ПУЛЯ НЕ ДУРА
Штык наверняка тоже молодец, но он в нашем деле не употребляется. В отличие от пули.
Пуля здесь вот при чём. Условия теста были совершенно меркантильные: компонентные «шестёрки» для людей с запросами и со средствами. Но когда собрались участники, самым естественным образом захотелось увидеть и зафиксировать общие видовые признаки, отличающие эту акустику от такой же, но, скажем, вдвое дешевле. Качественные показатели определятся в конце теста, сейчас речь идёт о том, что становится очевидным в самом его начале.
Nakamichi SP-CS680 | Focal Access 165 AS | Polk Audio DB6501 | Morel Tempo Ultra 602 | Cadence QRS-6K2 | Kicker KM 6250.2 | Audio System H 165 | Phoenix Gold Elite.65cs | Gladen Zero165 | Eton MАS 160
Одним из видовых признаков, не повальным, но распространённым, оказалась эта самая пуля. Так на повседневном языке называется то, что на парадном церемонно именуется «фазовыравнивающее тело». Им там легче, phase plug — и всё, а у нас целая диссертация, неудивительно, что кроме как «пулей» эту деталь акустики на практике и не называют.
Из десяти участников пуля обнаружилась в том или ином виде у четырёх. Зачем? И почему именно у этих, дорогих? Короткий экскурс в теорию и практику электроакустики. Диффузор динамика излучает всей поверхностью лишь на низких частотах, что получило название «поршневой диапазон». С ростом частоты начинается зонный режим, и чем выше частота, тем меньшей долей своей площади диффузор излучает, и доля эта стягивается к центру диффузора, где звуковая катушка, приводящая его в действие.
Для излучения по оси диффузора то, что находится в его центре, значения не имеет. Но под углом к оси возникает такая картина: излучение от участка ближе к слушателю и дальше от него (на противоположном берегу звуковой катушки) происходит с фазовым сдвигом из-за разницы расстояний, величина этого сдвига меняется с частотой, на какой-то частоте излучение окажется синфазным, там на АЧХ будет подъём, на другой противофазным, там будет провал, всё вместе означает неравномерность и изрезанность.
Пуля не дура, она своё дело знает и отгораживает от слушателя дальнюю часть излучающего пятна вокруг звуковой катушки. Неравномерность снижается, поскольку всё излучение приходит от одного участка поверхности. Вроде всё логично, но тогда вопрос: почему так не делается всеми и всегда? Ответов много, во-первых, наличие пули не служит гарантией равномерной АЧХ на средних частотах, так же как её отсутствие не обрекает динамик на изрезанную АЧХ. Есть разные хитрости, и пуля — лишь одна из них. Вот, например: BMW — заднеприводные, а Audi — передне. И?
Другие причины, как часто случается, — про деньги, в явной или завуалированной форме. В явной — конструкция динамика усложняется, и не только на стоимость одной детали: центральный колпак повышает жёсткость диффузора при работе в поршневом диапазоне, без него приходится принимать иные меры по усилению диафрагмы (деньги); уменьшается площадь диффузора, как следствие — снижается чувствительность, чтобы не отстать от конкурентов, её надо чем-то компенсировать, скажем — более мощным магнитом (опять деньги). Не случайно некоторые производители делают по две модификации мидбасов в одной серии: с пулей (если предстоит работать в двухполоске, то есть и на СЧ) и без, для трёхполосной системы, где до проблемных частот мидбас не доигрывает.
Насколько эффективным стало применение этого средства оптимизации внеосевого излучения мидбасовой головки, предоставляем вам оценить по материалам этого теста, это будет познавательно и для тех, кто не вот прямо сегодня побежит в магазин за новой акустикой.
Мы же отметим ещё две особенности группового портрета недешёвой компонентной акустики этого калибра. Первая: преобладание низкодобротных мидбасов, обеспечивающих наиболее корректное и точное воспроизведение среднего баса, но пасующих перед басом низким, такой акустике помощь сабвуфера необходима совершенно.
Вторая: у нескольких моделей оказались мудрёные или очень мудрёные кроссоверы с огромными возможностями настройки. Крайность здесь встретилась дважды, у участников, находящихся в некоторой родственной связи: там число комбинаций перемычек в кроссовере, изменяющих уровень в той или иной полосе частот, достигает полутора тысяч с хвостиком. Оценили мы это? Да, оценили. Пришли ли в бурный неконтролируемый восторг? Нет, не пришли, осознавая, что в установочной практике такая свобода означает и долгий труд с не всегда предсказуемым результатом. Но, памятуя о великих словах великого политического деятеля современности: «Свобода лучше несвободы», отмечаем это как несомненное достоинство. И, сказав это, приступаем к тесту. Немедленно. Пулей…
КОМУ — ЧТО
Сначала — несколько добрых слов «без последствий». Nakamichi — комплект, спроектированный для реальных условий работы, спроектированный неплохо, но не без вопросов. Ветеран тестов Polk Audio демонстрирует редкое в наши дни постоянство характеристик, особо можно отметить его скромную посадочную глубину и хорошую стойкость к внешним условиям — недаром эти динамики с удовольствием ставят на мотоциклы и даже яхты, хотя серия db и не морская. А вот официально морской Kicker отличился оригинальной конструкцией, высокой чувствительностью и запоминающимся звучанием.
Первую «Рекомендацию» получает Cadence. Звучание хорошо сбалансировано, искажения невысокие, переключатель полярности пищалки позволяет уточнить фокусировку звукового образа, не полагаясь на слуховую память. Ещё две «Рекомендации» — Audio System и Gladen. Хотя их создатели вдохновлялись одинаковыми идеями, результаты получились разными, и каждый хорош по-своему. Почему наш восторг оказался «в разумных пределах»? Во вступлении было сказано, почему: процесс настройки этой акустики сулит немало хорошего, если всё сделать правильно, он же несёт повышенный риск ошибки, если работает не специалист высокого класса, желательно — с измерительной техникой.
Звание «Фаворита» разделили между собой Focal и Morel. Разное, но запоминающееся звучание, отменно низкие искажения и продуманная конструкция.
«Лидерами» же становятся Phoenix Gold и Eton. У обоих — великолепное, отлично сбалансированное звучание, богатые возможности настройки, низкие искажения — прекрасный выбор для систем высококачественного звучания.