ЗАЯВКА
Заявка была подана своевременно. Даже две заявки, с интервалом в один день.
Студия: Spektr Studio
Автор проекта: Дмитрий Котов
- Тип системы: аудио
- Структура: 3-полосный фронт + 2 сабвуфера
- Источник: OEM + iPhone/AirPort Express
- Процессор: CarDSP 4×10 Full SE
- Усилители: Celestra VA250, Zapco Z150.2LE, C2K-6.0X
- Акустика: Lotus by SEAS CW17E001, Eton 3-400/A8/25/Mg, Brax Matrix 1.1
- Сабвуферы: Challenger MAX-Line 10WF
Первую Дмитрий Котов подал 25 апреля. Она была – на участие в московском этапе чемпионата EMMA Россия в «Крокус-сити». Вторая, пока не до конца заполненная, была подана там же, но к концу следующего дня. Первое место в самом верхнем классе «Эксперт без ограничений» — это сигнал о намерении попасть на финал России, а там, глядишь… Впрочем, подождём, время пока терпит. Но заявка серьёзная, а значит – и повод для публикации уважительный. Место для публикации мы отвели в рубрике «Своя игра», хотя налицо и название студии. Просто в данном случае студия и автор системы – одно и то же.
Система, как и положено нормальной чемпионской системе (бывают и ненормальные, но о них как-нибудь в другой раз), выполнена по классической схеме: трёхполосный поканальный фронт и сабвуфер. Даже два.
Компоновка средне-высокочастотного звена — пищалка на стойке, а среднечастотник на треугольнике зеркала, уже стала полуклассикой. Почему «полу»? Потому что бывает наоборот: СЧ на стойке, ВЧ – в треугольнике. В любом случае так достигается минимальное расстояние между излучателями в самой хрупкой части частотного спектра. Сочетание динамиков нетривиальное: пищалка Brax Matrix 1.1 и среднечастотник Eton 3-400/A8/25/Mg.
СЧ крупным планом: жёсткий и лёгкий магниевый диффузор отлично воспроизводит практически весь основной диапазон.
Низкочастотное звено выполнено в стиле, заложенном конструкторами BMW, и часто критикуемом, когда справедливо, когда – не очень. Да-да, басовики установлены под передними сиденьями. Плюсы у такой компоновки на самом деле есть, и немаловажные: легко реализуется «передний бас», отсутствует гашение басовой атаки (пусть в процессорной системе это менее существенно), не требуется полномасштабная виброизоляция передних дверей и кропотливая косметическая интеграция новых динамиков. Негативные отзывы о системах в BMW в немалой доле связаны с ограниченным объёмом исходных данных. Если попалась комплектация с НЧ-звеном в виде одинокого (под водительским сиденьем) невзрачного динамика – тогда понятно, что тут может быть хорошего. Здесь поставили два динамика – как положено. Да не простых, а «высокого полёта».
Акустическое оформление тщательно задемпфировали, в штатное посадочное место интегрировали панель для динамика (это – водительский, пассажирский выполнен аналогично).
Lotus by SEAS CW17E001. Диффузор – из полимер-магниевой композиции, жесткий и лёгкий.
Динамик закрыт сеткой, всё по правилам. Вот лично я бы чуть-чуть застремался ставить динамик с «пулей» (а значит – без центрального колпака, который не случайно называется «пылезащитным») диффузором кверху под сетку с довольно крупными отверстиями, но автору проекта виднее, или он просто намного аккуратнее меня.
Сабвуферы установлены совсем не типично для чемпионов – free air. Но это исключение из тех, что только подтверждают правило. К тому же в седане такое решение – самое естественное, корпусные сабвуферы появились намного позже полочных.
Сабвуферы Challenger MAX-Line 10WF установлены в задней полке на панели, намертво притянутой к металлу кузова.
Усилители и прочее оборудование установлены на фальшполу, который открывает доступ к запасному колесу. В поднятом состоянии пол фиксируется газовыми амортизаторами.
Вот мы добрались и до самого интересного – до усилителей. Для каналов средних и высоких частот принята побортная схема, сводящая к нулю риск переходных помех. Усилители применены эксклюзивные – Celestra VA250. Ни одного операционного усилителя, сплошь дискретные детали самого строгого разбора, пять лет гарантии. И никаких лишних цепей – в процессорной системе не нужны ни фильтры, ни улучшайзеры. Низкочастотные каналы обслуживает более мощный, но не менее эксклюзивный Zapco Z-150.2LE (выпуск этой ограниченной серии приурочен к сорокалетнему юбилею компании Zapco). Включенные последовательно сабвуферы работают с двухканальным Zapco C2K-6.0X в мостовом включении, оба канала усилителя получают уже суммированный сигнал. Для подключения усилителя сабвуфера использован передатчик симметричной линии ZAPCO SimbiLink SLB-T.
Физически усилители расположены тоже почти побортно.
Сигнал для усилителей готовится в недрах процессора CarDSP 4×10 Full Performance Digital Sound Processor. Вещь тоже немалой эксклюзивности (одно название чего стоит), российской разработки и изготовления. И притом цены гуманной, в отличие от зарубежных аналогов. Импортозамещение, однако…
В основе конструкции – полностью программируемый однокристальный цифровой процессор производства ADI, работающий в режиме двойной точности, что обеспечивает внутреннюю точность вычислений 56 бит. Для минимизации влияния ошибок округления на звук процессор обрабатывает сигнал с частотой дискретизации 96кГц, применён тактовый генератор с низким джиттером.
В процессоре предусмотрены два оптических (Toslink) и один коаксиальный цифровой (S/PDIF) входы, плюс один аналоговый. Сигнал 1-8 каналов преобразуется в аналоговую форму четырьмя аудиофильскими ЦАП PCM1794, 9-10 – ЦАП PCM5102, попроще (и эти выходы, кстати, в системе не использованы). Разделение каналов, динамический диапазон, уровень искажений – по самым строгим меркам. Автомобильный хай-энд…
Процессор помещён в литой корпус, экранировка – абсолютная.
От штатного головного устройства особых заявок на победу не ждали, поэтому просто вывели из него линейные выходы и подали сигнал на аналоговый вход процессора. Основным же источником сигнала в системе стал iPhone с беспроводным подключением по Wi-Fi. Пока что наилучшим образом с «яблочными» девайсами сопрягается родственный им AirPort Express, и в качестве связующего звена выбрали именно его. Агрегат подвергли небольшой доработке – заменили штатный сетевой блок питания на автомобильный.
AirPort Express: замена блока питания на 12 В.
Рабочее место iPhone – в подлокотнике, что тоже становится классикой.
Заявка получилась ясная и основательно мотивированная. На московском этапе судьи дали делу ход. Будем следить за движением заявки по инстанциям…
A PROPOS