МИНУС ДВЕНАДЦАТАЯ
Обижу славную армию радиолюбителей, если возьмусь объяснять значение слова «пико». Но, как выяснили британские учёные…
… не все жители нашей планеты – радиолюбители. Вот для этих, остальных: «пико» — приставка для обозначения дольных десятичных единиц. «Милли» — одна тысячная, «микро» – одна миллионная, «нано» — во всём виноват Чубайс одна миллиардная, «пико» — ещё в тысячу раз меньше. Одна триллионная. Десять в минус двенадцатой.
Почему радиолюбители? Потому что у них от веку были в ходу конденсаторы с номиналом в пикофарадах, во всех других отраслях до такой дольности не доходило.
В переносном смысле по шкале дольных десятичных шли давно и последовательно. Сначала были микропроцессоры, микроавтобусы и микробикини, потом – наномойки, нанопыль и iPod Nano. Кто первым поделит ещё на тысячу? Разумеется – итальянцы, я даже догадываюсь, почему. Две предыдущие приставки базировались на греческих корнях, а итальянцы и греки… Нет, нет, лучшие друзья. Корень «пико» — нескрываемо итальянский. То самое piccolo, маленький, то есть. И если этот усилитель – не маленький, то принесите другой, поменьше, положим рядом и вместе поглядим.
В ходе фотосессии самым удачным кадром нам показался вот этот. Но он – не самый информативный. Пришлось переснять, а этот публикуем, потому что красиво.
Вот самый подходящий фон для усилителя Mosconi Pico – миллиметровая бумага. Можно даже размеры не приводить, и так ясно, в каких дольных десятичных они выражаются. Но приведём, даже с удовольствием.
Корпус Mosconi Pico, в традициях Mosconi любой дольности – отрезок прямоугольной алюминиевой трубы. В данном случае трубу взяли сечением 30 х 80 мм, а отрезали от неё 63. Внутрь (с торца, естественно, труба – бесшовная) вставлено всё содержимое, на которое мы взглянем в положенное время. А снаружи – вот что:
Приложите к экрану пачку сигарет (пустую, пустую, вы же давно бросили). Если она плашмя не закрывает картинку – значит картинка у вас с увеличением. Ну и хорошо, так удобнее. На одном из торцов корпуса – пара гнёзд RCA (потому что это – двухканальный усилитель, вы, кажется, пока в это не поверили), регулятор и переключатель чувствительности, съёмная колодка питания/remote и (слева вверху) – переключатель режима работы кроссовера, который тут, оказывается, тоже есть.
С другой стороны – колодка (тоже съёмная) выходов на акустику. Колодки питания и акустики сделаны по одному образцу, максимальный посильный им диаметр жилы – 2 мм. Зачем два блестящих винта в левом верхнем углу – пока не знаем. Впрочем, «пока» у нас обычно короткое, а отвёртки длинные, узнаем ещё.
Если, собравшись с силами, перевернуть Pico на спину, появляется возможность приделать ему ноги. Для установки. Они прилагаются и, если надо, крепятся винтами по углам корпуса. Один из винтов в среднем ряду заклеен суровым заклинанием, что, мол, тронь – и финита ля гарантия. Мы испугались и выхватили из ножен крестовую отвёртку…
Ну, вот мы и в Pico. Входную торцевую панель тоже сняли – «сгорел дом, гори и сарай». Всё, кроме кроссовера и регулятора уровня, смонтировано на основной плате с применением SMD-элементов. Микросхема усилителя мощности – на обратной стороне платы и прижата к корпусу винтами на термопасте. На плате виден трансформатор преобразователя напряжения, его транзисторы притянуты к торцевой панели теми самыми сверкающими винтами, правильно мы их не трогали. Серые кубики, керамические на вид и ощупь – моноблочные выходные фильтры-интеграторы с минимальными полями рассеяния, чтобы не было взаимного влияния каналов при столь плотном монтаже.
Вспомнилось тут, что у нас года три назад был опубликован репортаж из лабораторий и цехов Mosconi Gladen. Это – Филипо Каня – главный схемотехник компании. Вероятно, сейчас (то есть в 2012 году) он показывает, какого минимального размера может быть усилитель. Но сейчас год у нас другой…
Вот теперь пора сказать главное. Пикоусилитель, как можно было заключить по внутреннему содержанию – не питюлька на «магнитольной» микросхеме. По построению это – полноценный усилитель класса D с двухполярным импульсным блоком питания. Изготовители сообщают о Pico такие данные, извините, что скриншотом, это – чтобы ничего не перепутать:
Нормально так, да? Два канала по 80 Вт, нормальных, RMS, с оговоренными напряжением питания и уровнем искажений, да и всё остальное прописано аккуратно, как принято у инженеров, а не у этих, как их там. Всё будем проверять, разумеется, но заявка реально внушает.
Теперь — что показали измерения. Вот сводка измеренных характеристик, потом мы по ним пройдёмся индивидуально:
- Класс усиления D
- Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 85,7/103
- Коэффициент нелинейных искажений (1000 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,11/0,30
- Коэффициент нелинейных искажений (1000 Гц, P = 1 Вт, 4 Ом), % 0,052
- Входная чувствительность, В 0,37 — 17,5
- Действие аттенюатора Hi/Lo, дБ -12
- Отношение сигнал/шум (1 Вт) 81 дБА
Небольшие комментарии к этому, а уже потом – в деталях. Мощность аккуратно превзошла заявленные значения, так, по чуть-чуть, но превзошла, а заявки были взрослые. Нелинейные искажения изготовителем нормировались только для выходной мощности 1 Вт (мы этот показатель тоже уже давно измеряем и приводим), и здесь опять сходится. Диапазон входной чувствительности (тоже, кстати, почти по заявке) и без переключателя перекрывал бы диапазон линейных и «спикерных» уровней, в положении переключателя Hi он становится 1,5 – 70 В, но у переключателя есть и вторая функция: в положении Hi входы становятся дифференциальными, без общего провода. Это значит — можно подавать напрямую с выхода головного устройства, одновременно активируется система автовключения по постоянному напряжению, появляющемуся на выходах любой головы при включении.
Отношение сигнал/шум изготовителями приведено к максимальной мощности, нами, по более модному стандарту – к уровню 1 Вт. Означают оба показателя ровно одно и то же. Вот теперь – в деталях.
Зависимости КНИ от выходной мощности типичны для импульсных усилителей. Более типичны, кстати, чем у «взрослого», хотя тоже очень компактного Mosconi Gladen D2 100.4DSP, с которым у Pico имеется некоторое родство. В рабочем диапазоне мощностей искажения – не рекордно низкие, но с учётом всех обстоятельств дела с ними вполне можно жить долго и счастливо. На нагрузке 2 Ома с нелинейностями дело обстоит заметно хуже, а прирост мощности невелик, так что мы бы рекомендовали Pico для работы только с 4-омной нагрузкой.
По этой же (и ещё по одной) причине мы даже не стали испытывать Pico в мостовом режиме, это – не для него. Чуть позже сведём всё воедино и разложим по полочкам, что для него, а что – нет.
Частотная характеристика, с фильтрами и без. «Без» обращает на себя внимание шириной полосы, спад на 20 кГц – не более 0,7 дБ, на 20 Гц – и того нет. Фильтры – фиксированные на универсальную частоту 80 Гц. Реально у ФВЧ она чуть выше, у ФНЧ – чуть ниже, но непринципиально. Важнее, что фильтры нормальные, 12 дБ/окт., на правильную частоту и без сюрпризов, встречавшихся нам у куда более солидных аппаратов.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Забавно выглядела инсталляция для прослушивания усилителя. Напольные колонки категории «не поднимешь», кабели – пусть без фанатизма, но всё же в мизинец толщиной и где-то посреди этого всего – крошечная серебристая коробочка. Она-то и играет, причём громко.
По качеству звучания Pico следует отнести к разряду «усилителей обыкновенных». То есть таких, какие преобладают среди куда более объёмистых, но не феерически дорогих собратьев. Тонально звучание вполне сбалансировано, детализация – не запредельная, но читается без усилий, а слушать оказывается довольно интересно. Вот чего малыш не любит – это низкого баса. Явно слышно, что контроля не хватает, басовики начинают подгуживать. Для опыта мы в режиме прослушивания включили ФВЧ, и всё изменилось почти магическим образом. Конечно, низкого баса уже не было, но весь остальной звук задышал гораздо свободнее, а ощущение контраста между размерами усилителя и звуком, им производимым, стало ещё отчётливее.
Как мы видим себе применение Pico на практике? Очень ясно видим. Начальные условия: машина со штатным головным устройством и её владелец, которому звука не хватает ни по количеству, ни по качеству, а о полноразмерной инсталляции он и слышать не желает. Шаг первый, разумеется – замена акустики с сохранением штатных мест. Лучше, но недостаток мощности от этого становится лишь более очевидным. Тогда берём Pico, подключаем его по высокому уровню к выходам штатной головы и забрасываем внутрь торпедо вместе с пучком проводов, среди которых он, в силу миниатюрности, затеряется как в нашей тестовой установке. Для аккуратности можно там, в недрах торпедо, притянуть его стяжкой к чему-нибудь, этого будет достаточно. Не напрасно ноги сделали съёмными, они, скорее всего, не понадобятся.
Про ФНЧ, даром, что он есть, рекомендуем сразу забыть. Ведь если ставится сабвуфер, значит, вопрос об исчезающе малом объёме уже не на повестке. Какая разница, к 30-литровому ящику готового корпусного, скажем, сабвуфера привинчен усилитель размером с полпачки сигарет, или с коробку конфет?
Что касается ФВЧ, то он здесь очень на месте. На первом этапе его надо оставить в положении OFF, пусть всё идёт на фронтальную акустику. Если возникнет второй этап, с установкой сабвуфера какого-либо типа, придётся слазить к малышу в его убежище и щёлкнуть переключателем, включив ФВЧ. И будет как у больших: ФВЧ на фронт, ФНЧ (в активном сабвуфере или сабвуферном усилителе) – на саб. И всё.
МЕД & ДЁГОТЬ
Рекорд компактности побит, причём в честном состязании: мощность Pico не меньше, чем у среднего усилителя нормальных габаритов и больше, чем у многих «нормальных». Возможности скоростной и безболезненной инсталляции – беспрецедентные. Ещё ни разу мы не рекомендовали нейлоновую стяжку для проводов в качестве узла крепления усилителя, а здесь это – оптимальное и, главное, вполне надёжное решение. Всё в аппарате для такой установки продумано и предусмотрено: входы высокого уровня, автовключение (если так надо) или включение обычным образом (если надо так), разумно и просто устроенный кроссовер. Пикоусилитель не любит нижнего баса, это — правда. Ну так и не гоняйте его на нижнем басе, вы же не звери. И ещё совет и предупреждение: усилитель при работе заметно нагревается. Когда мы гоняли его на измерительном стенде, нагрев был ощутимым. На музыке при нормальной (и даже повышенной) громкости – существенно меньше, но всё же не мешает позаботиться о том, чтобы вокруг был воздух. Типа – в одеяло малыша не заворачивайте…
Цена вопроса: 11000 руб.
A PROPOS
Mosconi Gladen D2 100.4DSP — близкий родственник Pico по усилительной линии