ВСЕ ФЛАГИ
В процессе работы с этим устройством мы придумали новую игру. Познавательную, как нам показалось.
Выбор цвета, излучаемого кнопками и символами дисплея, по усмотрению владельца головного устройства, мягко говоря – не редкость. Вопрос здесь – в степенях свободы и просторе выбора. С этим (и некоторыми другими) аппаратами JVC они таковы: цвет можно выбирать раздельно для двух зон передней панели и, независимо от уже сделанного выбора – для дисплея. А игра заключается в том, что один настраивает подсветку, а другой – угадывает, флаг какого государства получился. Вот этот вариант оказался труднее других. Жовто-блакитный, говорите? Телевизор надо меньше смотреть, здесь же третий цвет есть, он принадлежит белым символам на дисплее.
Правильный ответ – Канарские острова. Если Википедию опять не выключили – взгляните. Покончив с играми, занялись делом, рано или поздно это становится неизбежным.
Итак: JVC KD-R961BT, венчающий линейку однодиновых CD-ресиверов JVC этого, 2015, модельного года, венчает её довольно любопытным образом. Это – определённо позиция. Аппарат – классический беспроцессорный CD-ресивер с «отягчающими обстоятельствами» нового века.
Блок радиоприёма – классический. ЧМ-тюнер с одним, буржуазным, диапазоном (87,5-108 МГц), с цифровой обработкой сигнала, системой RDS и всеми основными опциями EON (альтернативные частоты, поиск по типу программы и т.д.). АМ-тюнер перекрывает диапазоны СВ (531-1620 кГц) и ДВ (153-279 кГц), кому претит пользоваться технологиями времён радиостанции имени Коминтерна, может в настройках источников сигнала сделать АМ-тюнер невидимым. Отменить АМ-вещание, короче…
Сервисные удобства, прилагаемые к радиоблоку — таймер на включение радиопрограммы (однократный, ежедневный, еженедельный), 18 + 6 (FM+AM) программируемых настроек, автоматический поиск, энергонезависимая память на радиостанции на случай отключения питания.
CD-проигрыватель – тоже без революций, но со всеми удобствами: вводное сканирование диска, возможность выгрузки диска при выключенном питании, CD-текст, все дела.
Передняя панель – съёмная, по обычной схеме и без излишних усилий на любой фазе процесса. А вот необычная опция – то, что если не требуется, чтобы панель была съёмной, её можно перманентно зафиксировать прилагаемым винтиком через указанное в инструкции отверстие.
На корме – три пары линейных выходов (фронт, тыл, сабвуфер), гнёзда для антенны (слева) и микрофона (справа) и разъём для «хвоста» с соединителями ISO на другом его конце.
Энкодер довольно плоский, что не мешает с ним управляться благодаря сравнительно большому диаметру, а своеобразная геометрия, с конической частью сзади, обеспечивает нечто вроде подсветки с тыла от светящихся кнопок.
На передней панели линейный вход Aux и разъём USB с током нагрузки до 1 А. Линейный вход можно отключить в настройках, тогда он не будет показываться в списке источников. А USB закрывается очень удобной крышечкой, в закрытом состоянии сливающейся с окружающим пейзажем. Где искать, когда снова понадобится – подскажет светящаяся «полурамка» слева.
Микрофон из комплекта (буквы BT вы, вероятно, прочли и верно истолковали без нашей помощи). Микрофон, обратите внимание, направленный, это выдают щели на цилиндрической части корпуса.
Встроенный модуль Bluetooth – довольно накрученный, с функцией проверки совместимости телефона, с возможностью подключения двух телефонов одновременно и круглосуточно, с уведомлениями о SMS-сообщениях. Возможен голосовой набор номера для телефонов с поддержкой этой функции (а для iPhone – режим Siri E-Free), предусмотрены передача телефонной книги и подключение к ней (PBAP1.0). Это – про телефон. Про другое, связанное со смартфонами: потоковое воспроизведение аудио и управление воспроизведением, Интернет-радио и управление его воспроизведением на основе профилей A2DP1.2 и AVRCP1.3.
Для устройств на Android 4.1 и выше работают режимы USB Audio и Auto (режим Auto требует установки приложения JVC Music Play).
Воспроизведение MP3 файла с USB. Как видите, кириллица читается и пишется, но не увлекайтесь: дисплей может показаться матричным, на деле он – сегментный, оптимизированный под латинскую азбуку, некоторые наши буквы будут выглядеть странновато.
Это – по BT. Без лишних вопросов соединилось в пять секунд и заиграло. Whiter Shade of Pale, сами слышите, наверное.
Самым же интересным в «961» нам показался блок звуковых настроек. Как уже было сказано, аппарат – беспроцессорный. Но это не значит, что конструкторы пренебрегли достижениями цифровой электроники. Просто они оказались использованы не так, как в цифровых трактах. Тракт здесь аналоговый, отсюда – широкая полоса пропускания, отсутствие шумов квантования и прочего, а управление фильтрами и корректирующими цепями – цифровое и потому очень точное, как мы вскоре убедимся.
Устройство предлагает пользователю два режима настройки: «простой» и «профессиональный». Самое простое – выбрать настройку эквалайзера из готовых пресетов.
Пресетов много, приводим лишь часть, и на английском. На русском тоже можно, но рекомендуется только самым пламенным патриотам, как уже говорилось, сегментные индикаторы не со всеми буквами кириллицы справляются, поэтому то, что на английском TALK, на русском называется ОБШЕНИЕ. Не из чего хвостик у Щ сделать…Кроме готовых пресетов в «простом» режиме можно скорректировать АЧХ, пользуясь трёхполосным(НЧ, СЧ, ВЧ) регулятором тембра. Или же – заявить о своём профессионализме…
В «профессиональном» режиме частотный корректор становится пятиполосным параметриком, полосы которого, однако, названы не как у других («Полоса 1», «Полоса 2» и т.д.), а привычнее и яснее: бас, мидбас и далее.
Предусмотрены и встроенные фильтры: у ФВЧ для каналов Front и Rear три фиксированные частоты среза, самая низкая – 100 Гц (почему-то). Две остальные – 120 и 150 Гц (ещё более «почему-то»).
У фильтра сабвуфера – тоже три возможные частоты среза, но выглядит это совсем по-другому: 55, 85 и 120 Гц. Уж две первые точно вопросов не вызывают. Впрочем, довольно скоро вот это всё должно уточниться измерениями.
Многие возможности аудиосекции станут яснее на этапе измерений, но для полноты картины приведём перечень функций блока звуковых настроек.
- Баланс и фейдер
- Двухступенчатая тонкомпенсация (выкл., +1, +2).
- Двухступенчатый бас-буст (выкл., +1, +2).
- Регулировка чувствительности для каждого источника, 2 шаблона
- Трёхполосный параметрический эквалайзер iEQ (9 предварительных установок + 2 пользовательских)
- Пятиполосный параметрический эквалайзер Pro EQ (2 пользовательских установки)
- Память на звуковые настройки по каждому источнику Source Link EQ
- Переключатель максимального коэффициента усиления – ограничитель максимальной громкости. При включении диапазон регулировки громкости ограничивается с 50 до 30 позиций.
- ФВЧ (одновременно для фронтальных и тыловых каналов) – выкл., 100, 120, 150 Гц
- ФНЧ сабвуфера (выкл., 55, 85, 120 Гц)
- Регулировка уровня сабвуфера
- Функция D.T.Expansion для улучшения звучания сжатых файлов.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Управление удобное и эргономичное, структура меню вполне логична. Несколько удивило размещение пользовательских пресетов (USER) в середине списка, но это не смертельно, нужно просто не забыть, что на пользовательских пресетах список не заканчивается.
Звучание всех источников приятное, особенно порадовала возможность работы с файлами WAV, жаль только, что FLAC не предусмотрен, уже пора бы.
При всех уровнях громкости, кроме самых высоких, можно отметить хорошую проработку мелких деталей звучания и натуральные тембры всех инструментов. D.T.Expansion заметно улучшает звучание сжатых аудиофайлов – чётче прорисовываются реверберационные «хвосты» и высокочастотные призвуки. Алгоритм этой функции динамической обработки неясен (то ли генерация гармоник, то ли строго дозированная добавка низкоуровневого высокочастотного псевдошума), но результат, особенно на записях с простецким битрейтом, вполне себе радует.
ИЗМЕРЕНИЯ
Трёхполосный регулятор тембра в режиме упрощённой настройки. Радует выбор центральных полос: на НЧ – 80 Гц (а не 100, а то и выше, как часто делают), на СЧ – 800 Гц, на ВЧ – 9 кГц. Всё по уму. В нейтральном положении «ручки управления» АЧХ безупречно ровная от 10 Гц до 22 кГц.
Здесь – вся гамма пресетов, из которых мы прокомментируем два: TALK (по-русски – ОБШЕНИЕ) – это прибитое всё, кроме главных голосовых формант хоть Шендеровича, хоть Шевченко, в этом смысле они одинаковы. А кривая Dance показывает знакомство разработчиков с клубной культурой: нижняя полоса параметрика оказалась отведена вниз до упора, на 63 Гц.
Вот что происходит при настройке параметрического эквалайзера вручную. Аккуратность корректирующих кривых – отменная, ровно от – 10 до + 10 дБ, ни на волос выше или ниже, шаг частот – ровно через 1/3 октавы, лишь на стыках полос – 2/3. Здесь показаны четыре полосы параметрита из пяти (без MID HIGH, а то всё превратилось бы в картину Сиднея Поллака) и возможные установки добротности, они разные в двух нижних и трёх верхних полосах.
Отдельно от эквалайзера можно ввести подъём басов, который (в отличие от эквалайзера), зависит от положения регулятора громкости. Если оно – выше -10 дБ, подъём, во избежание перегрузки на выходе, прекращается. Режим бас-буста (+1 или +2) определяет величину подъёма.
Тонкомпенсация зависит от громкости по определению, здесь режим +1 – подъём на НЧ, режим +2 – и на ВЧ тоже.
Кривые фильтров (ВЧ во фронтальных и тыловых каналах, НЧ – в сабвуферном). К сабвуферному фильтру НЧ вопросов нет. К ФВЧ – есть, из-за слишком высоких частот среза они трудно согласуются с ФНЧ.
МЁД & ДЁГОТЬ
Классика с отягчающими обстоятельствами – это, оказывается, не только практично, но и весьма эффективно. Возможности настройки звука для беспроцессорного аппарата JVC демонстрирует выдающиеся, за исключением ФВЧ фронтальных и тыловых каналов, здесь почему-то не задалось. На практике лучше будет их отключить и воспользоваться фильтрами на усилителе. Звучание – привлекательное, причём как на качественных записях (CD или WAV), так и на недорогой компрессии, последнее – благодаря довольно эффективно работающему «улучшайзеру». Функционал модуля Bluetooth – на уровне требований эпохи, как и возможности совместной работы со смартфонами и айфонами.
Цена вопроса: 5290 руб.
A PROPOS