КАЛИНКА С ВЫХОДОМ
Студия: EMCars, Пятигорск. Руководитель проекта: Василий Корепанов
Выход здесь — мало никому не покажется. А «Калинка» вроде самая обыкновенная. Вернее, была обыкновенная…
- Тип системы: аудио/SPL
- Состав: двухполосный фронт + сабвуферы
- Источник: Pioneer DEH-80PRS
- Усилители: Gladen Audio XL 250c2, American Bass VFL 400FR, Alphard Audio Extreme GR 12000.1D
- Акустика: Loud Sound F 13, Alphard HLG-25 NEO
- Сабвуферы: Pride Car Audio T 12
Заказчиком проекта выступила сеть магазинов автозвука AutoStudio, которой для демонстрации безграничных возможностей автомобильной аудиотехники понадобилась машина с совершенно особенной звуковой системой. Такой, которая сумела бы наилучшим образом воспроизвести Адажио Томазо Альбинони в переложении для скрипки с фортепьяно….
Ну ладно, уж и пошутить нельзя. Разумеется, для таких проектов нужна машина максимально громкая. Не эспиэльная, которая гудит и трясётся, а громкая, которая играет. Так, что хоть Альбинони поставь, крышу всё равно будет не спасти. Такие машины — особый жанр, и в нём есть свои специалисты. Например, пятигорская студия EMCars. EM, если что, означает Exclusive Music, и это в немалой степени соответствует действительности, свидетельством чему — хотя бы этот проект.
Концепция системы, продиктованная планами заказчика, — полностью автономная «дискотека на колесах». Второе означает, что, кроме автомобильного головного устройства, можно подключить и ноутбук с DJ-контроллером. Первое — что в любом месте, в любое время автомобиль без внешних источников питания способен играть на экстремальных уровнях громкости несколько часов без дозаправки в полёте (то есть пока есть бензин в баке).
Выбранную архитектуру системы лучше всего охарактеризовал руководитель проекта Василий Корепанов:
«На Юге помимо баса нужен громкий, по-настоящему громкий, а лучше — самый громкий фронт. Поэтому в процессе формирования проекта хотели ставить восемь пар динамиков, но потом решили, что этим уже никого не удивишь. А вот двенадцатью парами в дверях «Калины» — удивить пока что можно».
Пальцев на двух руках не хватит, чтобы пересчитать динамики даже в одной двери. Понадобятся и ноги…
Задачка непростая, но у парней из EMCars всё получилось. Те самые 12 пар были составлены из «громких» среднечастотников Loud Sound F 13. «Шестёрки» с неодимовыми магнитами, лёгкими диффузорами, высоким резонансом и сумасшедшей чувствительностью.
На верхних частотах эстафета переходит к пищалкам. Скромно так, без фанатизма. В каждой двери — по восемь рупорных пищалок Alphard HLG-25 NEO. Необходимый среднечастотникам рабочий объём в силу того, что это не мидбасы, а именно среднечастотники, невелик — около 3 л на динамик, поэтому объём двери оказался оптимальным для такого «коллектива». Сами динамики пришлось доработать: округлили их от природы квадратные, «эстрадные» фланцы, не позволявшие реализовать мечту — по дюжине динамиков в двери субкомпакта. Технология изготовления новой облицовки двери классическая: кольца, распорки, лайкра, стеклоткань. В итоге двери получились лёгкими и красивыми.
Это была «Калинка». Теперь настал черёд выхода. Для раскачки фронта выбрали один из самых мощных двухканальных усилителей American Bass VFL-4000FR: полтора киловатта на канал и стабильная работа на 1 Ом. Усилитель пришлось заказывать, но выслали его моментально.
Побочный продукт работы над дверями — «сито» из высококачественной фанеры. Даже не одно…
Рупорным пищалкам с фантастической чувствительностью 106 дБ/Вт такая мощность уже не нужна, для них выбрали усилитель поскромнее — Gladen Audio XL 250c2. Там всего-то по 250 Вт на канал. При рекомендованной частоте среза 6 кГц даже эта мощность — с большим запасом.
С сабвуферами для такой системы жизнь устроена просто и понятно: чем больше, тем лучше. И числом, и размером, и объёмом оформления. Пожертвовав задними сиденьями, выкроили место для ящика-фазоинвертора объёмом 280 л, в котором выстроились шесть 12-дюймовых сабвуферов российского производства Pride Car Audio. Два порта диаметром 250 мм с внешними раструбами направлены в сторону пятой двери. «Выход» для этого хозяйства обеспечивают два импульсных моноблока Alphard GR 12000.1D, развивающих на нагрузке 1 Ом мощность 12 кВт. Но два усилителя нужны только для «боевого режима», когда требуется выдать рекордное звуковое давление. В обычном режиме хватает и одного, двенадцать киловатт — это тоже кое-что.
Изобилие динамиков сопровождается и разнообразием их угловой ориентации
Естественно, столь прожорливому оборудованию потребовалось соответствующее питание. Взамен штатного генератора «Калины» установили DC Power XP-250, который, как оказалось, без больших проблем монтируется на отечественные автомобили. В связке с генератором работают пять аккумуляторных батарей Odyssey PC2150. Две встали под фальшполом багажного отсека в нише запасного колеса, остальные — по бокам корпуса сабвуфера.
Для усилителей и сабвуфера сварили монтажную раму — в её передней части в вертикальном положении закреплены усилители, а задняя часть принимает на себя вес сабвуфера. Рама прикреплена к кузову болтами, вся инсталляция выполнена в полном соответствии со строгими правилами EMMA и AMT.
Автомобиль стал регулярным участником соревнований всех существующих у нас форматов, и столь же регулярно он занимает первую строчку по результатам своего класса. Машина уже чемпион России по версии АМТ в «SPL-Show специалист» c новым рекордом — 149,9 дБ. Такая вот «Калинка». С выходом…
Только когда все двадцать излучателей угнездились на панели двери, можно было начинать формовать оболочку
Конструкция оказалась жёсткой и лёгкой…
…но лёгкой перестала быть довольно скоро, когда на место встала «полезная нагрузка»
«Единая энергосистема»: два гигантских гелевых аккумулятора, подпитываемых усиленным генератором
Ещё раз посчитаем: 20 слева, 20 справа, 6 — сзади. Вроде всё сходится…
Составляющие «выхода» смонтированы на сварной раме повышенной прочности. Выход этого требует…
Тот случай, когда при работе над корпусом сабвуфера его не двигают, а обходят