ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ
Студия: SF-Audio. Руководители проекта: Дмитрий Расторгуев, Павел Дымшиц
Мы видим жизни постепенный ход,
И это сходство будущего с прошлым
С успехом позволяет говорить
О вероятье будущих событий.В. Шекспир, «Генрих IV»
Вы что делали в девяностые? В школе, говорите? Ну, в этом лихости немного. В институте? Уже лучше…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEX-P99RS
- Усилители: Audison VR 404 full direct, VR 206 full direct, Focal FP 1.800
- Акустика: Audison Voce AV 1.1, AV 3.0, AV 6.5
- Сабвуферы: Boston Acoustics G110-4
Тогда помните, за что девяностые сегодня любят называть лихими, желая обидеть или как-нибудь иначе уколоть побольнее. А ведь лихость — это не только непредсказуемость, это и быстрота, и маневренность, так тогда всё и происходило (ремарка для школьников 90-х). Это же слово более всего подходит на роль самой короткой характеристики автомобилей BMW 3-й серии. Лихие. То есть (если можно длиннее) — быстрые, маневренные и, что уж там, часто непредсказуемые.
Предмет нашего интереса на ближайшее время — BMW серии E36 в кузове, который одновременно и купе (потому что две двери), и кабриолет (сами знаете, почему это бывает). Есть расхожее мнение, что BMW, особенно «трёшки», долго не живут: они провоцируют водителей на езду быструю, маневр… короче — лихую, и оттого убитыми становятся быстрее неспешных «Опелей» с «Ситроенами». Не всегда, оказывается. Если предположить, что именно этот экземпляр сошёл с конвейера последним (для чего, вообще говоря, нет оснований), то машине сейчас 14 лет. Рождались Е36 только в девяностые. Лихие…
И всё же. Хозяин этого конкретного авто прибыл в студию SF-Audio со вполне сформировавшимися намерениями продолжать ездить на нём, более того — придать ему новые черты и способности. Черты — это облагородить дизайн. Способности — это поставить хороший звук. С первой частью всё было более или менее понятно с самого начала, перейдём сразу ко второй. Хороший звук.
Выбор структуры тракта был очевиден, так как вытекал из слова «хороший» — процессорная «голова», полная поканалка, в которой каналы усиления объединяются в законченные усилители в соответствии с выполняемой ролью и несомой нагрузкой.
Оптимальным сочли такое распределение: на СЧ и ВЧ — общий четырёхканальный усилитель, токовая нагрузка в этих частотных полосах относительно невелика, поэтому и взаимное влияние каналов будет не смертельным. На басовики фронта — отдельный двухканальник, здесь энергии больше, тонких материй — меньше. На сабвуфер — отдельного «молотобойца», то есть моноблок.
При таком «разделении труда» исключаются интермодуляционные искажения, распределение мощности по усилителям становится оптимальным. Технику усиления выбрали по старинке: на фронт — усилители класса AB, на сабвуфер — моноблок класса D. Как вы могли заметить, сегодня это не тренд: очень даже претенциозные усилительные агрегаты сплошь и рядом оказываются основанными на импульсном усилении. Но здесь решили так, а потом подтвердили своё решение ещё более необычным выбором моделей компонентов.
Усилители фронта — Audison. Это всем знакомо и понятно. Серия — VR. Не VRx, знакомая и понятная довольно многим, а именно VR. И ничего удивительного, что таких не встречали: тот, что был выбран для СЧ и ВЧ фронта — четырёхканальный VR 404, побывал в тесте «АЗ» в июльском номере… 2000 года. Там, правда, была модификация 404 XR, с высокоразвитыми кроссоверами под шикарной деревянной «палубой». Для этого проекта и этот усилитель, и родственный ему VR 206 (НЧ фронта) доработали как раз в обратную сторону — до состояния full direct, исключив все каскады обработки сигнала, а заодно установив во входных каскадах высококачественные операционные усилители LM4562. Почему такие операционники не были поставлены в усилители с самого начала? Из-за сущей мелочи: их тогда, в лихие, ещё не существовало. И после окончания лихих ещё шесть лет не существовало. Теперь вот — есть. Теперь вот — поставили. В средневерхнечастотном VR 404 значительно увеличили ток покоя, доведя его до границ режима класса А, тем самым радикально улучшив микродинамику, для работающего с НЧ-звеном двухканальника VR 206 этого не требовалось, там ток покоя просто подкорректировали.
В паре с сабвуфером работает импульсный моноблок Focal FP 1.800. Здесь выбор был обусловлен эффективностью и мощностью — при открытой крыше за отсутствие передаточной функции приходится платить мощностью, да и при закрытой, в силу её нежёсткости, тоже приходится доплачивать. Другой вид поборов, взимаемых за отсутствие крыши (в акустическом смысле, а не в терминологии 90-х, поймите правильно) — объём акустического оформления. Будь это обычный автомобиль, сабвуфер Boston Acoustics G110-4 можно было бы установить в закрытом корпусе более или менее привычного для «десятки» объёма, что означает — небольшого, ведь в седане задача такого оформления — дотянуть без потерь до 60 — 65 Гц, а ниже передаточная функция скомпенсирует спад АЧХ. Здесь на такую помощь надеяться не приходится, нижняя граничная частота сабвуфера в открытом пространстве должна быть существенно ниже, следствием стал объём корпуса около 40 л.
Сильно рассчитывать на багажник для установки сабвуфера не приходилось: немалую часть багажника занимают механизмы трансформации крыши, да и сама она убирается туда же. Поэтому установлен объёмистый корпус за откидным подлокотником в спинке заднего сиденья. Усилители в багажнике разместить удалось: боковины отсека отделаны фальшпанелями, в них врезаны «Аудисоны». Сабвуферный Focal аналогичным образом установлен в панели фальшпола, закрывающей запаску и аккумулятор.
Теперь можно перейти к акустике. Здесь обошлось без винтажа. При всём уважении к знаменитому десятилетию такой акустики тогда просто не было. Для фронта взяли полный комплект головок семейства Voce. Без кроссовера, естественно, что предусмотрено изготовителем, все головки поступают в продажу по отдельности. Низкочастотные AV 6.5 установлены в дверях (это очевидно), но штатные места доработаны так, что их родная баварская мама не узнает. В облицовку двери интегрирован посадочный «колодец», который при монтаже скрепляется с картой двери. Дверь вибродемпфирована, все лишние отверстия ликвидированы, наружная панель укреплена алюминиевыми профилями. К сожалению, большая часть технологических фотографий получилась крайне низкого качества, выбрать удалось немного, уж что есть… Среднечастотники AV 3.0 и пищалки AV 1.1 интегрированы в стойки лобового стекла. Технологические решения вполне стандартные, но получилась система красивой и гармоничной.
Что-то пропустил. Ну да, источник. Без него же ничего играть не будет, проверено. С этим всё просто. Кто же не знает, что в 90-х каждый BMW 3-й серии комплектовался мультимедийным головным устройством с 9-дюймовым сенсорным экраном, навигацией и выходом в Интернет по 4G… Всё, отсмеялись? Тогда за работу: из штатного однодинового (уже отвыкли) гнезда извлекается обитавшее там старьё (старьё со временем может превратиться в винтаж, а может — в говно, здесь именно второй случай), и на его место ставится процессорный Pioneer модели пусть не винтажной, но выдержанной и более чем проверенной. Здесь и источник, и все составные части процессора. У двухтысячных тоже есть достижения…
Когда машина пришла из того славного времени, не надо думать, как изъять штатную «голову» с телевизором и навигацией
Комплект Audison Voce изначально рассчитан на поканалку. История учит…
Крупномерные «купейные» двери создают идеальные условия работы фронтальных басовиков
Диффузор в подлокотнике невелик, корпус позади него — немал
Несколько сцен из популярной пьесы «Делаем двери»
Багажник, соседствующий с «крышехранилищем», не готов был принять сабвуфер. Вот усилители — другое дело…
SQ
Бас в машине очень выразительный даже при средней громкости. При громкости выше 90 дБ его при закрытом верхе было даже немного в избытке. При опущенной крыше количество баса пришло в норму без слышимого ущерба для его глубины и рельефа. Средние и верхние частоты детальные, ясные и ровные, с великолепной микродинамикой. С макродинамикой тоже всё отлично — басовая атака не смазана, даже на громкости, когда только что не сдувает. Звуковая сцена отстраивалась только для закрытого салона (что вполне естественно) и получилась довольно удачной — ровной и хорошо отцентрованной.
RTA
АЧХ в салоне снималась только с закрытым верхом. Мог бы придумать, почему, но скажу честно: как раз после снятия первого замера механизм заклинило (возраст, что поделаешь). Однако и полученные результаты говорят о многом. Мастера не зря не поскупились на объём корпуса сабвуфера. Крыша, хоть и закрытая — мягкая, подъёму басов она способствует не так интенсивно, как нормальная, железная. Тем не менее нижняя частотная граница системы теряется в области динозаврических инфразвуков. Вся басовая область (а не только сабвуферная) аккуратно приподнята, это придаёт звучанию основательность. Средние частоты — зона деятельности мидрейнджей фронта, отработана по линейке, на верхах сделан плавный подъём не в ущерб самым верхним частотам: 20 кГц воспроизводятся с тем же уровнем, что 3 кГц.