ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ
Гидроциклы в наш обиход вошли не вчера, но с установкой аудиосистемы на такое транспортное средство мы встречаемся впервые.
Автор проекта: Ярослав Новосельцев, г.Томск. Фото – Алексей Мощенков
На мотоциклы и велосипеды – было. На катера и яхты – было. На коня и лошадь – тоже было (один раз даже одновременно). А такого – не было.
- Тип системы: аудио
- Структура: сдвоенный коаксиальный фронт
- Источник: Alpine iDE-178BT
- Акустика: Kicker KM6LW
Слово автору и исполнителю проекта:
«За этот проект я взялся без раздумий и сомнений. Такие установки большая редкость и в нашей стране и за рубежом, так что ориентироваться было не на что, а сомневаться – не в чем, все разрабатывалось и изготавливалось самостоятельно.»
Модель гидроцикла RXP 215, причём 215 – это про лошадиные силы. Очень мощный зверь с трехцилиндровым 4-тактным двигателем с нагнетателем, но для полного счастья чего-то не хватало… Понятное дело – того, без чего это замечательное плавсредство на наши страницы никак попасть не могло.
Задача формулировалась кратко: хорошее и громкое звучание без претензий на аудиофилию, стильное исполнение, не нарушающее спортивный дух гидроцикла, его динамику и центровку. В переводе на язык инсталляторов – компактные и лёгкие компоненты с небольшим энергопотреблением. Последнее обстоятельство продиктовано конструкцией гидроцикла: замена генератора более мощным не предусмотрена, а возить с собой запас аккумуляторов по примеру эспиэльщиков и негде, и тяжело.
И главное: компоненты, для которых первая же попавшая на них капля воды не должна стать последней каплей.
Вот как выглядел гидроцикл перед началом процесса. Не убирайте далеко эту фотографию, она нам потом понадобится для сравнения. Это и итог – похоже, но не как две капли воды.
Структура системы проста, как… Ну, скажем, как две капли воды. И во многом состоит из таких парных капель. Сабвуфер отсутствует по вполне прозаической причине – на открытом пространстве его КПД «стремительным домкратом» падает до неприличных значений, а киловатты мощности на борту взять негде. По той же причине нет и внешних усилителей – все динамики питаются от встроенных усилителей головного устройства. Но зато фронт выполнен сдвоенным на коаксиальных головках «морского базирования» Kicker KM6LW.
Двойной комплект динамиков на фронте появился не просто так. Раз нет сабвуфера, частично компенсировать снижение басовой отдачи можно увеличением суммарной площади диффузоров. Этот приём известен с 60-х годов, когда стали популярными акустические системы с группами однотипных динамиков. И мощность всех четырёх каналов встроенного усилителя головного устройства так будет использована полностью – «все пойдут на фронт».
Решено было акустику установить в закрытых стеклопластиковых корпусах с направлением на водителя, а геометрию корпусов привести в гармонию с обводами гидроцикла.
Поверхность подготовлена для выклейки нижней части ящика по обводам корпуса.
Стеклопластиковая основа готова. Это важно, но это – относительно просто.
Опорные кольца для «двух капель» одного из стереоканалов зафиксированы в нужном положении.
Динамики смотрят в лицо водителю. А куда ещё? Есть предложения?
Внешние обводы корпуса сформированы каркасом из полосок листового ПВХ, им легко придать требуемую форму.
Шпангоуты и стрингеры, по рекомендациям лучших корабелов…
Напоминает скелет Чужого… Теперь – оклейка стеклотканью в несколько слоёв, подготовка поверхности, окраска.
Ящики соответствуют дизайну, форме и цвету гидроцикла и не смотрятся инородным телом. Самое большее — заводская опция, а то и вообще, «в базе». Пришлись к месту и красные глазки.
Курс – верный. Сцена – симметричная (при тщательной настройке, разумеется).
Синяя подсветка динамиков – родная (для них), ничего дорабатывать не пришлось.
Капот открыт неспроста – сейчас мы туда заглянем. Хотите? Тогда заглянем…
Головное устройство – бездисковый процессорный Alpine iDE-178BT, уже побывавший в нашем тесте. Источник музыки – флешка или смартфон, а если в смартфон загружено приложение vTuner, аппарат будет принимать интернет-радио. Просто радио тоже есть, как на море без аппарата Маркони Попова. Аппарат не морской серии, поэтому открытая установка исключалась. Нашлось укромное местечко под капотом.
Головное устройство установлено в специальном влагозащищенном корпусе в моторном отсеке на кронштейне крепления аккумулятора.
Для управления головным устройством применён пульт Alpine RUE-M1RF, работающий по радиоканалу. Комплект состоит из собственно пульта ДУ с передатчиком, держателя для него и приёмного блока, который подключается к интерфейсу рулевых кнопок головного устройства.
Пульт установлен на крышке бардачка, покрашен в цвет кузова корпуса, сама крышка перекрашена в белый для придания единого стиля. В бардачке, в «сухом и тёмном месте» находится USB порт и выключатель светодиодной подсветки.
А вот сам пульт открыт всем ветрам и солёным брызгам, ему всё нипочём. Сертифицирован по классу IP67, что означает, наряду с прочим, возможность погружения в воду на глубину до метра. Прорези в корпусе – это для ремешка, которым можно привязать пульт к себе и плавать по водной поверхности. Глубже метра – не заныривать. Зато за буйки заплывать можно, радиус действия пульта – 30 м.
Художник и его творение.
То же творение, но в другой день и в другой обстановке. Сличайте. Не как две капли воды…
A PROPOS
И раз уж был разговор:
Казус «лошади и коня» (сохранили для истории)