Ошибкой было бы думать, будто масленица — наше эксклюзивное национальное достояние. Под иными именами она существует повсюду.
СТАРИННЫЙ ПРАЗДНИК
Посягну даже на совсем святое: поедание в этот день блинов — духовная скрепа вполне интернациональная. Теперь вы поняли, к чему это я. К блинам. И пусть у тех, кому масленица — Fat Tuesday, они называются pancakes, а у кого на дворе Mardi Gras — вообще les crepes, у нас перевод свой: блины — это акустика 6 х 9 дюймов.
Revolt ELX 693 | JVC CS-HX6948 | Kenwood KFC-PS6995 | Kicker CS 693 | VIBE Black Air 69-V1 | JBL GTO 939 | Polk Audio DB691 | Alpine SPR-69 | Phoenix Gold Ti269PS | Focal PC 710
Наша масленица (как и обычная, у обывателей) отмечается раз в году, когда мы созываем на тест акустику этого типа. Года обычно хватает производителям, чтобы напечь свежих, так что повторное попадание «блинов» на наш лабораторный стол практически исключено. А поэтому можно (что мы любим и уважаем), взяв в руки нож и вилку, оценить, как меняются рецептура и ингредиенты.
Заметим, что праздник с «блинами» не только светлый, но и действительно старинный: этот типоразмер автомобильной акустики возник очень давно и явился в своё время настоящим прорывом в том, что тогда считалось качеством звучания, потому что сразу стало громко, сразу стало басовито, сразу (или не совсем сразу) стало красиво.
Громко — потому что по площади диффузора у 6 х 9 конкурентов среди широкополосной акустики нет. Ближайший преследователь стандартного калибра, 6,5 дюйма, уступает на треть, следующий, уже гораздо менее стандартный калибр 8 дюймов — это прибавка ещё на четверть. Осознавая это, при подготовке к публикации графиков АЧХ акустики этого размера, мы заранее расчищаем пространство для повышенной отдачи: верхним пределом на графиках становится 110 дБ, а не 100, как обычно.
Басовито… да вы уже прочли главное: каждый «блин» — это почти «восьмёрка». Два (а они ходят парами, это — закон, строгий и старинный) — больше «десятки» по площади диффузора. Площадь, конечно, не главное, здесь важны и параметры динамика, но они у большинства качественных «блинов» (об иных мы здесь не говорим) выбраны именно с расчётом оптимальной работы на нижних частотах. Это производителям было относительно просто сделать. Достаточно низкая резонансная частота легко получается в силу большой массы диффузора, а главное — любой динамик калибра 6 х 9 с гарантией будет работать в условиях free air, на практике — на объём багажника, исключения встречаются в инсталляционной практике настолько редко, что не считаются. А значит, какая у динамика сделана резонансная частота, такой она и останется после установки в характерное (и оптимальное) для него акустическое оформление. И главное — не промахнёшься…
Осознавая и это, а именно то, что в большинстве инсталляций от «блинов» будут ожидать существенного вклада в басовую картину мира, мы, уже не в первый раз, сопровождаем АЧХ, полученные измерениями в условиях, эквивалентных безэховым, кривыми, полученными путём моделирования АЧХ на низких частотах в типовом автомобильном салоне, как делаем в тестах сабвуферов. Вы скоро увидите: большинство испытуемых не зря берут на себя роль сабвуферного звена, у них для этого есть основания. А у некоторых — совсем серьёзные основания.
Что у нас осталось? Насчёт «красиво». Успехи акустики 6 х 9 в этом аспекте требуют, чтобы мы определились с терминологией. Общее правило (слегка огрубляя и округляя) таково: чем скромнее такая акустика выглядит, тем лучше она играет. Никакой мистики: эффектная внешность чаще всего создаётся футуристической архитектурой узла СЧ/ВЧ, установленного в центре диффузора, точнее — перед ним. Чем здесь всё пышнее сделано, тем сильнее проявляются паразитные отражения от тыльной стороны СЧ/ВЧ-«острова», тем более непредсказуемые эффекты он создаёт, затеняя собой немалую часть диффузора мидбаса. Куда менее броская одинокая (или, как было несколько раз, сдвоенная) купольная пищалка вменяемых габаритов вносит намного меньше сумятицы в излучение, со всеми вытекающими позитивными последствиями. Побочный эффект такой конструкции — возможность сделать ось пищалки наклонной: постоянно или регулируемо. Для таких участников (как совсем недавно — для 6-дюймовых коаксиалов) мы будем демонстрировать эффект наклонной оси, приводя две «угловые» АЧХ: условно правильную и условно неправильную. Когда посмотрите на кривые, увидите: они таковы безусловно.
Забегая вперёд… может зря, не знаю. Ну да ладно, раз начал. Один из участников оказался устроен в соответствии с теоретическим идеалом точечного когерентного излучателя. То есть пищалка у него расположена не перед центром диффузора, а в центре, ничего не загораживая. Точно так же был устроен 6-дюймовый коаксиал этой серии и этой фирмы. Там всё сложилось наилучшим образом, что мы и отметили в положенное для этого время. Здесь идиллии не вышло. Пищалка работает распрекрасно, точно так же, как у круглого аналога, но диффузор в полтора раза большей площади её перекрикивает, нарушая баланс между чувствительностью полосных излучателей. Будет интересно — идентифицируйте героев драмы и сравните, в этом номере и в прошлом.
Забег вперёд завершён, возвращаемся к общим положениям. Осознавая (в очередной, кажется последний, раз), что «блины» будут прописаны в задней полке, то есть там, где на них не распространяются премудрости звуковой сцены и всяких фокусировок, мы всё же хотели бы, чтобы в тональном отношении акустика выполняла свои обязанности. Поэтому достоинства, относящиеся к частотному (и, как следствие, тональному) балансу будем ценить выше, нежели модельную внешность.
КОМУ — ЧТО
Самую многочисленную группу — более половины от общего числа участников — составили динамики традиционной «полочной» конструкции, богато оснащённые разнокалиберными дополнительными излучателями. Ключевые слова — «разнокалиберными» и «богато». То есть много, больших, разного типа и размера — и с разной зоной ответственности. Формально говоря, таких красавцев семь, это Revolt, JVC, Kenwood, Kicker, VIBE, JBL и Polk Audio, но по «богатству» в оговоренном смысле слова они неравнозначны, как неравнозначны оказались и по характеристикам, почти в обратной пропорции к внешности.
Из-за особенностей конструкции всем «многополосным» участникам в той или иной степени свойственна окраска звучания, которая зависит ещё и от особенностей установки. Собственно, эти динамики по-своему хороши, если правильно сформулировать свои приоритеты. Например, JVC — далеко не академический характер подачи сопровождается выдающейся чувствительностью и звучанием ярким и эффектным, как леггинсы с цветным принтом. Отметим VIBE — за низкие искажения и великолепную конструкцию. Оба получают «Рекомендацию» за сказанное.
Kicker становится «Фаворитом» — по басовым способностям он уступил только безоговорочному «Лидеру», речь о котором впереди, отлично себя показал и вне басового поля. Вторым «Фаворитом» становится «аудиофильский блин» Alpine — великолепное звучание плюс возможность ориентации пищалки.
Phoenix Gold (это о нём было во вступлении, вы правильно отгадали) — весьма перспективная конструкция, но её потенциал можно полностью раскрыть только в поканальном включении. Это для любителей эксперимента.
И, как вы уже догадались, «Лидер» — это Focal. И не потому, что самый большой (видали и больше), и не потому, что пищалок две (видали и намного больше), а потому, что и звучит великолепно, и басит от души.