ИТАЛЬЯНСКИЙ КОНЦЕРТ
Итальянский концерт, как известно, был написан немцем. Хотя почему немцем, страна, где родился Бах, называлась тогда Священная Римская империя…
30000 руб.
Теперь называется Евросоюз. На корпусе этого аппарата итальянская фамилия Mosconi стоит рядом с немецкой Gladen, и этот концерт они написали вместе. Вообще-то, тенденция будь здоров какая. Только что (в прошлом номере) через мои руки прошёл удивительный и, как казалось, уникальный аппарат — усилитель-процессор работы итальянских мастеров из компании Elettromedia. Самый популярный премьер РФ сказал бы здесь своё знаменитое: «Никогда такого не было, и вот — опять»…
Mosconi Gladen D2 100.4DSP, как можно при некотором опыте заключить — четырёхканальный усилитель с заявленной мощностью 100 Вт на канал и встроенным цифровым процессором. Процессор — шестиканальный, два канала, не задействованные в обслуживании усилителя, выдают сигнал «наружу» для дальнейшего использования по желанию. «Опять» из высказывания премьера означает не категорию компонента, усилители со встроенным процессором существуют, пусть и не массово. «Опять» — это характеристики аппарата, находящиеся в очевидном контрасте с его физическими размерами.
Насколько эти характеристики соответствуют замыслам создателей, насколько этот концерт окажется удивительным и уместно ли теперь что-либо называть уникальным, нам предстоит выяснить во всех возможных подробностях. Начнём удивляться прямо сейчас.
КОНСТРУКЦИЯ
Корпус усилителя — отрезок алюминиевой трубы прямоугольного сечения 150 х 41 мм длиной 120 мм. Вставка с лицевой стороны — чернёный радиатор с названием модели. С тыльной стороны панель соединений.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Прослушивание проходило в «коротком тракте»: «домашний» CD-проигрыватель Bryston BCD-1 — усилитель Gladen D2100.4 DSP — акустика Monitor Audio. Ничего лишнего, диапазон регулировки чувствительности позволил установить громкость на уровне ниже среднего, после чего я, естественно, прибавил — чтобы записи с нормальным динамическим диапазоном звучали «в полный рост». Использовалась пара каналов 1 — 2, все обработки отключены. Набор треков с тестового диска «Hortest 2011» — от старенького Берта Кемпферта до Rammstein, записи аудиофильского качества. Итак, начинаем наш концерт…
Тональный баланс в целом очень приятный. Суббас и нижний бас играются рельефно, сочно и напористо. Коллеги из «Салона AV» подвергли бас лёгкой критике — мол, скучноватый. Это по их «диванным» меркам, по моим, автомобильным — очень даже интересный бас. Нижняя середина и средние частоты — просто идеальные, к тому, что есть в акустике, ничего не добавилось и не отнялось. В этом диапазоне усилитель абсолютно нейтрален. Верхняя середина и высокие частоты — прозрачные, воздушные, с лёгким «хрустальным» оттенком.
Интермодуляция не замечена. Что же касается макродинамики, то с ней всё в порядке — громкие пассажи передаются без малейшего намёка на искажения, запас мощности имеется. Микродинамика отменная. И пусть во время движения этот параметр не столь важен, все «тонкие материи» передаются не то чтобы без потерь, но, как мне показалось, местами даже акцентированы. Движение пальца по струне, лёгкий скрип педали и даже «шипение» магнитной ленты основательно вычищенной записи, — всё это отчётливо слышно. Глубина стереокартины впечатляла: на ремастированных аналоговых записях «задник» немного завуалирован, но позиционирование было отменным. На современных цифровых фонограммах фокусировка образов вообще была ювелирной.
Общее впечатление от прослушивания — я бы себе такой усилитель поставил, не раздумывая.
Подписи к картинке по клику:
- Класс усиления D
- Номинальная мощность по заявке* (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом), Вт 105 | (13,8 В, КНИ = 1%, 2 Ом), Вт 130
- Измерянная максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4/2 Ом), Вт 118/158
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % 0,042/0,11
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % 0,022
- Входная чувствительность, В 0,75 — 12,3 (1,9 — 32)
- Отношение сигнал/шум**, дБА 87
- * Так в документации.
- ** По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.
АЧХ фильтра НЧ, настроенного на 1 кГц с характеристиками имени великих.
Теперь из всех великих выберем одного, Баттерворта, и станем набирать из звеньев 6 дБ/окт. и 12 дБ/окт. крутизну по своему усмотрению. Это — синие кривые, ФВЧ на 1 кГц. Зелёные кривые слева — ФНЧ на 100 Гц 2-го порядка с добротностью от 0,5 (это Бессель) до 10 (у этого и имени нет).
Одна из опций при настройке фильтров — «полки»: усиление (или ослабление) всех составляющих выше (или ниже) заданной частоты на заданную величину. Можно в сочетаниях, пример такого показан внизу, на -20 дБ.
Всё это был пока не эквалайзер, представьте себе. Вот здесь будет эквалайзер, и то немного. Показана работа одной-единственной полосы при двух значениях добротности и пример того, как тонко можно всё регулировать. А синие кривые справа — опять не эквалайзер. Это — тоже из раздела фильтров: режектор на выбранную частоту с заданной шириной, может включаться как одно из звеньев «составного» фильтра.
А вот — вторая часть итальянского концерта Москони — Гладена. Как нетрудно видеть, усилитель — типично импульсный, не революционный, но очень качественный. При работе с поканальным фронтом, для чего агрегат более всего предназначен, мидбасы получат более чем адекватную мощность, у нас всё, что выше 100 Вт, считается повышенным, и не без оснований, в то же время пищалка, работающая на птичьих мощностях, будет получать сигнал с достойно низкими искажениями. Работа на 2 Ом возможна и даже обещает немалую мощность, но мы бы советовали всё же поканальный фронт, а сабвуферный усилитель прицепить к линейным выходам процессора, он всё сделает как надо.
Пользовательский интерфейс у настроечного софта (такого же, как у процессоров 6to8 и 4to6, собственно, второй здесь и установлен) — неброский, но функциональный. Первый этап после подключения и взаимного опознания компьютера и процессора — раздача сигналов с основного (два RCA-гнезда), вспомогательного (ещё два) и оптического входов по четырём каналам усилителя и двум линейным выходам. Замечу прямо здесь, а то больше будет негде: всё это и всё последующее можно делать, и не соединяясь с компьютером «по шнурку», если обзавестись модулем связи по Bluetooth. Мы его испытали: присоединился мгновенно, а дальше всё было как по USB, разницы — никакой. То есть можно ставить усилитель в багажник навеки и настраивать из салона без проводов. Нормально, да?
Единственное, что показалось в интерфейсе неудобным — график АЧХ выводится в отдельное окно, куда надо каждый раз лазить, чтобы посмотреть, что получилось. Зато всё ясно, здесь показана АЧХ, соответствующая настройке в окне интерфейса, посвящённого фильтрам: безумная комбинация звеньев с разной добротностью у ФВЧ и разной частотой среза у ФНЧ для двух каналов. На случай, если так окажется надо.
Для линейных выходов (каналы 5 и 6) полос у параметрического эквалайзера всего-то десять, а перекрываемый ими диапазон можно грубо определить перед началом настройки, выбрав из готовых шаблонов. Например, если вы знаете (а если вы не знаете, то кто должен знать?), что к этим выходам будет прицеплен усилитель сабвуфера, нажимаете Woofer, полосы расставятся равномерно до 300 Гц, нажмёте Tweeter — тоже равномерно, но от 3 кГц и выше. Дальше можете поменять хоть на наоборот, это уже ваше дело.
Теперь для каждого канала (или пары каналов одновременно) устанавливаем фильтры. Именно устанавливаем, даже — набираем. В каждом канале можно последовательно включить до пяти звеньев фильтра. Выбор такой: ФНЧ/ФВЧ (это понятно), характеристика от Бесселя до Чебышёва плюс фильтр 2-го порядка с изменяемой добротностью. Баттервортовский фильтр может быть 6 или 12 дБ/окт. Теперь, соединив всё это (или часть этого) последовательно, можно получить любую крутизну или добротность при любых (забиваются в окно произвольно) частотах среза любого звена. Свобода выбора, имеющая прецедент только в процессорах из той же серии. А больше — нигде.
Эквалайзер, грубо говоря, бесконечный. Тридцать полос, раздельно по стереоканалам — это уже полновесный графический эквалайзер, так ведь для каждой полосы можно выбрать центральную частоту, какую пожелаете (независимо от того, какой она была по умолчанию) и добротность в очень широком диапазоне.
Банальное, казалось бы, занятие — установка задержек. Вбивай себе в окна, где сколько, или двигай полозки вверх-вниз… Но и здесь нашлось место рационализации. Можно с самого начала или в ходе работы объединить каналы в группы, тогда задержка будет меняться в них синхронно. И точно так же в любой момент можно «отцепить» канал, где нужна индивидуальная подгонка задержки. Нет нужды, вероятно, говорить, что настройки для всех четырёх пресетов можно сохранять и в памяти устройства, и перегружать в компьютер, и загружать из него, в том числе — по Bleutooth.
Мёд & Дёготь
Концерт определённо удался. Заявленные (довольно нескромные, как казалось) характеристики выполнены с запасом, поверить, что в такой коробочке столько неискажённых ватт, трудно, но пришлось. Первая, цифровая часть концерта впечатляет возможностями, которые кроме как неограниченными назвать никак нельзя. Пользовательский интерфейс требует внимания и терпения, но, проявив и то и то, с этим процессором можно творить чудеса. В том числе чудо беспроводной настройки спрятанного усилителя с ноутбука в салоне.