Студия: Elsheep-Team
Руководитель проекта: Сергей Яковлев
Калифорния вам будет знакома, если вы хорошо знаете Маремму.
Антонио Галлони, винный критик
НЕМАЛЕНЬКАЯ ИТАЛИЯ
Такое есть во многих городах и странах: Маленькая Франция, Маленькая Норвегия. В Нью-Йорке есть и Маленькая Италия. В Калифорнии — нету…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: OEM
- Процессор: Audison Bit One
- Усилитель: Audison AV 5.1k
- Акустика: Focal 165 KRX2
- Сабвуфер: Audison AV10
Пусть в каменных джунглях пристраивают маленькую, в золотом штате всё должно быть в натуральную величину. Да в маленькую всех тамошних итальянцев и не втиснуть…
Зная и это, и многое другое, самая знаменитая итальянская автомобильная марка не раз намекала, что Америка для неё не чужбина. Были модели по имени «Америка», «Суперамерика», «Индианаполис». Есть и «Калифорния». Обычно (об этом свидетельствуют и логика, и статистика) развитые музыкальные системы в такие машины ставят редко. Рука не поднимается. На эту поднялась довольно решительно, и часть ответственности за это мы готовы взять на себя. В пределах разумного, естественно. Остальную пусть берёт студия.
Будущий заказчик случайно увидел обложку апрельского номера журнала «АвтоЗвук» с фотографией недавней работы студии — Mercedes Benz SLK, запомнил название студии, потыкал пальцем в айфон по 3G — и приехал для разговора. До того он уже успел побывать в нескольких студиях, но энтузиазма как-то нигде не наблюдалось — опыта инсталляций в такой автомобиль в России мало, нужной технической информации — ещё меньше. Но уже из одного того, что вы это сейчас читаете, вытекает: эту студию неизвестность не отпугнула.
Состав и структуру будущей системы решили окончательно выбрать по результатам осмотра со вскрытием. В процессе плотно участвовал и заказчик — он профессионально занимается домашним звуком, поэтому выбор компонентов — это его выбор.
Предстояло поставить хороший звук без фанатизма. Желательно — с сохранением задних мест. Да-да, в этом кабриолете они есть. Там может с комфортом расположиться кошка, даже крупная, с людьми возникают проблемы, поэтому обычно (если кошка отказывается) там лежат вещи. Могут лежать и в багажнике, но только если меньше кошки: туда путём сложной художественной гимнастики с электроприводом убираются сегменты жёсткой крыши.
Компоновку аудиосистемы пришлось строить от интерьера — с максимальным использованием штатных мест и минимальными вмешательствами во внешний вид. Фронтальная акустика — двухполосная Focal K2 Power, причём от стандартного хода, пищалок в стойках, отказались сразу. Видели передние стойки у Ferrari? «Стойка» — от слова «стоять». А эти — лежат. А при такой низкой посадке водителя на уровне головы оказываются пищалки, установленные в дверях, туда и решили ставить. Мидбасы — по стандарту, в нижние передние углы дверей. Но как бы там ни было, процессор обязателен, расстояния до всех динамиков существенно различаются. А раз процессор, значит — полная поканалка. О тыловой акустике даже не заикались, а потому появлялась возможность обойтись на всё одним пятиканальным усилителем и построить «современную классику» — двухполосный поканальный фронт и сабвуфер. То, что при этом электроника системы оказалась того же этноса, что и машина — не предрассудок или манерничанье, просто решение вышло наиболее изящным именно с итальянскими компонентами. С этими итальянскими.
Пятиканальный усилитель Audison AV 5.1k (№ 6/2012) связали с процессором Audison Bit One по цифровой шине, для этого взамен аналогового кроссовера усилителя установили цифровую «головную часть» — модуль AV bit IN. Идеальное место для пульта управления процессором Audison Bit One — вместо пепельницы, он как будто с самого начала здесь был (земляк всё-таки). Рядом с центральной консолью расположены пульты управления стеклами, складыванием крыши, кнопки переключения передач. Чуть выше — штатное головное устройство. Учитывая, сколько за него было начислено в цене машины — мультимедийное, умеющее читать все современные форматы, с USB-интерфейсом и встроенным HDD. Поэтому штатную «голову» оставили на своём месте, а сигнал сняли по высокому уровню. Там, на акустических выходах, сигнал появляется обработанным по непонятному алгоритму, но его знать и не обязательно: Bit One не только процессор, но и интегратор, самая первая присущая ему функция — собрать и нормализовать сигнал штатного источника, что бы тот с ним ни проделал, и выдать в форме обычного Left и Right с плоской АЧХ.
Главных электронных устройств получилось всего два, это, конечно, хорошо, но тут началась специфика: как протянуть силовую проводку для питания усилителя в багажник? В моторном щите лишних отверстий не нашлось, делать новые в Ferrari… Давайте, в своём насверлите. Нет? Ну вот так-то. После снятия переднего подкрылка обнаружилось отверстие в пороге, который, разумеется, идёт вдоль всего борта. И приходит к заднему колесу, но там подкрылок уже не снимается. Заглянуть не получается — клиренс у машины такой, что даже домкрат приходится использовать надувной. Но протянули. Говорится же в народе: «установщик дырочку найдёт»… Чтобы снизить риск наводок, всю остальную проводку максимально разнесли: акустическая правого канала идет по правому борту, левого — по левому, высокоуровневая от ГУ — по центру салона.
Чтобы протянуть в двери две пары проводов Stinger, пришлось двери снимать совсем: гофра со штатной проводкой изогнута таким образом, что обычными методами провод там не протащить. Под установку мидбасов двери основательно вибродемпфировали, отверстия закрыли отформованными по месту заглушками из стеклопластика. Штатный пластиковый «стакан» под динамик стал моделью для нового подиума из фанеры — он закреплён болтами. Штатные сетки доработали — усилили крепление и перетянули чёрной радиотканью.
С пищалками дело было так. Штатное отверстие в двери оказалось на 1 мм меньше, чем диаметр монтажного стакана. И даже после его доработки фланец встанет на облицовку с зазором — она в этом месте имеет радиус. К счастью, штатные сетки отлично подошли к новым пищалкам, и проблема была решена малой кровью.
Для сабвуфера нашлось идеальное место — по центру задних сидений, вместо их спинок. Если откинуть обе спинки вперед, то виден люк в багажник, который не закрывается складывающейся крышей, и в эти габариты можно втиснуть необходимый динамику объём. В багажник будет торчать «аппендикс», а динамик Audison AV10 (№4/2014) окажется спереди. Замки спинок сидений сохранили, так что вернуть спинки вместо саба можно в любой момент.
Для сабвуфера взяли гриль от DLS как самый прочный и начали плясать от него: кольцо, стоечки, обтяжка формующей эластичной тканью. После подгонки «лицевой части» будущего сабвуфера остальные процедуры вполне стандартны — наращивание стенок стекломатом, шпатлёвка и шлифовка… Вибродемпфирование корпуса сделали снаружи новым на нашем рынке но, говорят, вполне себе достойным материалом AurA. Объёма внутри корпуса набралось 25 л, ровно столько, сколько требовалось. Лицевую часть корпуса обтянули кожей Nappa.
Усилитель и процессор установлены в багажнике за сабвуфером и закрыты фальшпанелью с магнитной фиксацией. Для финальной настройки системы специально приобрели измерительный комплекс Audison Bit tune (тоже был у нас, найдите сами, ладно?). Два пресета процессора использованы для конфигурации системы с закрытой крышей, два — с открытой. Есть выбор.
В итоге получилась стильная и аккуратная система. В салоне всё осталось по-спортивному, дизайн практически не изменился — добавился только пульт управления процессором, но и он уже успел стать «своим». Сабвуфер обтянут той же кожей, что и салон, поэтому внимания привлекает не больше, чем другие детали интерьера. То есть привлекает. И очень даже почтительное…
Пульт управления процессором смотрится в центральной консоли как свой. Да он и есть свой…
За лаконичным дизайном штатного головного устройства скрывается вполне серьёзный функционал
Вся акустика собралась в дверях, стойки для неё подходят мало
Всё железо демпфировано, все сквозняки заглушены, твитеры вписаны в штатную арматуру
Окно за спинками заднего сиденья задало максимальное сечение сабвуферного корпуса. Остальные очертания задал механизм складывания крыши
Между усилителем и процессором (в багажнике) и решёткой (в салоне) находится корпус сабвуфера довольно необычной формы
При снятой фальшпанели компонентов тракта на виду лишь два. Потому что их и есть лишь два
Дорожный несессер — именной
Надувной домкрат — единственный способ поднять «Калифорнию»
RTA
Было бы удивительно, если бы анализатор показал не то, что так явно слышно. Бас — всем басам бас, максимум энергии приходится на полосу 30 — 80 Гц, где ей и место, инфраниз придавлен фильтром процессора, чтобы не насиловать сабвуфер без всякой нужды. Поднят и основной, «коренной» верх (5 — 10 кГц), но без урона для самых верхних частот, их вполне достаточно.
SQ
Звучание мощное, основательное, далёкое (совсем далёкое) от канонически нейтрального. Баса в машине много, как и верхних частот. Средние частоты изрядно придавлены, но не пропали. В общем, настройка в стиле «рок-н-ролл жив». И хотя этот жанр вроде бы не требует ювелирной точности расстановки источников, звуковая сцена получилась очень неплохая — ровная и аккуратная, несмотря на откровенно неудачное расположение фронтальной акустики. Bit tune не зря покупали, в наши дни без хорошего инструмента никак нельзя…
A PROPOS
Тест процессора Audison bit one
Тест усилителя Audison AV 5.1k с модулем AV bit IN
Тест сабвуфера Audison AV 10
Тест акустики Focal 165 KR2 (предшественница KRX)
Тест-драйв Ferrari California (вы что, серьёзно?)