Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
Ни одной пяди земли без боя! Ни одной крупицы народного достояния врагу! Зерно и муку увозить или зарывать в землю. Чего нельзя зарыть — уничтожать.
Л. Троцкий, «Обращение к трудовому населению»
Не волнуйтесь, никто не пострадал. «Бой» здесь в переносном смысле. Зато «пядь» — почти в прямом. Это — около 18 сантиметров, если что.
НИ ПЯДИ БЕЗ БОЯ
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: OEM + Astell&Kern AK100
- Процессор: Audison Bit One
- Усилители: Focal FPS 4160, E.O.S. AE-300.1
- Акустика: ScanSpeak D3004/602000, Morel Elate 6.2
- Сабвуфер: CDT Audio QES-1020
Разрешение на вмешательство в стилистику интерьера, функции штатного оборудования и титульные возможности автомобиля (перевозка пассажиров и их багажа) на практике никогда не даётся установщикам в полном объёме. Зато запрет на такие вмешательства может быть и полноразмерным.
Так было и на этот раз. Задача: кардинально улучшить звучание аудиосистемы, оставив нетронутым штатное головное устройство — отказаться от него было бы недальновидно, ведь на дисплей выводится масса небесполезной информации. Одновременно обучить систему чтению современных (и несовременных) аудиоформатов, обеспечивающих максимально качественное звучание.
Граничные условия: сохранить неизменными заводской стиль и пространство салона и багажника. То есть никаких видимых изменений. Совсем никаких. Отделку не менять. Ничего бросающегося в глаза не добавлять. Багажник не загромождать.
В общем, установщики должны были биться за качество звучания, когда им не отдавали ни пяди жизненного пространства в автомобиле. Нормальная постановка вопроса, по-революционному решительная.
В этих условиях архитектура фронтальной акустики читалась ясно: две полосы в штатные места. Зато можно сделать поканалку, этого же не видно. Начали, естественно, с осмотра акустики. Штатные пищалки критики не выдержали ещё до прослушивания — толстые пластиковые решётки с мелкими отверстиями и направление излучения поперёк салона. Решено было не увозить и даже не закапывать, наше время гуманное, контейнер у ворот ждёт. Взамен — многократно проверенные и безотказные ScanSpeak D3004/602000. Проблемка оказалась только в одном — треугольник зеркала и декоративная рамка стекла выполнены в виде одной детали, поэтому после интеграции пищалки с разворотом в сторону слушателя новые поверхности долго приводили к общему знаменателю с помощью шкурки, окраски и терпения, не забывая при этом многоступенчато и изобретательно хвалить заокеанских конструкторов русскими словами.
Штатные мидбасы оказались овальными калибра 6 х 9. Как не раз отмечалось у нас в тестах этой категории акустики, их способности в смысле работы в составе фронта остаются недооцененными: это и повышенные басовые возможности, и чувствительность, и у некоторых более гладкая АЧХ на нижней середине. Однако в полной мере эти достоинства реализуются в трёхполосной системе, здесь этот вопрос был закрыт изначально, штатные «лопухи» поспешили догонять пищалки, пока те не соскучились в зелёном контейнере, а на их место подобрали более подходящие для качественной двухполоски. Ими стали шестидюймовые мидбасы Morel Elate 6.2 с переходным фланцем. Естественно, с укреплением и вибродемпфированием всей двери.
Штатный сабвуфер (а здесь есть… то есть был штатный сабвуфер) располагался в правом заднем крыле — весьма удачно с точки зрения акустики, но восьмидюймовой (это чуть больше одной пяди) головки для салона такого объёма явно недостаточно, а при попытке «поддать пару» звонкий пластиковый корпус насыщал звучание не предусмотренными партитурой нотами. На это место изготовили новый корпус — как положено, из 20-миллиметровой фанеры и стеклоткани, причём не выходя за пределы штатной облицовки ни точно на пядь, ни на сантиметр. Облицовка осталась штатной, пришлось только ликвидировать сетку и подкорректировать диаметр отверстия. И проявить немного фантазии при оформлении. У крыла удалось «отжать» объём 16 л, за вычетом объёма динамика осталось 13 л, чего более чем достаточно для 10-дюймовой головки CDT Audio QES-1020 (№4/2013). По нашим рекомендациям, по минимуму хватало и 10 л, здесь же получилось даже небольшое акустическое усиление.
Неизвлекаемую и неприкосновенную штатную «голову» оставили на месте, но перевели на сокращённый рабочий график: основным источником высококачественного аудиосигнала стал (заметьте, уже не впервые) компактный плеер Astell&Kern AK100. С поддержкой всех существующих сегодня (и даже возможных в будущем) звуковых форматов и цифровым оптическим выходом. Сигнал по оптике подали на процессор Audison Bit One. Туда же, благо входов у Bit One хватает, отправили и сигналы штатной системы, и здесь оказалось важным, что Bit One не только процессор, но и интегратор. Выходные сигналы штатного источника были уже «разобраны» по полосам частот и скорректированы, процессор (как обучен) успешно собрал их в полнополосный стереосигнал с ровной АЧХ, а потом сам же поделил полосы на новый манер, для поканального усиления с индивидуальной частотной и временной коррекцией для всех каналов.
Для установки процессора нашлось место в нише левого заднего крыла. Межблочные соединения получились достаточно короткими — усилители смонтированы под задним сиденьем на металлических кронштейнах «на весу», так что условия охлаждения можно считать идеальными. Пульт управления процессором спрятан в нижней части центральной консоли под крышкой, там же — USB-разъём штатной системы.
Для сабвуфера выбрали усилитель E.O.S. AE-300.1 — довольно компактный импульсный моноблок с низким уровнем искажений (№1/2013). На микромощностях его искажения растут, но остаются на допустимом уровне, к тому же мы знаем: микромощности и сабвуферный канал — это немного из разных опер. Басовый усилитель установлен с правой стороны — так ближе к сабвуферу.
С фронтом работает аккуратный, предельно точный и полностью симметричный четырёхканальник Focal FPS 4160. Симметричный в буквальном смысле — вплоть до зеркальной разводки печатных плат и расположения органов управления, все соответствующие элементы пар каналов находятся в одинаковых условиях. Это отражено в названии серии — Focal Power Symmetric. Выходные каскады работают в «очищенном» классе AB, при увеличенном токе покоя искажения на микромощностях остаются низкими, а для фронта это уже из нужной оперы. Этот усилитель побывал в наших тестах дважды (№10/2010 и №1/2014) и был настоятельно рекомендован именно для аудиофильского фронта.
Выглядит система… Да никак она не выглядит, всё как родное. Роскошное звучание удалось отвоевать, не отдав ни пяди…
Astell&Kern — это и оптика, и качество, и компактность. Как-то всё и сразу…
В принципе — всё по штатным местам. Так кажется снаружи…
Обивка двери осталась неизменной, а штатные пищалки стояли иначе
Внутри дверей произошёл небольшой переворот: народный калибр уступил место элитному
Сабвуфер — единственное, что хоть как-то намекает на нештатное оснащение. И то — одним логотипом…
Багажник остался стерильным, все компоненты убраны с глаз и от греха
«Джет-сет» под фальшполом: французская и российская усилительная элита
Сабвуфер расположился на месте штатного, но кроме прописки их ничто не роднит
У процессора-интегратора громоздкое название, но малые габариты
RTA
У сабвуфера с акустическим усилением пик отдачи пришёлся на 30 Гц, но и ниже уровень достойный. АЧХ выше границы сабвуферной области — предмет зависти для многих, у двухполосок, тем более с ограничениями на компоновку и ориентацию излучателей, такая получается нечасто. На самых верхних частотах заметен спад, со свойствами использованной пищалки он, как мне кажется, связан лишь отчасти. От другой части — с характеристиками штатного, отнюдь не аудиофильского, источника.
SQ
Прослушивание велось по стандартной программе с плеера с wav-файлами диска AMT. Со штатного источника сняли только АЧХ на розовом шуме — в плеере этого файла не было.
Сцена для водителя великолепная, несмотря на довольно высокую посадку и большой разбег расстояний до динамиков. При небольших перемещениях головы сцена не рассыпается, позиционирование по высоте и ширине чёткое. Высота сцены умеренная, ниже уровня глаз, локализация по глубине хорошая. Стакан Нины Хаген разбился совершенно натурально, в правдоподобно мелкие дребезги, попутно подтвердив уже имевшееся заключение о тональном балансе: битое стекло — тест комплексный… Суббас вкусный и чистый, без призвуков, с достойным уровнем, но без фанатизма. Макро- и микродинамика — великолепны, тут и говорить нечего.