ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ БЕЗУМИЕ
Бинг Сю, перевод и комментарии – Андрей Елютин
Фото: Simplicity in Sound
Студия: Simplicity in Sound, Милпитас, Калифорния, США
Авторы проекта: Бинг Сю (Bing Xu) и Джои Напп (Joey Knapp)
Вот такая машина. Полноприводная версия P85D, увидевшая свет в конце прошлого года (470 + 220 л.с., 3,1 секунды до 100 км/ч).
- Тип системы: аудио
- Структура: 3-полосный фронт + 2 сабвуфера
- Источник: OEM
- Процессор: Mosconi Gladen DSP 6to8 V8
- Усилители: Mosconi Gladen AS 200.4
- Акустика: Morel Elate Titanium 3-way
- Сабвуферы: Audiofrog GB10D2
От редактора: авторы этого проекта прислали всё практически готовое. Даже заголовок. В этой рубрике такое случается нечасто даже когда речь идёт об отечественных студиях (только без обид, правда, нечасто). А тут такая глушь… Однако в процессе переписки выяснилось: хозяин студии (и автор этих заметок) в прошлом был редактором журнала Car Audio and Electronics, причём именно тогда, когда издание из бумажного стало сетевым. Разумеется, вы понимаете, что привлекло наше внимание к этой системе. Не компоненты, большинство из них и вам и нам в разной степени знакомы, и их поголовье в наших краях не меньше, чем в заокеанских.
А вот машина – другое дело. Основной ареал её обитания – американские прерии. Именно там кто-то первый должен был полезть в чудо наступившего века с аудиокомпонентами. Нам пока остаётся только наблюдать…
Авторы проекта. Слева – Бинг в кабине SR-71 (экспонат Музея Полёта в Сиэттле). Этот снимок я выбрал сам, мне он показался символичным: только руки, столь уверенно держащие рукоятку управления сверхскоростного самолёта, способны справиться с инсталляцией в сверхсовременном автомобиле. Справа – Джои, снимок он выбрал и прислал сам. Снимался, наверное, для Доски Почёта.
Илон Маск – человек не только талантливый (это ещё мягко сказано), но и остроумный. В этой версии есть два режима разгона: «спортивный» и «безумный». «Экономичного» нет, на чём здесь экономить…
От редактора: мы тут посчитали во время перекура. При действующем курсе доллара и действующих ценах на бензин расходы на зарядку «Теслы» эквивалентны расходам на бензин для автомобиля, потребляющего 3,3 л на 100 км, причём независимо ни от чего: город ли, трасса ли, педаль ли в пол от светофора, всё равно 3,3…
Ирония судьбы: главный сборочный завод Tesla Motors находится в 10 минутах езды от нашей студии, но эта машина прибыла к нам из Флориды (это 4000 км, если на самолёте, по прямой). Хозяин машины когда-то (без малого 8 лет назад) обращался к нам за какими-то компонентами для системы в его Nissan 350Z и с тех пор следил за нашими успехами в форумах и соцсетях. И теперь, купив «Теслу», погрузил её в трейлер и отправил к нам через всю, в самом буквальном смысле слова, страну.
Интерьер машины уникален (как и многое, если не всё, остальное).
Функции всех кнопок и переключателей взяли на себя иконки на огромном сенсорном экране. Это же – и штатное головное устройство.
Теперь – чего хотел заказчик, отправивший нам свою только что купленную машину.
- Высокое качество звука при условии использования штатного головного устройства. У меня была возможность проконсультировать заказчика до покупки машины и я рекомендовал взять комплектацию с базовой аудиосистемой, так больше шансов получить со штатного источника чистый сигнал;
- Установку сделать абсолютно невидимой в салоне;
- Оставить как можно больше места в багажном пространстве, но не без «шоу-фактора»;
- Добиться хорошего баса.
Все (ну или почти все) наши заказчики оставляют выбор компонентов на наше усмотрение, понимая, что принцип максимального результата при минимальном числе компонентов заложен уже в название нашей студии. Заказчик сообщает нам свои требования к качеству звучания, эстетике и бюджету. Я не утверждаю, что сделанный мной выбор – единственный возможный, но в тот момент, когда выбор делался, я был уверен (и не напрасно, как оказалось), что поставленные задачи будут выполнены эффективно. Помогло и то, что в этом проекте хозяин «Теслы», настаивая на абсолютно стоковой установке в салоне, был готов был пожертвовать скрытой частью заднего багажника.
От редактора: Tesla P85D – это не только динамика, граничащая с безумием и экономичность, граничащая с халявой. Багажников здесь два с хвостиком.
Вот это – передний, где у нормальных (не безумных) машин находится двигатель.
А это – задний, который больше, чем у нормальных – видите заглубленный отсек, куда юная американка сандалии поставила? Вот этот, заглубленный объём заказчик разрешил отдать под аудиокомпоненты.
Начнём. Основную часть работы делал Джои, за мной была главным образом проводка, а Джесси Люцеро (наш установщик) занимался отделкой корпусов сабвуферов.
Первое, что Джои сделал – подключился к проводам штатного головного устройства.
Для этого пришлось полностью разобрать и вынести вон приборную панель. Впрочем, это всё равно предстояло сделать для установки части акустики.
Для фронта был выбран комплект Morel Titanium Elate 3-way. Пищалки MT350 при этом планировалось поместить в штатные места в передних стойках.
Пищалки эти изначально выглядят вот так и в этом виде, разумеется, никуда бы не поместились.
Однако Джои нашёл остроумный выход из положения: он отделил от пищалок всё, что не относилось к их прямой функции и сделал пропилы в корпусе, позволившие вставить пищалки на штатные крепления.
После установки пищалки дополнительно были фиксированы компаундом в нескольких точках по окружности.
Купольные среднечастотники CDM880 установлены в штатные места и дополнительно зафиксированы силиконовым герметиком.
Перед установкой мидбасов (тоже в штатные места) дверь была виброизолирована изнутри (комбинацией виброгасящего и пористого звукопоглощающего материала), снаружи были сделаны накладки в критических местах во избежание дребезгов.
Потом Джои усилил штатные опоры динамиков шпаклёвкой и смолой с последующим вибродемпфированием.
Просверлены отверстия, нарезана резьба, и мидбасы закреплены в «колодцах».
Опоры с динамиками установлены на двери штатным крепежом.
Так выглядит дверь с установленным мидбасом и обивкой.
Штатные решётки, как выяснилось, тоже требуют обработки в местах прилегания к обивке.
Таких мест, требующих утихомиривания дребезгов, в машине оказалось неожиданно много, главным образом – на стыках пластика и металла. Но настало время двигаться в сторону багажника, и начинать пришлось с протягивания туда силовой проводки.
В этой машине (как оказалось) есть штатный 12-вольтовый аккумулятор и DC/DC преобразователь для его подзарядки от высоковольтной тяговой батареи. Как генератор на обычном автомобиле, только, по моим наблюдениями, лучше. «Тесла» не очень любит распространяться о технических деталях, но, как мне удалось понять, специальная схема следит за уровнем заряда аккумулятора и, когда надо, запускает преобразователь независимо от того, едет машина, стоит или заряжает основную батарею. Чтобы иметь под рукой запас энергии посолиднее (суммарный номинал предохранителей усилителей – 300 А), решено было поставить второй аккумулятор в задний багажник.
От штатного 12-вольтового аккумулятора, расположенного между передним багажником и лобовым стеклом, был сделан отвод через предохранитель и протянут через всю машину в задний багажник.
В углублённой части заднего багажника Джои построил основание для аппаратуры и дополнительного аккумулятора Stinger SPP1700.
Для «Стингера» был сварен стальной бокс.
Дополнительный аккумулятор со своим креплением
Я тем временем занялся основанием для аппаратуры.
Усилители планировалось устанавливать в два яруса, брусок, который вы видите перед усилителем – пьедестал для процессора, чтобы он оказался вровень с верхним усилителем.
Усилители и процессор в результате встали вот так. Кронштейн в левой части вместе со скобой крепления «Стингера» впоследствии станут опорой для фальшпола приборного отсека.
В этих же кронштейнах размещены и светодиоды подсветки, потом увидите, как всё это выглядит в завершённом виде.
Фальшпол, закрывающий отсек усилителей – довольно сложная конструкция. Здесь Джои всё разметил и вырезал из MDF.
В фальшпол вклеены неодимовые магниты. Потом увидите, зачем.
Другая заготовка послужила основой для рамки решётки.
Рамка обтянута винилом, внутрь вклеена сетка.
Из чёрного акрила вырезана эмблема Tesla Motors.
Из другого акрила – прозрачного, заготовка для молдинга, после покраски он выглядит как матовый алюминий.
Две угловые накладки, обшитые карпетом, фиксируются магнитами (помните?) и закрывают болты, крепящие фальшпол.
Итог (до установки в багажник) – вот такой.
Фальшпол в багажнике, магнитные накладки сняты, открывая доступ к болтам.
Ну, а в темноте это будет вот так. Светодиоды-то не просто так ставили…
Начитаем строить корпуса сабвуферов. И начинаем – с неприятного сюрприза. Карпет, применяемый в «Тесле» — какой-то особенный. Зелёная защитная лента, которой мы пользуемся годами, к нему не приклеивается. Джои обнаружил, что фольга с клейким слоем – приклеивается, закупился и приступил к делу.
На фольгу уже всё клеится без проблем.
В нижнюю часть «матрицы» вставлено дно из тонкой MDF и зафиксировано немного ниже уровня пола, это позволяет извлечь корпус из крыла, в то же время надёжно его там фиксирует.
Потом и днище оклеивается разделительной лентой.
Дальше, понятно – стекломат и смола.
Разумеется, всё это повторялось дважды, на каждой стороне багажника.
Потом были сделаны передние панели с углублением под фланцы динамиков. Снимки процесса, к сожалению, потерялись. Бывает, извините…
Готовые корпуса в ожидании отделки.
Отделка включала оклейку карпетом снаружи и вибродемпфирующим матераилом – изнутри. Здесь использован материал iSilver фирмы StP, у вас такого, наверное, не найти.
Грили – MDF, винил, сетка.
10-дюймовый Audiofrog на своём месте.
Он же – закрытый грилем (вставляется в углубление передней панели и удерживается трением).
Снимок с этого ракурса даёт представление, насколько корпуса сабвуферов удалось утопить внутрь крыла, каждый – со своей стороны.
Так, в итоге, сложился образ багажника.
Вот он целиком, когда хозяину хочется показать эту часть системы во всём великолепии.
И он же, когда поверх стильного фальшпола установлен штатный, из комплекта машины.
По завершении работы возникают два главных вопроса: как всё это звучит и как аудиосистема, установленная в электрический автомобиль, влияет на величину его пробега без подзарядки. Начну со второго. Окончательный ответ на него даст только практика, но косвенные выводы можно сделать на базе нашего опыта. Получив машину, мы её полностью зарядили. В течение трёх недель мы многократно его включали — каждый раз, когда открывается дверь или нажимается педаль тормоза, машина просыпается и включает у себя сразу всё. В процессе настройки система играла на довольно приличном уровне в течение примерно 5 – 6 часов, включая 2 часа на розовом шуме на очень большом уровне. После всего этого показания индикатора оставшегося пробега уменьшились на 7 или 8 миль. Если это и в самом деле так, можно ожидать, чтоj экономичность машины не пострадала. Каждый раз, просыпаясь, машина начинала заряжать 12-вольтовые аккумуляторы, напряжение в этой части бортовой сети стояло на отметке 14,2 В не шелохнувшись, и даже на большой громкости пригасания фар не наблюдалось, как на очень многих «обычных» машинах. Из этого я делаю вывод, что установленный здесь преобразователь мощнее и стабильнее, чем генераторы на большинстве современных машин.
Теперь про звук. Я начал с анализа частотной характеристики штатной системы в салоне.
АЧХ не очень ужасная, типичный подъём верхних и нижних частот, который должен произвести впечатление на непосвящённых. Больше беспокоит неотключаемый ФВЧ в штатном головном устройстве, ограничивающий полосу частот ниже 40 Гц.
Проведя некоторое время за настройкой Mosconi 6to8, удалось добиться вот такой АЧХ. Спад ниже 40 Гц никуда не делся, но всё остальное стало не в пример лучше.
Прослушивание начинал с чувством неуверенности: мне казалось, что сложная электроника машины непременно вызовет помехи, а ограниченный штатным ГУ бас будет неполноценным. К счастью, я ошибся в обоих предположениях. Сигнал, снятый со штатного головного уcтройства по высокому уровню, оказался чистым, с низким уровнем шумов и без слышимых наводок, а бас, благодаря кузову хетчбек – очень солидным, не хватало лишь самых низких, на грани инфразвука, составляющих. Что касается динамики и прозрачности, сабвуферы Audiofrog не разочаровали.
Тонально звучание оказалось очень сбалансированным, несмотря на штатное расположение излучателей, мидбас, воспроизводимый Ti MW 6 – впечатляющим как всегда.
Центральный образ парит над серединой приборной панели на высоте нескольких дюймов, глубина сцены великолепна, ширина несколько ограничена, но не уже чем «от стойки до стойки».
В целом, звучание мне понравилось, и грузить «безумное электричество» в фургон для отправки хозяину во Флориду было не стыдно…
A PROPOS
Акустика Morel Elate 603 (тогда ещё – не Titanium)
Другой усилитель из серии Mosconi Gladen AS
Цифровой процессор Mosconi Gladen DSP 6to8
Аудиосистема на схожих компонентах работы отечественных мастеров