ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Студия: SF-Audio. Руководители проекта: Павел Дымшиц, Дмитрий Расторгуев
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт
- Источники: OEM (Blaupunkt RD5), iPod via Apple AirPort Express
- Процессор-усилитель: Mosconi Gladen D2 100.4 DSP
- Акустика: Gladen Aerospace 165.2 Active
За 16 лет моего редакторства в «АвтоЗвуке» ни в этой, ни в смежных рубриках ни разу не появлялось автомобилей, у которых в свидетельстве о собственности числилось бы моё имя.
Машина выглядит примерно так. Снимок летний, но при некоторой фантазии можно перенести картину в текущее время года
Эта машина исключение лишь частичное: я вписан в полис ОСАГО в строке второго водителя. Типа – если что… Запись же в строке первого и главного водителя до буквы совпадает с той, что находится у меня в паспорте на восьмой или какой там странице в центре лилового штемпеля Кутузовского ЗАГСа. Вы следите за переплетениями гражданской ответственности и гражданского состояния? Молодцы, а то не у всех получается… Вот почему – редкий случай – материал в этой рубрике готовил не Железный Шихман, как это принято, а я. Потому что на мне вся ответственность.
В общем, Ольга, с которой я нахожусь в счастливом браке уже существенно второй десяток лет, намекнула, что ей бы как-то в машину как-то музыку бы поставить какую-нибудь. Не забыв при этом добавить магическое словосочетание, гарантирующее результат. Не знаете? Дарю на новый 2015 год, хотя открыл эффект не я, а митьки Шагин и Шинкарёв. Надо к просьбе или предложению добавлять «хоть раз в жизни». Например: «Можно хоть раз в жизни полежать на диване и посмотреть футбол?» Вот и в данном случае было: «Можно, чтобы у меня в машине хоть раз в жизни…» Вы знаете, что на это можно возразить? Сомневаюсь что знаете, но если ошибаюсь — можете поделиться…
Всё, больше не отвлекаемся, задача в целом поставлена, надо определяться с деталями. Автомобиль, по семейной традиции – Citroёn. Модель – С4 нового поколения, чудный, доложу вам, автомобиль, предельно удобный и продуманный до мелочей, относящихся как к функциям, так и к эстетике. Личное оценочное (но твёрдое непререкаемое) мнение. Моей задачей было придумать что ставить, где ставить и как (примерно) ставить.
Эстетика передней панели, как видите, не вызывает нареканий. Как и эргономика
Штатное головное устройство, в девичестве – Blaupunkt, неразрывно связано со многими полезными функциями автомобиля
Архитектура мыслилась такая: двухполосный поканальный фронт с процессором, без сабвуфера. Штатная голова и максимальное использование штатных мест под акустику. Все позиции этого задания могу обосновать. Штатное головное устройство в этой машине – Blaupunkt. Избавившись от тягостной необходимости каждый год предлагать что-то для афтермаркета, фирма сосредоточилась на OEM поставках и в этом набила руку наилучшим образом. Установленное в «Ситроене» этой модели устройство RD5 – очень даже достойное. Плюс, как вы понимаете – интеграция с прочими системами автомобиля: парктроник, бортовой компьютер, всё такое. Ну и эстетическая интеграция здесь кое-чего стоит, французы делали, сразу видно.
Теперь про… Что? Вас покоробило, что без сабвуфера? Тоже могу объяснить. Когда-то, лет пятнадцать назад, а то, глядишь, больше, у меня была статья и передача на «Эхе Москвы» на эту же тему: о требованиях к автомобильной аудиосистеме для мужчин и женщин. Чтобы не пересказывать – предельно коротко: мужчине сабвуфер совершенно необходим, это вытекает из процесса естественного отбора. Женщине (следствие того же процесса) он нужен значительно меньше или не нужен вовсе. Зато ей больше, чем мужчинам, нужна детализация и точность звуковой сцены, когда-то, в пещерные времена, от этого зависело выживание племени. Будет интерес публики – могу попытаться разыскать черновики или восстановить по памяти, сейчас – не об этом, дело уже решённое.
Мидбасы в дверях расположены высоко и ориентирваоны нормально, перпендикулярно плоскости двери, как бы ни казалось из-за причудливой формы решётки
Твитеры в этой (и не только) модели Ситроена работают на полном отражении
Штатные места в С4 наилучшим образом подходят именно для процессорной системы: мидбасы установлены в дверях высоко, без процессора избежать привязки было бы трудно, зато при его наличии мидбасы излучают под небольшим углом к оси, а значит – более равномерно; пищалки работают на отражение от лобового стекла, здесь процессор поможет ввести необходимую частотную и временную коррекции.
Теперь — выбор компонентов. Здесь ответственность особая. Вот уже второй десяток лет мы с евроколлегами выбираем на общем собрании EISA лучшие в текущем году компоненты автомобильной аудиотехники. Разумеется, из них я и выбирал те, которым предстояло служить личным целям, любое другое решение было бы безответственным на грани цинизма, согласитесь. Выбрал – испытывай на себе. Или на близких, что ещё более ответственно.
Итогом недолгого процесса выбора акустики стала Gladen Aerospace 165.2 Active, изначально предназначенная для поканальных систем. Она побывала у нас в тесте, изучена была вдоль и поперёк и стала «акустикой года EISA» в 2013 году, тут и думать было нечего.
Комплект Gladen Aerospace 165.2 Active. Двухполосный и для поканалки
Мидбас – средоточие инноваций, отсюда и подозрительаня внешность на рентгене
С этой акустикой, кстати, был забавный случай, где-то я это упоминал, но если не читали – напомню. Комплект акустики Gladen для теста я получил из рук человека, носящего почему-то то же имя, Хеннинга Гладена. И вёз в Москву в ручной клади. Хеннинг тогда меня предупредил, что мидбасы Aerospace на рентгене очень похожи на натовские противопехотные мины, а пищалки Aerospace – на взрыватели к ним, так что мне надо заложить минут двадцать лишку на прохождение контроля перед посадкой.
Это человек Гладен объясняет про динамик Гладен
Немцы в аэропорту уложились в десять плюс пять на упаковку всего вынутого обратно. Прилетев, посмотрел в Интернете, действительно похоже, особенно если в рентгеновских лучах.
Мидбас противопехотной мины
Пищалка той же мины. Согласитесь, похоже. Если на ренгтене…
Процессор и усилитель тоже стали моделью года, только уже в 2014-го, при этом – одновременно и неотъемлемо, ибо живут в одном корпусе. Это – усилитель-процессор Mosconi Gladen D2 100.4 DSP. К нему в довесок был приготовлен модуль Bluetooth, с помощью которого процессор можно настраивать «по воздуху.
Модуль Bluetooth (одинаковый для отдельного процессора 6to8 и интегрированного в D2 100.4 DSP. Очень украшает жизнь и во время настройки и потом, по жизни…
Если Гладен демонстрирует Гладен, то и Москони должен показать, как собирают Москони. Логично, да?
Где ставить? Объявил по «сарафанному радио» тендер, его выиграла студия SF-Audio, где с наибольшим интересом вызов принял Павел Дымшиц, работы которого мы освещали не раз, и когда они делались в городе Нес Циона, государство Израиль, и когда свою деятельность Павел перенёс в более прохладный климат столицы РФ.
Приехав в студию (на правах второго водителя) я немедленно начал нарушать неписанные, но устойчиво существующие нормы автозвуковой этики. Во-первых, сказал мастерам что ставить и привёз всё это с собой. Профессиональные установщики этого не любят. Они предпочитают решать либо самостоятельно, либо, в крайнем случае, в ходе дискуссии, которую в данном случае развернуть не удалось.
Во-вторых, что переходило уже все границы, я попытался навязать свои представления о «куда ставить». Это, доложу, забегая чуть вперёд, почти совсем не получилось. Идея была такова: усилитель-процессор (он же маленький) ставим за бардачок, мидбасы — в штатные места в дверях, пищалки – в штатные же, убрав родные пластиковые грили.
D2 100.4 DSP компактный, это да. Но кто мог подумать, что его удастся разместить в таком тесном уголке?
Что сделали в SF-Audio: усилителю (ну и процессору) нашли место в центральной консоли, ничего не перенося и не переделывая, мидбасы – да, согласились, в такой системе на месте, если дверь обработать как положено, а решётки – просветлить.
Идея насчёт пищалок «как было» встретила скептическое отношение с самого начала. Сошлись было на паллиативном решении: вместо грилей делаются подиумы, из которых пищалки будут смотреть на слушателя, а не в стекло. Такой ход был использован при разработке комплекта Focal Integration для установки в Peugeot 207 с похожей геометрией штатных мест, и, вроде, получилось неплохо.
Пищалки извлекли, чтобы (я думаю) всё же попытаться сделать что-то на базе штатных мест
Был такой вариант, источником вдохновения для которого стал комплект Focal Integration для Peugeot 207
Но (я должен был предвидеть, но, видно, расслабился) Дымшица «неплохо» устроить не могло. Через два дня поступил звонок: «Ставим в стойки». Аргумент, что стойки, стеклопластик, алькантара и всё прочее, да хоть золочёный карбон, никак на оговоренной стоимости работ не скажется, был отвергнут. Либо делаем как будет правильно, либо на когда пропуск на выезд оформлять? Делаем заметку: вот что отличает профессионального установщика от заурядного «инстолятора»…
Процесс пошёл. Текстильную технологию не применяли, вогнутые волноводы отформованы из пены и стеклошпаклёвки
В алькантаре и установленное на место, это выглядит вот так
Акустика правого борта в одном кадре. Излучатели оказались расположены относительно недалеко друг от друга и рабоают «в лоб», по-процессорному
Итог проекта: усилитель – над штатной головой, за вещевым кармашком, вместимость которого никак не пострадала. Там обычно ездит шнурок USB для зарядки телефона от штатного гнезда, в другое время через штатный USB вход Чонишвили читает Акунина и Пелевина. Поскольку у процессора, помимо всех прочих, есть и оптический вход, по инициативе студии к нему подключили WiFi терминал AirPort Express, мало ли, что потом в голову придёт, так чтобы лишний раз не лазить…
Другие каналы беспроводной связи – Bluetooth, их два и они независимы. Один – штатный канал связи с головным устройством. С ним работает телефон «водителя №1» по полису ОСАГО. По нему говорят по телефону, по нему же тётя из Яндекс-навигатора в телефоне говорит куда заворачивать.
Второй канал обеспечивает связь непосредственно с процессором, в процессе первоначальной настройки по нему работает ноутбук с фирменным программным обеспечением, а потом, уже в процессе эксплуатации, по этому же каналу можно переключать пресеты с андроидного смартфона с установленным приложением. Это – другой телефон. Угадайте номер водителя с трёх попыток.
Раздербаненная дверь на этапе разметки. Оопрное кольцо уже готово
Кольцо пока убрали, а внешнюю панель – зашумили
Обработка двери завершена, опорное кольцо – вновь на месте
Мидбасы установлены. Опытный глаз заметит замятость гофра. Это оттого, что динамики до установки неокторое время хранились без упаковки, а бутил-каучук (настоящий) в отличие от других типов способен к пластической деформации. После нескольких часов эксплуатации деформация исчезает
Завершающая операция: установка поролонового кольца, изолирующего диффузор от пространства под обивкой
Мидбасы – где были штатные, на опорных кольцах, в виброобработанной двери с зашитыми жёсткой «виброй» окнами. Вокруг динамиков – поролоновые кольца, они не пускают звук под обивку. Облицовки стоек были изготовлены в стиле студии: Павел не признаёт популярной «текстильной» технологии, поскольку по ней неудобно формовать вогнутые волноводы у пищалок, а именно они позволяют корпус пищалки заглубить внутрь стойки, создав перед куполом максимальный простор для излучения.
Настройка фильтров и эквалайзера, подсмотренная по блутусу
Экран андроидного приложения на смартфоне №2
Настройки «водитель №2» на преминул скачать на свой ноутбук для изучения. В принципе, всё логично. Мидбасы отфильтрованы понизу вторым порядком на 70 Гц. Свой резонанс у мидбасов – ниже 50 Гц, он оказался придавлен со всеми благими последствиями в смысле перегрузки на низах, а от 70 Гц передаточная функция невеликого салона нижний бас уже вытягивает, так что по отсутствующему сабвуферу особенно горевать не придётся. Наверху мидбасы отфильтрованы необычно высоко, на 4 кГц и всего лишь первым порядком. И вновь, если взглянуть на результаты теста (а то, что Дымшиц их изучил до последних подробностей, сомнений не вызывает), становится ясно: так и надо было. Гладен-человек придумал Гладену-динамику хитрые очертания фазовыравнивающего тела в центре диффузора, названные им Zero Point. Результатом (этого или всего, вместе взятого) стал ровный и контролируемый спад АЧХ выше 3 – 3,5 кГц при том угле излучения, на котором высокорасположенному мидбасу предстояло работать в этой системе. Фильтр НЧ просто добавил естественному спаду крутизны «на один щелчок», окончательно отфильтровав внеполосные излучения.
На этой же частоте, и тоже первым порядком, отфильтрованы пищалки. Осевые (то есть – рабочие в процессорной системе) АЧХ показывают: именно начиная с этих частот пищалки входят во вкус и работают идеально. Одновременно с фильтрацией и временной коррекцией ближнюю пищалку осадили по уровню и обеим дали небольшую частотную коррекцию, ослабив составляющие ниже 7 кГц. Это уже не по науке, а на слух.
В принципе, Павел намекал, что он был бы не прочь распустить полосу ВЧ в процессоре на полную, а фильтр включить тоже первого порядка, но пассивный, проще говоря – конденсаторы последовательно с пищалками. Даже показывал приготовленные для этой цели крутые «Мундорфы» уже рассчитанного номинала. Но решили, что от добра добра не ищут, нормальный человек вот этих хайэндных подробностей услышать уже не в состоянии. Нормальный человек, будь то водитель №1 или №2 в состоянии услышать многое другое в звучании этой очень, казалось бы, простой системы. И это более чем устраивает. До такой степени, что (по моему наблюдению) средняя скорость Ситроена при движении по городу заметно упала, а при продлении полиса ОСАГО строка второго водителя запросто может оказаться пустой…
SQ
Обычно избегаю давать оценку звучанию, доверяясь мнению носителей более тренированного слуха. Но здесь – своего рода спецпроект, поэтому от ответственности не уйти. Система, после первоначальной, по утверждению Павла – не окончательной, настройки звучит… как вам сказать – обалденно звучит. Не хотелось бы разбирать звук по привычным автозвуковым косточкам: суббас то, середина сё… тем более, что и звук получился совершенно не автомобильный. Ощущение – что сидишь в оптимальной точке прослушивания перед парой очень хороших мониторов ближнего поля. Привычного грубого (или как минимум — грубоватого) басового подпора нет, но артикуляция на низах безупречная, басовые инструменты играют без натуги и с ясно слышимым вдохновением. Искомая с самого начала проекта детальность и точность обернулись неожиданной стороной. Детальность получилась не только звуковая, когда слышно, как шуршит рукав у гитариста, но и музыкальная. Когда слышно то, что, казалось бы, одним звуком не описывается. Поёт Леонард Коэн – и с первых звуков голоса слышно что это – еврей с непростым характером. Это не из Википедии, это слышно. В дуэте Дженнифер Уорнс (здоровья ей) и Джо Кокера (мир ему) совершенно отчётливо слышно, что эти двое не просто поют вместе, а безмерно уважают друг друга. Прежде я так ясно этого не слышал, хотя и предполагал. Что тут говорить о таких прозаических мелочах как локализация и фокусировка…
RTA
Павел просил замер АЧХ сделать после окончательной подстройки системы, через пару недель. Как сделаем – вклеим сюда, в Интернете это можно.
A PROPOS…
Тест Mosconi Gladen D2 100.4 DSP
Про акустику Gladen, в том числе и Aerospace
Про премию EISA акустике Gladen Aerospace
Про премию EISA усилителю-процессору Mosconi Gladen D2 100.4 DSP