ТАРЕЛКИ И МИСКИ
То, что у нас с некоторых пор (не таких уж давних) стало называться «корзиной», а до этих пор именовалось изящным словцом «диффузородержатель», на других языках называется иначе.
Boss Audio D10F | Prology EX-10 | Polk Audio DB1040DVC | Audio System R 10 | Hertz Energy ES 250D.5 | Pioneer TS-SW2502S4 | Kicker CWR 104
Американское frame, имеющее хождение наравне с basket (та же наша корзина, но на их непонятный манер) во внимание не принимаем. Кто их сейчас во внимание принимает, не модно это стало. А вот по-французски, например, этот базовый элемент конструкции динамика называется saladier. Салатница, с одной стороны, а с другой, если попроще — миска. Внешнее сходство очевидно, но перестало быть необходимым. В этом тесте собрались семь сабвуферов нашего излюбленного калибра. Если бы их оказалось восемь… Их было восемь, но ведь сколько раз говорилось: перед подачей сигнала проверь, какой уровень установлен в Clio. Если вместо -20 дБ, на которые настроен усилитель измерительного тракта, осталось +12, как при измерении параметров Тиля — Смолла… Ну а подменного вовремя привезти не смогли. Впрочем, о погибших сабвуферах либо хорошо, либо ничего. Лучше ничего.
Так вот: елси бы участников было восемь, как планировалось, ровно четверть из них основой своей конструкции имели не миску-салатницу, а тарелку. Сейчас их, получается, даже больше четверти, но мы честно признаёмся, почему. Плоские (а равно полуплоские и довольно плоские) сабвуферные головки уверенно вошли в ротацию и быт, и с нашей стороны это встречает полное понимание. Насколько же хорошо, когда объём ящика можно выбирать, ориентируясь только на объём, а не на то, как в него втиснуть вместительную салатницу. Для «десяток» это соображение особенно актуально: многие из них объёма требуют совсем немного.
Плоские головки (о других будет позже, надо закончить с этими) попадались и раньше, и иногда оказывались в парадоксальном положении по вине собственных изготовителей. Динамик такой весь плоский-плоский, а ящик ему нужен объёмом в полбагажника. К чему тогда ему его плоскость? Может, она что-то другое улучшает? Нет, не улучшает в редких случаях. В общем и намного более часто встречающемся — ухудшает. Диффузор, в той или иной мере лишённый третьего измерения, теряет жёсткость, центрирующая шайба — нижний этаж базирования диффузора, оказывается чересчур близко к гофру — верхнему этажу, базирование получатеся неустойчивым, допускающим поперечные колебания всей подвижной системы. Увидеть это нельзя, услышать и измерить — можно, если не принято специальных мер, сабвуферы-тарелки демонстрируют более высокие нелинейные искажения по сравнению с «мисками».
Четверть (даже больше благодаря одному сотруднику лаборатории) «тарелок» в этом тесте подчинилась этому правилу. Хотя и не без сопротивления: нелинейности оказались в пределах общепринятых приличий. Зато они же показали наилучшую универсальность оформления: помимо стандартных ЗЯ и ФИ соглашаясь работать в акустическом экране (на практике — в задней полке седана). Это и так-то неплохо, в сочетании с плоской конструкцией — вообще на пять: сабвуфер сливается с полкой, в которую установлен, не мешая никому и ничему.
Если же качество воспроизведения баса важнее объёма, отнятого у багажника (в разумных пределах), в выигрышном положении оказываются «миски». Несколько участников подтвердили, что место подвигу есть даже в этом калибре, выигрышном во всём, кроме линейности — из-за больших по сравнению с более крупными калибрами амплитуд колебания диффузора.
Что касается объёмов оформления, наше внимание привлекло то, что фантастически компактных вариантов, раньше встречавшихся нередко, стало меньше. И дело даже не в том, что чудеса компактности обычно — прерогатива более дорогих изделий, это тоже стало не очень модно: на практике реализовать ЗЯ объёмом, скажем, 10 литров с «десяткой» внутри крайне трудно, именно в части «внутри». Головка оказывается снаружи, места такая структура занимает не меньше, чем если бы объём был вдвое больше, а чувствительность теряется ощутимо. А ФИ в таком объёме сделать просто невозможно. Оптимальные объёмы участников этого теста довольно кучно легли в диапазоне 20 — 30 л (ЗЯ, у многих — и ФИ). Это — нормально, практично и без экстремизма. Для экстремизма нужны другие калибры, а в этих мисках и тарелках подают музыку.
КОМУ — ЧТО
Два участника выделяются малой монтажной глубиной, оригинальной конструкцией и многовариантностью применения. Boss Audio — привлекательная во многих отношениях конструкция, может работать как в закрытом корпусе вменяемого объёма, так и без корпуса вообще. В таком варианте он будет очень хорош в задней полке седана. Искажений относительно немного, а цена более чем демократичная. Pioneer являет чудо трансформаций — закрытый корпус или фазоинвертор одинакового объёма, или free air. Оба динамика получают нашу «Рекомендацию». Почему не выше? Искажения всё же высоковаты.
Ещё одним трансформером оказался Hertz — ЗЯ и ФИ одинакового объёма для него одинаково пригодны. Искажения крайне низкие. Наш «Лидер».
Удивил Audio System — похвальная линейность, самая высокая чувствительность в тесте — почти 90 дБ, рекорд для сабвуферов. И самое компактное акустическое оформление. Однозначно «Фаворит».
Остальные участники тоже хороши — каждый по-своему. Добротно сделанный Prology оказался весьма разносторонним, ФИ для него получается более компактным, чем ЗЯ — а такое случается нечасто. И цена разумная.
Kicker отличился завидным качеством изготовления и высокой линейностью, но объёмы акустического оформления выходят за рамки, привычные для «десяток». Та же претензия и к ветерану тестов Polk Audio: отличное звуковое давление, но не самое компактное оформление.