ЗОЛОТЫЕ СЕРЕДИНЫ
Зрелость приходит с трёхполоской. Или наоборот, неважно. Факт тот, что приходят они вместе.
В молодости все любят двухполосные системы. Как их не полюбить: место в двери под мидбас есть практически всегда, надо только довести его до ума, искусство имплантации пищалок в стойки или треугольники зеркал достигло совершенства, что ещё надо? Надо (по достижении зрелости) улучшить (желательно — тоже до совершенства) воспроизведение наиболее важного, условно называемого «голосовым» диапазона частот. Почему условно? Потому что, помимо действительно голосов, вернее — их основных формант, здесь сосредоточены и основные форманты большинства инструментов. Всё, что нужно для этого сделать — добавить к двухполосной системе третий излучатель — среднечастотный. Требования к НЧ и ВЧ-звеньям остаются практически прежними, есть немало готовых трёхполосных комплектов, где и мидбас, и пищалка — те же, что в двухполосной модели, или различаются незначительно (и то лишь НЧ-динамик).
Audio System EX 80 Phase | CDT ES-03MB | Eton 3-401/A4/25MG | Gladen Zero Pro 80 | DLS Scandinavia 3C | Ground Zero GZNM 80SQ | Morel Virtus MW 4 | Dragster AM-3 | AD MM4 | Audison Thesis TH 3.0 voce
Голосовой диапазон, вновь с некоторой долей условности, можно определить как 300 Гц — 3 кГц: границы, хорошо известные по древним стандартам телефонной связи. Исходя из этого, дело представляется немудрёным, и, как обычно случается — лишь представляется таковым. Перечислим, чтобы не забыть, чего мы должны требовать от среднечастотника. Окажется, что не так уж мало. Минимальная неравномерность в рабочем (среднечастотном) диапазоне. Минимальные нелинейные искажения здесь же: именно в диапазоне СЧ эти искажения наиболее слышны. Благоприятная, предсказуемая или как минимум известная диаграмма направленности: «автозвук», в отличие от звука вообще почти всегда распространяется под углом. Небольшие размеры — это влияет и на возможность установки там, где требуется — высоко и рядом с пищалкой, иначе весь сыр-бор теряет смысл; и на характеристики направленности, ведь во многом именно из-за того, что направленность 6-дюймового мидбаса нас не устраивает, и стали ладить трёхполоску.
Было время, когда считалось, что лучшее решение для среднечастотного звена — купольный излучатель. Сегодня увлечение ими прошло. При несомненных достоинствах — высокой линейности (у лучших образцов), хороших характеристик направленности, отсутствии необходимости выделять объём для установки, все (именно все, до единого) купольники разделяли общий недостаток — слишком высокая частота резонанса. Как следствие — весь голосовой диапазон они воспроизвести не могли, часть оставалась у НЧ-динамика, отчего страдала звуковая сцена: нижние форманты голосов расфокусировались и «съезжали» вниз. А попытки надругаться над природой, заставив такие головки работать на несвойственно низких для них частотах приводили к росту искажений, то есть — исчезновении смысла использования таких излучателей и вообще такой архитектуры фронтальной системы.
Сегодня де-факто стандарт — маленькие диффузорные головки. У них резонанс обычно ненамного превышает 100 — 120 Гц, а размеры — не крупнее, чем у купольных, казалось бы, проблема решена. Не совсем. Чтобы правильно выбрать среднечастотник своей мечты, надо принять во внимание ещё несколько факторов. Самый распространённый вопрос профессионалов и продвинутых любителей при обсуждении этих компонентов: «От каких работает?». От резонанса? Да вот и нет. Повышенные требования к линейности в среднечастотном диапазоне требуют, чтобы нижняя граница рабочего диапазона была существенно выше. Насколько? А выяснить это — одна из задач теста. Для каждой головки мы давали рекомендацию по выбору частоты раздела НЧ/СЧ именно по критерию искажений, и рекомендации эти от участника к участнику различались довольно существенно.
АЧХ мы снимали у головок, установленных в акустический экран, чтобы исключить влияние оформления, и на частотах выше 100 Гц, ниже ни одной из испытанных головок делать нечего. Для реальной установки мы для всех давали рекомендации по объёму, который надо для головки выделить, исходя из того, чтобы полная добротность оставалась в рамках приличий: при любом фильтре чересчур горбатая АЧХ вблизи резонанса испортит гармонию. Выше по частоте особое внимание обращалось на форму АЧХ по оси и под углами (30 и 50 градусов). В зависимости от этого определяется и назначение, и способ оптимальной установки динамика и, разумеется, верхняя граница рекомендованного рабочего диапазона.
В целом картина получилась на удивление пёстрая, однако ни один участник не расстроил, сейчас вы заметите, что как минимум рекомендацию получили все участники, а лучшие, разумеется, и больше. Пусть не все середины оказались золотыми, но достойными внимания — все.
КОМУ — ЧТО
Участники все очень разные, но ни одного, кого мы бы сочли не заслуживающим рекомендации, нет. Поэтому (случай редкий, но не беспрецедентный) «Рекомендацию» получают все участники, каждый — за своё (об этом ниже), а лучшие из рекомендованных — ну, вы знаете…
Основную группу образуют динамики, требующие заметного объёма акустического оформления (от литра) и тщательной ориентации при установке, что может ограничить выбор места монтажа.
Audio System отличается широкой диаграммой направленности и низким уровнем искажений, в остальном — типичный среднечастотник «голосового» диапазона 300 — 3000 Гц. Сходные характеристики (кроме чувствительности, она низкая) демонстрирует и CDT, но благодаря низкой частоте резонанса нижнюю границу его рабочего диапазона можно опустить до 250 Гц. Из недостатков — неравномерность осевой АЧХ, нужно ставить под углом. У AD оригинальная конструкция и низкие искажения, но весьма своеобразная АЧХ, требующая тщательного выбора ориентации и, возможно, частотной коррекции.
Gladen отчается высокой чувствительностью при низком уровне искажений, в остальном — типичный «голосовик», требовательный к ориентации за пределами этого диапазона, но не слишком требовательный к объёму оформления. Наш первый «Фаворит».
Eton продемонстрировал удивительную осевую АЧХ — работает от 250 — 300 Гц буквально до ультразвука, пусть и не идеально гладко. Объём акустического оформления — четверть литра, это — подарок. Наш вердикт — «Фаворит». С большой буквы «Ф».
Вторая группа — динамики со слабо выраженной направленностью в «голосовом» диапазоне, менее критичные к углу установки. Ground Zero продемонстрировал отменную осевую АЧХ и не менее привлекательную — угловую, его рабочий диапазон может быть широким: до 5 кГц направленность проявляется слабо. Аналогичный результат показал и Dragster — АЧХ в «голосовом» диапазоне не зависит от угла излучения. Однако, несмотря на увеличенный калибр, его нужно использовать на частотах выше 400 Гц и в акустическом экране — это может быть и плюсом (если в торпедо), и минусом. Самую «независимую» АЧХ продемонстрировал DLS — в диапазоне 250 Гц — 3,5 кГц направленность отсутствует абсолютно, однако объём оформления нужен не менее литра.
Результат Morel удивителен — форма АЧХ до 6 — 7 кГц не зависит от ориентации, поэтому можно регулировать уровень сигнала ориентацией динамика. Идеальный вариант для беспроцессорной системы. Но увеличенный размер и двухлитровый потребный объём ограничивают места установки дверями или торпедо. Наш вердикт — «Фаворит».
Audison, как уже и было сказано, мечта аудиофила — среднечастотник, практически лишённый недостатков. Кем он становится? «Лидером», разумеется.