ХАЙТЕК И ОЛДСКУЛ
Бинг Сю, перевод – Андрей Елютин
Фото: Simplicity in Sound
Студия: Simplicity in Sound, Милпитас, Калифорния, США
Авторы проекта: Бинг Сю (Bing Xu), Джои Напп (JOey Knapp) и Джесси Люцеро (Jesse Lucero)
Помню, когда я жил в Питтсбурге, казалось, что 90 процентов машин, попадавших ко мне в студию, были в возрасте от 5 до 10 лет. Редко когда в студии появлялась новая машина.
Переехав в Калифорнию, я обнаружил совершенно противоположную картину. Процентов 85 машин, с которыми мы работаем, моложе 5 лет. Странно, если вспомнить, что в калифорнийском климате старые машины сохраняются гораздо лучше.
Тем приятнее время от времени поработать с машиной в возрасте. А уж с такой – особенно. Porsche 964 Carrera 4, 1990 года выпуска. Я неравнодушен ко всем Porsche, а уж к такой – особенно…
Красота, правда? Вот и я говорю…
- Тип системы: аудио
- Структура: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: OEM, PonoPlayer, iPhone
- Процессор: Mosconi Gladen DSP 6to8 V8 + AMAS 2
- Усилитель: Arc Audio XDi 1200.6
- Акустика: Morel Elate Titanium MW6, Supremo Piccolo
- Сабвуфер: Illusion Audio C10
Над проектом работали Джесси и Джои, я подключился лишь на этапе окончательной настройки, но что меня больше всего порадовало – это то, как удалось оснастить «олдскульную» машину компонентами, некоторые из которых основаны на новейших технологиях, такими, как беспроводный потоковый аудиомодуль Mosconi AMAS 2 и плеер высокого разрешения PonoPlayer (имени Нила Янга).
Прежде всего – цели проекта:
- Получить хорошее качество звука, сохранив исходный, традиционный интерьер. То есть – никаких подиумов ни на дверях, ни на приборной панели;
- Демонтировать заднее сиденье, но предусмотреть удобное место для лучшего друга хозяина, обожающего кататься в 964.
- Интегрировать в систему модуль Mosconi AMAS 2 и плеер PonoPlayer как основные источники сигнала.
Вот теперь начнём.
После некоторого обсуждения было решено оставить на месте штатное головное устройство: Blaupunkt Reno II.
Было совершенно очевидно: любое другое будет выбиваться из общего стиля. Основными источниками должны были стать PonoPlayer и беспроводный канал Mosconi AMAS, а для этого надо было сделать две вещи: установить в зоне досягаемости водителя контроллер Mosconi DSP-RC-Mini для управления громкостью и всем остальным; и поставить на вход процессора мини-джек, поскольку у Pono другого выхода нет.
Проблемой было сделать так, чтобы контроллер выглядел как часть штатного оборудования, находясь в то же время под рукой.
Джои решил эту задачу элегантно, контроллер теперь стоит на месте пепельницы, покрашенный в цвет прибоной панели. Там же, с пассажирской стороны, установлено гнездо mini-jack для Pono.
Вот к гнезду подключён Pono
А вот – iPhone, отправляющий аудиосигнал по Bluetooth на Mosconi AMAS
Blaupunkt при этом остаётся подключённым к системе, на случай, если хозяину машины придёт в голову послушать радио (кассет у него точно больше нет). А в качестве бонуса такой системы заказчик получает систему hands-free: у AMAS есть отдельный вход для микрофона.
Теперь – картинки процесса.
Была снята матрица с крышки пепельницы, ей предстояло служить опорой для вновь устанавливаемых элементов.
Потом был изготовлен акриловый корпус. Контроллер крепится к основанию, оно, в свою очередь – к приборной панели, сверху надевается акриловая часть.
Основание вышкурено, обтянуто винилом в тон торпедо, контроллер установлен.
Гнездо mini-jack выведено на два разъёма RCA, с которых сигнал поступает на процессор.
Переходим к фронту. Как уже говорилось, замысел состоял в том, чтобы получить хороший звук, не нарушая внешнего вида.
Вот результат. Выглядит совершенно штатно. С расстояния…
Если же подойти поближе, будет видно: здесь в нижней части двери установлен 6,5-дюймовый мидбас Morel Elate Titanium MW6, со специально заказанной у Morel сеткой взамен обычной решётки-«осьминога». Пищалка Morel Supremo Piccolo стоит на месте штатной пищалки.
Работа оказалась сложнее, чем выглядит результат. В двери провели новые провода, сделали виброизоляцию (StP и Focal BAM). Виброизоляцию делали не совсем как у нас принято, в несколько слоёв, поскольку в этой машине дверные карты на большей части площади буквально лежат на металле дверных панелей. Наружные панели дверей тоже получили свою долю виброизоляции. Обратите внимание на четыре анкерные гайки вокруг отверстия для динамика.
Чтобы правильно закрепить динамики, пришлось увеличить отверстия в дверных картах, снять штатную влагозащиту, а затем установить проставочные кольца между панелью двери и дверной картой.
Вот Elate Titanium MW6 и два проставочных кольца для него. Обратите внимание: в некоторых местах кольца профилированы, из-за рельефа панели двери.
Кольца покрыты несколькими слоями антигравия.
К сожалению, не представилось возможным сделать снимки в процессе установки динамика. Суть дела здесь такова: четыре болта проходят через фланец динамика, защитный гриль, карту двери, проставочное кольцо и в итоге заворачиваются в анкерные гайки.
Для установки твитеров в штатные места пришлось изготовить из оргстекла кольца толщиной около 3 мм и наклеить их на штатные основания пищалок. Дело в том, что основания со временем растрескались и наверняка не выдержали бы нагрузки от массивных Supremo Piccolo. Кольца держат весь узел, оставаясь достаточно тонкими для того, чтобы при установке штатной (навинчивающейся) защитной сетки сохранялся зазор между ней и куполом пищалки.
Жгуты проводки. Показать, как они идут под ковром в салоне, не можем: ковры у этой модели приклеены к полу, мы их аккуратно отклеили, проложили провода и приклеили назад.
С фронтом всё. А в области заднего сиденья задача была в том, чтобы собственно сиденье убрать, а на его месте выстроить конструкцию, вмещающую сабвуфер, усилитель и процессор (внутри), и собаку хозяина во время путешествий (снаружи).
Конструкция, которую придумал и воплотил в жизнь Джои, представляет собой бокс во всю ширину сиденья с покрытием из карпета, подобранного под штатный. Это – для комфорта собаки. С пассажирской стороны в нижней части находится щель, через неё выходит басовое излучение, создаваемое сабвуферной головкой Illusion Audio C10, расположенной диффузором вниз.
Обшитая карпетом верхняя панель снимается, под ней – обтянутый винилом корпус.
Через окно в левой части открывается вид на усилитель Arc Audio XDi 1200.6. Четыре его канала (по 150 Вт каждый) обслуживают фронт, два оставшихся мостом подают до 600 Вт на сабвуфер.
Рамка над усилителем снимается для настройки или обслуживания. Рядом с усилителем вертикально установлен процессор.
Теперь взглянем ближе на конструкцию, которая изнутри несколько сложнее, чем выглядит снаружи. Джои увлёкся и не сделал снимков в нужные моменты, но устроено это так:
Бокс состоит из верхней и нижней панелей из MDF и боковых стенок, выклеенных из стеклопластика по обводам сиденья.
После сборки всё обтянуто винилом.
Если взглянуть снизу: корпус сабвуфера заполнен звукопоглотителем.
10-дюймовая головка Illusion C10 с фронтальным магнитом установлена, подключена, после чего вся конструкция перевёрнута диффузором вниз и прикреплена к кузову.
Усилитель и DSP установлены на отдельном подрамнике, который устанавливается через окно на верхней стенке и прикрепляется к основному боксу.
И, наконец, обтянутая карпетом «собачья» панель вставляется в предназначенное для неё углубление.
Вот, собственно, и всё. Одна из тех инсталляций, что выглядят простыми, но требуют немало инженерной хитрости.
Как это всё звучит?
Недостаток штатного расположения динамиков состоит в том, что центральный образ не так прочно привязан к своему месту как в других системах нашей работы. Почти всё остальное удалось даже сверх ожиданий. После настройки тональный баланс получился чертовски хорошим: ровным, с прекрасной детализацией, звучание через AMAS и с Pono было практически идентичным. Мидбасовый регистр звучал отменно, а нижний бас, возможно – благодаря выбранному расположению сабвуфера диффузором вниз, оказался одним из лучших, что я слышал: низкий, забирающийся ниже 20 Гц, при этом чёткий и не утомляющий ни на каком уровне громкости.
Надо заметить: в отличие от некоторых других немолодых автомобилей, с которыми мы работали, здесь не возникает никаких дребезгов, что служит подтверждением высокого качества изготовления Porsche.
Ну и важнейшим критерием стала реакция собаки, когда хозяин привёл её (это – она), забирая машину из студии. Немедленно всё поняла, утроилась на «штатное место» и отказывалась выходить. В общем, все заказчики остались довольны…
A PROPOS