDT с полнофункциональными кроссоверами. Особо отметим фазовый корректор и полупараметрический эквалайзер у Ground Zero. На фоне этих усилителей, отнюдь не слабаков, выделяются своей мощью Phoenix Gold и Dragster, второй занимает и первое место по габаритам. Для зрелищных инсталляций, когда размер имеет значение — лучше не найти.
Сразу несколько аппаратов отличились аудиофильским почерком: Rockford Fosgate, Revolt, Eton, MD.Lab. Кроссоверное оснащение MD.Lab и Rockford Fosgate не бесспорное, поэтому оба получают нашу «Рекомендацию».
Revolt и Eton, у которых, помимо фильтров «обязательной программы», есть и бонусы, становятся «Фаворитами». Третий «Фаворит» — Mosconi, подняться на верхнюю ступень пьедестала ему помешало лишь то, что кроссовер «как есть» излишне прост, а во всей красе усилитель покажет себя лишь с опционными модулями.
И наконец, «Лидеры». Их три, каждый представляет собой определённую школу «усилителестроения», иначе нельзя. Правда, классики не рекомендовали ставить рядом «коня и трепетную лань», но мы и не такое ставили.
Итак: Soundstream — вершина классической схемотехники, даже подчёркнуто классической, из того времени, когда усилитель должен был рассчитывать только на свои силы. Более чем солидная мощность сочетается с изумительно низкими искажениями, оснащение — выше всяких похвал.
Hertz — представитель схемотехники современной, поэтому более компактный. Мощный, с низкими искажениям, оснащённый идеальными фильтрами и великолепным параметрическим эквалайзером.
Focal — представитель импульсной схемотехники новейшей генерации, это он был упомянут во вступлении как единственный в этом тесте сразу по нескольким признакам: чудо импульсной миниатюризации с совершенно не миниатюрной мощностью, абсолютно не импульсными искажениями, продуманным и хорошо выполненным оснащением.