СВОИХ НЕ БРОСАЕМ…
Студия Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
- Тип системы: аудио
- Структура: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: OEM
- Процессор: Audison bit Ten
- Усилитель: EOS AE-4100.1 v2 LE
- Фронтальная акустика: EOS Opera ES165 II LE, EOS PL-XT
- Тыловая акустика: Focal Access 165 AC
- Сабвуфер: Ground Zero GZRW 10D4
Времена не выбирают. Да, «Мерседес». Да, GLK. Но когда он покупался, было по 30 да по 40, а когда пришла пора ставить музыку, сколько там сегодня? Вернее – на сколько?
Музыку ставить надо, и в студии оценили верность владельца GLK нашему общему увлечению. И обещали: «Не волнуйся, выручим…» Так родилась бюджетная система в небюджетной машине.
Мне с этой машиной повезло: заехал вечерком к Дмитрию посмотреть, что представляет собой новый «антикризисный» проект и попал прямо к обсуждению системы с заказчиком. Дальше надо было только периодически наведываться (от меня недалеко) и не забывать расчехлять фотокамеру. А если не успевал к нужному этапу, мастера студии выручали. Они своих не бросают…
Интерьер GLK, который нравится миллионам людей и принадлежит тем из них, кому повезло больше других, изменений практически не претерпел. Кроме одной маленькой детали. Попробуйте её найти.
Первый этап в проектах такого рода – устранение последствий извращённых представлений ведущего германского автопроизводителя о том, чего заслуживает покупатель их продукции, случись ему включить «радио». Они считают, что вот этого.
Это – штатный мидбас (да простят меня настоящие мидбасы). Диаметр звуковой катушки, как легко прикинуть на глазок – 1 мужской ноготь.
Это у нас пищалка, если кто не узнал. Главная (или единственная) способность этого электроакустического устройства – увеличивать на единицу число динамиков в описании комплектации. Это все автопроизводители очень любят.
В послужном списке студии уже есть несколько работ в автомобилях этого типа, и базовая концепция не претерпела серьёзных изменений: фронт – две полосы в поканалке, сабвуфер-стелс в багажнике, процессор и пятиканальный усилитель. По желанию заказчика добавили тыл – несложный, на коаксиальных головках, подключенных к встроенным усилителям головного устройства. Структура системы не ортодоксальная, зато всё компактно и практически невидимо. Штатное головное устройство остаётся, сигнал с выходов высокого уровня поступает на процессор Audison bit Ten. Здесь обнаружился первый резерв экономии: панель управления процессором. Без неё можно обойтись, если для управления сабвуфером использовать дистанционный регулятор уровня из комплекта усилителя.
Вот на самом процессоре экономить не резон. Bit Ten здесь выполняет роль процессора-интегратора, сперва снимает сигнал высокого уровня с выходов магнитолы, что позволяет не вмешиваться в штатную проводку, затем нейтрализует предкоррекцию АЧХ штатного ГУ, «заточенную» под штатные хайэндные динамики и, наконец, занимается прямым своим процессорным делом: разделяет сигнал по полосам частот, корректирует тональный баланс, рулит временными задержками.
Главным источником экономии бюджета стала, как ни удивительно это слышать, акустика. На самом деле среди недорогих моделей часто можно найти такие, что при грамотном употреблении не уступят в разы более дорогим. На помощь пришёл один знакомый по прозвищу «сын ошибок трудных». Он подсказал поставить на фронт комбинацию динамиков EOS. Не забыли ещё про такие? И правильно сделали.
В пищалках EOS PL-XT, например, применён кольцевой диффузор не только по образцу Scanspeak, но и (как утверждал разработчик в частной беседе) – изготовленные на той же специализированной фабрике. Мидбасовые динамики EOS Opera ES165 II LE оснащены великолепным диффузором из непрессованной целлюлозы. Такой же диффузор у сабвуферного динамика Ground Zero GZRW 10D4, да и сам сабвуфер – сходной конструкции. В этом совпадении лично я вижу проявление некоей непознанной гармонии. А то, что сабвуфер может играть в очень компактном оформлении и отменно музыкален – мне уже было известно, динамик основательно тестировался в редакционной лаборатории.
Это – мидбас EOS
А это – сабвуфер Ground Zero. Вы сличайте, сличайте…
С утра работа закипела. После высверливания заклёпок и «разделения переменных» двери взору открылись:
Наружная панель с экономным лакокрасочным покрытием и сиротливой полоской «вибры».
Внутренняя же панель, из «лёгких желез» типа алюминий, и вовсе предстала в образе Саши Грей в разгар съёмочного дня.
Одеваться, срочно! И по моде! Одели внешнюю панель…
Одели и внутреннюю. В обоих случаях – листами StP с модным в этом сезоне принтом.
Провода к мидбасам припаяли, чтобы к этому вопросу более не возвращаться
Под каждым мидбасом – опорное кольцо, выкрашенное в обязательный, неотступный для этой студии фирменный цвет.
Таким же образом обработаны и задние двери, где установлены коаксиальные динамики Focal Access 165 AC с поворотной пищалкой.
«Кручу-верчу, диаграмму направленности сделать хочу…»
С точки зрения географии пищалки установлены по штатному, в треугольниках зеркал. С точки зрения геометрии – оп –другому. В силу особенностей такого типа излучателей ориентация их осей имеет значение даже большее, чем в случае купольных твитеров. Поэтому пищалку в монтажном кольце зафиксировали мастикой, добились нужной ориентации, а потом вокруг найденного положения вылепили подиум.
Подиум окрашен «под шагрень», имитация штатного пластика получилась весьма реалистичной.
Да и вся дверь в итоге смотрится по-фирменному.
Параллельно шла работа по изготовлению сабвуфера. Местом его установки должна была стать ниша у левого заднего крыла.
Вот где-то здесь, за панелью багажника и поверх дорожного «ремкомплекта» (домкрат и прочее) должен был оказаться сабвуфер или его часть.
По жизни получилось, что часть. Закрытый корпус-стелс объёмом 16 л изготовили по комбинированной технологии.
Сначала – фасонное основание и аппендикс, попадающий в отверстие обшивки.Обшивку не трогали намеренно – багажник можно вернуть в заводской вид буквально одним движением.
Затем на основании стали вырастать фанерные стенки требуемых (довольно затейливых) очертаний.
Передняя стенка включала и усиленное до двойной толщины опорное кольцо.
Поверхность, примыкающая к облицовке задней стойки кузова, за задним фонарём, выполнена «мозаичным» методом из небольших кусочков фанеры. Криволинейные наружные поверхности – из лайкры на полиэфирной смоле, потом изнутри выложена такая же «мозаика». Все криволинейные поверхности и стыки усилены стекломатом.
На этом фото видны и «мозаика», и лайкра.
Потом, как обычно – отделка наружных поверхностей. Корпус нежно обнимает арку левого заднего колеса и не мешает поднимать фальшпол, закрывающий отсек инструментов и запасного колеса.
Фальшпол, как видите, поднимается без проблем.
Укладка с инструментами осталась на прежнем месте.
Готовый сабвуфер. Как всё просто…
Под фальшполом скрывается не только штатное оборудование автомобиля. Пока шли работы с сабвуфером, там были смонтированы пятиканальный усилитель EOS AE-4100.1 v2 LE и процессор Audison bit Ten.
Усилитель установлен на подъёмной раме.
В кронштейны вживлены вытяжные гайки.
Усилитель и «докатка» фиксируются надёжно, доступ не теряет удобства.
Если, может, кто не понял, как установлен усилитель – так вот, посмотрите, как установлен.
Вид со стороны салона с установленным на место процессором (тоже кверх ногами) и разведенной проводкой. Сигнальные кабели Klotz Solo 250, акустические – Klotz 425BL.
SQ
Тестовый материал – обычный, диск AMT плюс некоторые «злобные» треки из коллекции Дмитрия. На них проверялся басовый потенциал и отсутствие призвуков при работе системы.
Ну что сказать… Качеству звучания могут позавидовать многие трёхполосные системы. Тональный баланс – практически идеальный. Особенно порадовала работа акустики в нижнем регистре – что сабвуфер, что мидбас работают очень аккуратно, ни малейших признаков гудения или «затягивания». Не только для рока…
Звуковая сцена, несмотря на довольно высокую посадку водителя, получилась довольно ровной и аккуратной. Ширина и глубина нареканий не вызвали, центральный образ не идеален – но на фоне общего впечатления эта мелочь оставалась незамеченной почти до конца прослушивания.
RTA
Бас организован довольно энергически, с подъёмом на 40 Гц, что, впрочем, вовсе не напрягало, бас-буст на этой частоте делают неспроста. Интеграция суббасовой частиАЧХ с мидбасовой удалась безупречно. На середине есть некоторая шероховатость, не без неё, но не надо забывать: это – результаты измерения в «свежей», только что завершённой установке. Подстройку спустя некоторое время работы компонентов тоже делают неспроста. На ВЧ сделан небольшой подъём на 8 – 10 кГц, но то, что выше его по частоте, отыгрывается «на пять».
A PROPOS
Тест сабвуфера Ground Zero GZRW 10D4
Тест процессора-интегратора Audison bit Ten
Тест усилителя EOS AE-4.1 (не совсем этот, но во многом похожий)