ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА
Начался этот разговор не очень давно, но довольно далеко. Примерно на середине улицы Гульельмо Маркони в городе Потенца Пичена. Что, как нетрудно догадаться – в Италии.
Хотя, вообще-то, и это было не началом разговора, а его продолжением. Совсем-совсем начало было несколькими часами ранее в штаб-квартире компании Elettromedia, в том же городе и той же стране.
Вот самое начало разговора, тогда адресованного не мне одному…
Теперь – кто, когда и о чём. Леонардо Фальчетелли – коммерческий директор компании Elettromedia почти со дня её основания. Ну, может, на несколько дней позже, но кто сейчас будет считать, через четверть века. Накануне и он, и его коллеги представляли новинки и замыслы компании большой группе дилеров, прибывших со всех концов необъятной России. И говоря о том, что близко ему – линии развития и планов компании, касающихся бренда Audison, сделал несколько интригующих замечаний.
Тогда толком их обсудить не удалось, но хороший охотник добычи дождётся. Спустя несколько недель синьор Фальчетелли сам приехал в Москву, в компанию Чернов Аудио, представляющую в России интересы Elettromedia. Неоконченный в Италии разговор был продолжен уже на московской земле.
АЕ: Леонардо, нашим читателям необязательно знать, сколько времени мы знакомы, многие из них уверены, что люди столько не живут. Поэтому давай я буду тебя называть, как будто нас только что представили друг другу: «господин Фальчетелли». Согласен?
ЛФ: Согласен. А я тебя – «синьор Елютин». Так никто ни о чём не догадается.
“Buongiorno, signor Elutin”
АЕ: Возвращаясь к разговору, начатому во время презентации технической политики Audison на ближайшие годы, и отчасти продолженному на улице Маркони… Кстати, а рассказать читателям, почему эта улица важна для истории компании?
ЛФ: Лучше я. Там, на этой улице, есть неприметная дверь, ведущая в совсем небольшую комнату. В этой комнате и начала свою деятельность компания Elettromedia, тогда ещё – под другим именем, Audison. Бренд Hertz был создан позже и уже не там, а в гораздо более просторном помещении.
АЕ: Вот это тогда разговор и прервало, помню. И помню, на каком месте. Вы тогда, господин Фальчетелли, сказали: «Наша компания, развивая концепцию Full DA, а теперь ещё и Full DA HD, по существу, спасает и возрождает автозвуковую отрасль во всём мире». Примерно так. Это в каком смысле?
ЛФ: Сейчас объясню. Но сначала – о самой концепции, если не все читатели в курсе. Уже несколько лет Audison строит систему компонентов, совместная работа которых позволяет создать принципиально иной звуковой тракт. В обычном тракте, даже хорошем, цифровой аудиосигнал, скажем – с компакт-диска, в головном устройстве преобразовывается в аналоговый, поступает на процессор (а что можно сделать без процессора?), где снова оцифровывается, обрабатывается – и опять ЦАП, опять – в аналог, который уже идёт на усилители. В результате – несколько преобразований, звук никак не улучшающих, целое змеиное гнездо соединительных кабелей, подверженность наводкам.
По концепции Full DA (DA здесь означает Digital Audio) аудиосигнал остаётся в цифровой форме до самого последнего момента. С источника он снимается в цифровой форме, в таком виде идёт на вход процессора, скажем – Bit One или Bit Ten D, когда можно – по оптике. С выхода процессора сигналы, уже обработанные и разделенные по каналам, идут на усилители. Или усилитель, специально для работы в тракте Full DA разработан Audison AV 5.1k с модулем цифрового интерфейса AV bit IN. Сигнал сюда приходит всё ещё в цифре, по многоканальному кабелю AD Link – разновидности компьютерной витой пары. И только внутри усилителя происходит единственное преобразование цифра-аналог.
Итог: максимальное сохранение качества сигнала, полная защита от наводок – снаружи нет ни одного аналогового кабеля, а в каждом звене системы сигнал передаётся по единственному кабелю: оптическому, цифровому коаксиальному или AD Link.
АЕ: А что изменилось с появлением после Full DA ещё двух латинских букв, HD? Кстати, как это читается по-итальянски?
ЛФ: По-итальянски это читается «Ака-Де», но в любом языке означает одно и то же: High Definition. Когда начиналась работа над концепцией Full HD, мы ориентировались на разрешение 24 бит/48 кГц, что уже существенно выше, чем у CD. На это был рассчитан основоположник Full DA – процессор Audison Bit One. Наши сегодняшние ориентиры – от 96 до 192 кГц при тех же 24 бит. Это – действительно «Ака-Де».
АЕ: И как же это спасёт мир? Ну пусть не весь, а наш, автозвуковой?
«Ака-Де» поднимет всю отрасль. Как прилив снимает с мели все корабли.
ЛФ: Вот как. Когда тридцать лет назад в машину на смену кассете пришёл CD, это был колоссальный скачок в качестве звучания, что бы сегодня ни говорили любители винтажа и античности. Упал уровень шумов, расширилась полоса частот, снизились искажения. В таком тракте усилитель и акустика стали определять очень много. Разница была слышна моментально. Это длилось многие годы, пока сначала в дополнение, а потом, увы, на замену CD пришёл MP3. Качество исходного сигнала упало настолько, что не стало особенно важно, хорош ли усилитель, хороша ли акустика. Когда слушаешь MP3 с битрейтом 64, это неважно.
И что особенно прискорбно: выросло целое поколение, незнакомое с другим звуком. В прошлом году мы совместно с университетом в Анконе провели исследование: большой группе студентов давали слушать фонограммы, куда искусственно были внесены нелинейные искажения с уровнем 10%. Значительная часть подопытных никаких претензий к звучанию не высказала.
АЕ: Так значит, дело безнадёжное, им уже всё равно…
ЛФ: Вы, синьор Елютин, не дослушали. Когда после этого мы поставили те же фонограммы в HD, реакция у большинства была на грани шока. Дело в том, что в по-настоящему высококачественном тракте субъективная разница в восприятии HD и MP3 намного больше, чем между MP3 и CD. Ведь то, за что мы боремся, улучшая звуковой тракт – это воспроизведение деталей, гармонических ли, динамических ли. А алгоритмы, применяемые для компрессии звукового сигнала, как раз и основаны на отбрасывании деталей, объявленных второстепенными. Так и получается «второстепенный» звук.
Действительно безнадёжными, отравленными плохим звуком оказались примерно 5% участников эксперимента. Они заявили, что звук с искажениями им более привычен.
И вот здесь и находится решение: обратили внимание, я сказал «по-настоящему высококачественный тракт». Теперь это – критическое звено. Теперь усилитель и акустика высокого уровня становится оправданной, даже необходимой. Пусть даже она будет не Audison (Хотя я бы предпочёл, чтобы Audison. Или Hertz…). Так и получается: HD, как прилив в океане, снимет с мели все корабли.
АЕ: А откуда берётся контент в высоком разрешении? Не сами же вы его производите?
ЛФ: Нет, не сами, это – не наш профиль. А вот для Sony Music это – прямая специальность. Записей в HD становится всё больше, пусть и не столько, сколько бы нам хотелось. Плюс – меньшие по масштабу, но очень целеустремлённые частные фирмы. В Италии, например, в этом участвует одно из подразделений издательства AudioVideoTeam, того, что издаёт журналы Audio Review и Audio Car Stereo.
АЕ: И насколько вы сегодня продвинулись в освоении пространства HD?
ЛФ: Продвинулись далеко, но, разумеется, не так далеко, как хотелось бы. Сейчас сложилась такая ситуация, что компонент, положивший начало всей цепочке Full DA, стал в какой-то степени тормозить остальных. У нас есть источник высокого разрешения – Audison Play HD, работающий в разрешении 96/24, а файлы FLAC он читает и в 192/24. Практически готов (дело считанных недель, если не дней) модернизированный Audison AV 5.1k HD, это – опять 96/24. Те, кто строит тракт Full DA на сегодняшних компонентах, вынуждены ставить между источником и процессором дополнительный конвертер Audison SFC (Sample Frequency Converter), который, не меняя разрядности сигнала, она по-прежнему в полтора раза выше, чем у CD, пересчитывает частоту дискретизации на 48 кГц. Когда будет готова новая версия Bit One HD, в этом не будет нужды, сигнал с частотой дискретизации 96 кГц пойдёт от входа до выхода.
АЕ: А почему с Bit One дело так затянулось? Так сложно оказалось? Или что?
ЛФ: Ну, во-первых, непросто. А во-вторых, и это главное: одновременно с модернизацией по этому параметру мы решили расширить и другие возможности Bit One и, похоже, не совсем верно оценили масштабы требуемых работ. Но дело движется, новый Bit One HD появится в течение ближайших месяцев.
АЕ: А о каких возможностях идёт речь?
ЛФ: Следующий вопрос, синьор Елютин. Сейчас об этом говорить ещё слишком рано.
АЕ: Понятно. У нас в России есть поговорка «Дуракам полдела не показывают». Спасибо, господин Фальчетелли…
ЛФ: У нас в Италии никому полдела не показывают. Упрёк не принимаю. Так будет следующий вопрос?
АЕ: Будет. Сейчас всё было про линию Bit. А вы, как мне казалось, возлагаете большие надежды и на серию Audison Prima. Я об этом читал в одном русском журнале.
ЛФ: Надежды, которые мы возлагали на Audison Prima, оправдались полностью. Теперь у нас в отношении этой серии новые планы. Помните девиз, сопровождающий серию Audison Prima: Plug&Sound? Мы ему верны. Он означает беспрецедентную возможность кардинально улучшить звучание в автомобиле с минимальным вмешательством в его штатные системы. Мы даже кабельные жгуты теперь предлагаем на все случаи. А сейчас мы работаем над апгрейдом компонентов серии, не нарушающих принципа максимального результата при минимальных затратах труда. Новые AP в ещё большей степени будут отвечать концепции Full DA, в том числе это будет означать возможность передачи сигнала по AD Link и сигналов управления по AC Link.
АЕ: То есть новые Prima будут соединять оба направления, HD и интеграцию в штатные системы автомобиля?
ЛФ: Не совсем. Чтобы сохранить доступность компонентов серии Prima даже в новом обличье с расширенными возможностями, мы не будем внедрять сюда высокое разрешение, рабочим уровнем останется 48 кГц/24 бит. Что, напомню, по-прежнему выше, чем у CD, то есть при наличии соответствующего источника преимущества такого тракта перед стандартным будут очевидны. И звучать новые Prima будут… Даже не знаю, как объяснить. Как-то вот так…
«Новые Audison Prima будут звучать… как-то вот так.»
A PROPOS
Усилитель с цифровым интерфейсом Audison AV 5.1k
Интерфейсный блок Audison bit DMI
Измерительный комплекс Audison Bit Tune
Система компонентов Audison Prima