ЧЕТВЕРТЬ БЕЗ ТРОЕК
Пришла пора удивляться. Грудничок в памперсах «лучший друг малышей» и тот знает: самый ходовой калибр компонентной акустики — 6 дюймов. Даже с половиной.
Тогда почему, когда требуется собрать групповой тест тоже компонентной, но калибром пять дюймов (ну, с четвертью), проблем никаких нет? Казалось бы, прошла пора, когда штатные места для «пятёрок» были сплошь и рядом (включая бессмертную вазовскую «пятёрку», каламбур неумышленный, но справедливый). Или производители акустики готовились к решительному отказу российских автолюбителей от некачественных автомобилей заграничных марок? С целью обрушить транснациональных автогигантов, а то чего они? Возможно, но тогда очень стратегично и заранее.
Revolt EL 5.2 | Hertz DSK 130.3 | Prology EX-52C | Pioneer TS-A132CI | Morel Tempo 5 | Coral DLK130 | CDT Audio CL-51iCV | Focal Access 130 AS | Polk Audio DB5251
Или, может быть, производители акустики не снимают с конвейера 5-дюймовые (с четвертью, с четвертью) модели по инерции и особого внимания им не уделяют, как бы Золушки такие. Тоже маловероятно, и доказательством тому служит этот тест. Мы на этот раз ограничили аппетиты продавцов относительно скромной суммой и подозревали, что продукция за эти деньги будет выполнена не на эксклюзивном техническом уровне, что уж там, живём не на облаке. Действительность оказалась гораздо привлекательнее ожиданий старых скептиков и ворчунов. Все участники спроектированы и сделаны не «на отвяжись», а грамотно, продуманно и даже как-то с любовью, правда.
Как измерить степень предполагаемой любви разработчиков? Да очень просто — по величине полной добротности. Правило действует не стопроцентно, но часто. Если величина полной добротности мидбасовой головки составляет 0,75 и ниже (но не слишком ниже), это значит, что разработчик, во-первых, не пожалел магнита, попутно обеспечив акустике достаточно высокую чувствительность на средних частотах, а во-вторых и главных, позаботился о том, чтобы воспроизводимый бас был качественным, а не просто постоянно и монотонно слышимым. При этом работает ещё одна «формула любви»: делаешь у динамика низкую полную добротность — позаботься и о низкой резонансной частоте, иначе получится обидно — бас отличный, но его нет.
В этом тесте у большинства представленных моделей комбинация важнейших параметров произвела впечатление умысла с хорошими намерениями, и намерения эти (тоже в подавляющем большинстве) успешно реализовались.
Если попытаться увидеть в развитии этого типоразмера акустики некие тенденции, то окажется небезынтересно: если прежде такая акустика была (судя по всему) рассчитана на непритязательного пользователя, который уж точно никаких усилителей-сабвуферов себе заводить не станет (долбит — и ладно, не хуже чем у людей, небось), то сегодняшние наши гости не долбят. Они играют и поют.
Ещё один признак внимательного отношения разработчиков к плодам трудов своих. Нередко (очень нередко) мы сталкиваемся с ситуацией, когда компонентная акустика нормально играет, только если компоненты подключить в полярности, обратной указанной. Нам-то хорошо: мы факт ошибочной полярности можем зафиксировать инструментально, убедившись, что это — именно ошибочная полярность. В реальном мире слух подскажет, что что-то не то, но не скажет, что именно, и ещё менее охотно подскажет почему. Если только вы не ветеран автозвукового спорта, разумеется. Обрекать же трудящиеся массы на слепое нащупывание правильной фазировки как-то нехорошо. В этот раз подобных случаев (кажется, сейчас неохота проверять, вы уж сами) не встретилось, был один — другого сорта, тоже знакомого: при работе по оси излучения оптимальна одна полярность, под углом — другая. Применительно к «пятёркам» такие наблюдения особенно полезны: у акустики этого калибра наибольшие шансы оказаться в условиях, максимально приближенных к тестовым (неизбежно условным, зато одинаковым для всех), когда полосные излучатели стоят рядом. Немало есть (а ещё больше было) систем, где вся акустика установлена на приборной панели, с отражением от лобового стекла или без него. Впрочем, совсем без него не бывает, поэтому, анализируя АЧХ динамиков из этого теста, обращайте внимание не только на ту из кривых, которая выглядит более привлекательно, но и на комбинацию из характеристик прямого и непрямого (которое в машине окажется отражённым) излучения.
А вообще (это уже как бы подводя итог вступлению), участники выступили очень достойно, заметно лучше, чем бывало прежде. Кто на «отлично», кто на «хорошо», но в целом — без троек…
КОМУ — ЧТО
Если нет усилителя, отличным приобретением станет Pioneer, но с басами он в одиночку справляется не очень, даже по меркам «пятёрок». От Polk Audio особенно эффектного баса ожидать тоже не приходится, его сильная сторона — АЧХ, идеально подходящая для определённых инсталляционных ситуаций. Не всех, но идеально (или наоборот). Сверхбюджетный Revolt откровенно удивил исполнением мидбасового динамика, да и звучание в целом оказалось приятным. Великолепен по исполнению мидбасовый динамик из комплекта Prology — чёткий и энергичный бас, яркая и детальная середина, очень высокая перегрузочная способность, однако есть замечания к работе кроссовера с пищалкой.
Нашу «Рекомендацию» получают два комплекта — Coral и CDT. Оба отличаются аккуратным, почти аудиофильским басом и в чём-то сходным почерком при полной непохожести результатов измерений. Но высокочастотный участок диапазона каждый воспроизводит по-своему: Coral — приглушённо, CDT — ярко. Кому что больше нравится…
«Фаворитами» становятся Hertz и Morel. Первый выделяется ярким и энергичным звучанием, но нуждается в серьёзной басовой поддержке. Второй, напротив, забирается довольно низко, отличается аудиофильской точностью, но для тех, кто «любит погорячее», может показаться чересчур застенчивым.
«Лидер» — Focal. Запоминающееся звучание, широкая направленность, низкие искажения, и цена при этом далеко не заоблачная.