КАРАНДАШИ И БУМАГА
Точную математическую магнитуду слова «много» мы не только давно знаем, но не раз успели сообщить вам.
Revolt DS 580 | JBL GTO-5EZ | Audio System X-Series X-75.6 | Alpine PDR-V75 | Mosconi Gladen One 60.6 | Hertz HDP 5 | JL Audio XD700/5
Кто забыл (бывает): для автомобильных усилителей «много» = либо 5, либо 6. Иного не дано. Когда-то были 7-канальный Soundstream и 8-канальный Phonocar, но где они теперь? Могут возразить: совсем недавно был компактный усилитель-процессор именно с восемью каналами. Возражу навстречу: там восемь были устроены так, чтобы путём вдохновенной коммутации кого в мост, кого просто так получить в итоге… пять или шесть максимум.
Есть ли разница между пяти- и шестиканальными усилителями? Вопрос не на пятёрку. Разумеется, и она намного больше, чем одна шестая. На практике пятиканальные усилители заранее и жёстко ориентированы на типовое использование. Вернее, два типовых. Фронт — тыл — саб или, для привередливых — фронт поканально и тот же саб. Поэтому пятый, непарный канал практически всегда заранее конфигурирован для сабвуфера. Он, во-первых, иногда оказывался импульсным, даже когда остальные делать импульсные не умели. Теперь школа иная: или всё импульсное, или ничего, потому что научились. Во-вторых, он мощнее парных в той или иной (иногда, опять по практике — очень иной) мере. В-третьих, там всегда другие фильтры, часто иного использования, кроме как сабвуферного, не допускающие. А, собственно, если бы были «допускающие», что бы вы сделали с пятым каналом? Определили в центральный? Не смешно.
То обстоятельство, что раньше (теперь — намного реже) сабвуферный канал многоканальника делали путём соединения в мост двух каналов, идентичных остальным четырём, ничего не меняет, поскольку сделано это внутри, на печатной плате, навек, и мы не вправе требовать от читателя столь радикального вмешательства в продукцию автозвуковой промышленности.
Иное дело — усилители, рождённые шестиканальными. Выбор их будущей профессии намного шире. Та же схема, что и у 5-канального? Без проблем, сами два канала в мост соединить сумеете? Если нет, зовите папу, он сумеет. А для совсем привередливых такой усилитель — готовый инструмент для поканального трёхполосного фронта, то есть класс «Профессионал». Зная об этом, шестиканальные аппараты никогда не делают с неотключаемыми фильтрами, давая возможность, если нельзя разрулить трёхполоску самостоятельно, сделать это снаружи — в процессоре или процессорной голове.
Участников сегодняшнего теста не слишком много, но их никогда не было слишком, вспомните, как представляют модельные ряды фирмы-производители: «пять двухканальных, 3 четырёхканальных, один — 5-канальный». Пропорция реальная. Тем не менее сегодня в тест явились два неограниченно шестиканальных аппарата. У одного даже мощность по парам распределена с прицелом на универсальность.
Где-то здесь (а то, может, и раньше) у вас должен был возникнуть вопрос про заголовок. Какая бумага, какие карандаши? Вот какие. Многоканальные усилители — это всегда много разных фильтров, даже если АЧХ всех показать разными карандашами (условно говоря), путаница возникнет такая, что график станет бесполезным. А если все необходимые кривые разогнать по разным графикам, они никуда не поместятся, потому что бумага не резиновая, чёрт бы её побрал. Ищем компромисс, бывает — находим. Вот как в этот раз. Хотели разнести кривые искажений по двум графикам — не получилось, пришлось наточить больше карандашей и свести на один. С фильтрами такое не проходит, у некоторых участников такое кроссоверное оснащение, что и двух едва хватает. Здесь даже произошла несправедливость, на которую мы пошли в стремлении избежать ещё большей несправедливости. Те самые два шестиканальника оба оснащены редкой системой аналоговой центровки звуковой сцены, с одинаковым названием FSA (Front Stage Alignment), то есть плавным регулятором фазы в одном из каналов. Если бы это нарисовать y одного из этих двух, там получилась бы нечитаемая каша. У второго можно было — но так нечестно. Решили не давать ни у одного, поэтому говорю здесь: система работает (одинаково у обоих), не волнуйтесь, а напротив, возьмите на заметку. Это, конечно, не временная коррекция, но тоже довольно любопытно.
И чтобы закончить тему о фильтрах у участников: у кого побогаче, у кого попроще, но кривых, каких нам доводится видеть немало, не было ни у одного. Сообщаю с чувством глубокого.
Программа испытаний у нас была типовая, уточню лишь, что мощность и искажения сабвуферного канала (или каналов) мы снимаем на сигнале частотой 100 Гц (в остальных — 1 кГц). На максимальную мощность это никак не влияет, на распределение искажений — влияет, значительно и своеобразно, у одних на низкой частоте гармоник становится больше, у других — меньше. На запутайтесь в разноцветье…
КОМУ — ЧТО
У некоторых первобытных племён система счёта предельно проста: «один, два, много». В нашей ситуации «много» означает «больше четырёх», поэтому в одном тесте встретились и пяти-, и шестиканальные усилители. Сравнивать, обсуждать и награждать их надо будет раздельно по двум «весовым категориям»: парные и непарные.
Пятиканальный Revolt оптимален для стандартной конфигурации «фронт + тыл + сабвуфер», причём сабвуферный канал оснащён на пятёрку с плюсом. Сходным образом оснащён и Alpine, но при той же номинальной мощности искажения в рабочем диапазоне существенно ниже — результат «цифровых» инноваций. Alpine получает нашу «Рекомендацию».
Для расширения штатных систем «малой кровью» идеально подходят два усилителя: Hertz и JBL. Оба оснащены входами высокого уровня и системой автоматического включения, а JBL ещё и системой калибровки чувствительности. Оба развивают очень серьёзную мощность, но у Hertz искажения ниже на порядок. Кроссоверное оснащение Hertz позволяет без дополнительных компонентов построить качественный двухполосный фронт с мощным сабвуфером. Поэтому Hertz становится «Фаворитом», а JBL получает недокументированный, но искренний приз симпатий редакции.
Безоговорочный «Лидер» — JL Audio. Помимо мощности, компактности и прекрасного кроссоверного оснащения, у него есть возможность дистанционно регулировать усиление во всех каналах одновременно — а это позволяет строить систему с «неавтомобильным» источником сигнала, что в наше время становится популярным.
Выявить лучший из двух шестиканальных усилителей, сходных по идеологии, оснащению и происхождению, оказалось непросто. Оба оснащены системой фазовой коррекции FSA, оба ориентированы на трёхполосный фронт (Mosconi — даже в большей степени). Audio System отличается прекрасным оснащением и продуманным распределением мощности по каналам, но искажения довольно высоки по сегодняшним меркам. У Mosconi искажения несколько ниже, но тоже существенные. Собственно, этот факт и не позволил душе инженера дать этим усилителям высшую оценку. А «Фаворита» — позволил.