НЕПАРА
Почему «непара»? По тому же самому. Могут вместе, могут поврозь, в ЗАГСе не расписывались.
Не волнуйтесь, всё объясним. Эту пару свели вместе, можно считать, мы. Кричалки и свистелки СЧ и ВЧ излучатели повышенной чувствительности обычно в комплекты не собирают, и уж точно не дополняют такие союзы обручальными кольцами в виде кроссоверов. Кроссоверов нет и здесь, но пару мы подобрали, поскольку нам это позволили, показав имеющийся ассортимент под маркой MD.Lab. Нам этот союз показался перспективным, органичным и долговечным, как покажется вам – будет видно.
Итак, кого мы привели к алтарю столу народного депутата в зале торжественных церемоний? Вот кого…
Это – мидбасовая головка SP-MR17N. Редкий случай, когда можно с гарантированным успехом проникнуть в чужие мысли: SP – этоSPeaker, а то было бы SW, SubWoofer, MR – это MidRange, 17 – калибр, N… Что бы это могло быть? Уж не Neodimium ли, часом? Потом заглянем с другой стороны, всё проверим. С этой же стороны нам открывается вид на целлюлозный (в традициях кричалок среднечастотников повышенной чувствительности) диффузор, двухволновой гофр из ткани с пропиткой, металлическая окантовка в месте сопряжения диффузора с 38-миллиметровой звуковой катушкой и ослепительно металлизированная фазовыравнивающая пуля.
Да уже с этого ракурса видно: как есть неодимиум. А размеры – это уж как положено.
Исполнена вещь, надо заметить, изрядно, откуда ни взгляни. Непростой формы литая корзина с отделкой «муар», мощный опорный фланец, солидные пружинные клеммы. Тыльная часть магнитопровода – с заглублением под звуковую катушку, на ней этикеточка довольно интересного содержания, сейчас почитаем.
Из всего, что здесь написано, любопытство возбуждают два фрагмента. 10 kHz – что, правда? 101 dB – это вы серьёзно? При какой мощности? Неужели при одном ватте? Ну-ну…
За интересным чтением чуть не забыли про клеммы. Вот они: на литом приливе, с неоспоримой маркировкой и дырками диаметром 3,5 мм. Это – 8AWG, пользуясь непатриотичными мерами.
Второй участник торжеств. Вернее – участница. Тот был среднечастотник, а это – пищалка. Ну или свистелка, на пол это не влияет. Зовут SP-HT1, где HT – HornTweeter, рупорная пищалка, стало быть, а 1 – поперечник излучающей диафрагмы, которая где-то внутри вот этого сверкающего алюминиевого наряда.
Торжество торжеством, а размеры – по расписанию. Крепёжное кольцо (видели на групповом фото) – с внешним диаметром как нижняя часть корпуса, внутренним – как верхняя, и двумя отверстиями, через которые при установке пройдут прилагаемые в комплекта винты под шестигранник.
Излучающая диафрагма – где-то там, в глубине. Излучает она в рупор, образованный наружной алюминиевой горловиной и прозрачным центральным телом, вместе они призваны создать именно тот экспоненциальный профиль, который в теории обещает максимальный КПД излучателя.
С кормы – винтовые зажимы подводящих проводов и своя этикетка, ещё более интригующего (местами) содержания.
Ну что, возьмёмся за топоры измерительную технику? Будем подтверждать и развенчивать? Это уж как пойдёт… Для начала – то, с чем участников «непары» выпустили из отчего дома. Это, собственно, ровно то, что на них написано.
SP-MR17N | |
---|---|
Мощность максимальная | 200 Вт |
Полоса | 110 Гц – 10 кГц |
Чувствительность | 101 дБ |
Импеданс | 4 Ом |
SP-HT1 | |
Мощность максимальная | 200 Вт |
Полоса | 2 – 20 кГц |
Чувствительность | 107 дБ |
Импедан | 4 Ом |
Всё сейчас будем проверять. Кроме мощности, потому что это – порог разрушения, мы не звери – раз, никто на не позволит – два. Но, поскольку, как говорилось, компоненты эти не задумывались как половинки пары, мощность приведена изготовителями для каждого отдельно и независимо. В этой связи напомню: мощность ВЧ-излучателя 200 Вт не означает, что такую пищалку можно прицепить к 200-ваттному усилителю, выкрутить на нём Thunderstruck до хрипа и ожидать, что пищалка сыграет вам за весь вокально-инструментальный ансамбль AC/DC. 200 Вт (в пике) – это мощность на входе фильтра, выделяющего из полного спектра номинальную для этой пищалки полосу частот. В данном случае – выше 2 кГц, по заявлению изготовителей. Желающие подробностей найдут их по ссылкам в конце теста. А если коротко – вполне возможно. Однако продолжим.
Измерения параметров среднечастотной головки дали такие результаты:
Резонансная частота Fs, Гц | 149,8 |
Эквивалентный объём Vas, л | 2,51 |
Полная добротность Qts | 0,43 |
Масса подвижной системы, г | 10,1 |
Силовой фактор, Тл м | 8,5 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 94,7 |
Параметры ВЧ-головки измерению не поддаются, даже резонансная частота определяется лишь косвенно, такова особенность рупорных головок, скоро вы увидите это во всей наглядности. Что же касается среднечастотной, то надо отметить: очень большой силовой фактор в совокупности с лёгкой подвижной системой породили реально высокую чувствительность. А где обещанные 101 дБ, спросите вы? Погодите. Может ещё дадут обещанное.
Кривые импеданса обеих головок на одном графике, но в существенно (вдесятеро) разном масштабе. Слева (для СЧ) до 100 Ом, справа (для ВЧ) – до 10. Мидрейндж ведёт себя, как полагается низкодобротной (в связи с мощным магнитом) головке, пик импеданса уходит за 70 Ом, а это означает как раз полное подавление механического резонанса на 150 Гц, гудеть эта головка точно никогда не будет. У пищалки же импеданс меняется от 4 до 6 Ом, найти резонанс в гребёнке, типичной для рупорных излучателей, крайне затруднительно. По косвенным признакам собственно механический резонанс диафрагмы на подвесе – это вот тот горбик на 2,3 кГц, далеко не самый заметный.
АЧХ среднечастотника по звуковому давлению. Смотрите: вам же не обещали среднюю чувствительность 101 дБ/Вт, вам намекнули, что до этого может дойти дело. И верно, в диапазоне 5 – 10 кГц по оси – доходит, и довольно близко. Кстати: 10 кГц тоже обещали – получите. Даже выше. По оси. Под углом диффузор с обширной «прорехой» под увеличенную звуковую катушку излучает в намного более узкой полосе, несмотря на «пулю» в центре. Она иное действие оказывает, и очень полезное, «успокаивая» угловые АЧХ и делая их предсказуемыми в широком диапазоне углов отклонения. До 2,5 – 3 кГц при этом головка оказывается слабонаправленной, и, как мы позже увидим, это неплохо согласуется с повадками второй «половинки непары». Оценка изготовителями нижней граничной частоты несколько оптимистична, из-за низкой добротности АЧХ начинает спадать рано, при этом – небыстро и плавно. Так что нижняя граница получается где-то 140 – 150 Гц.
А теперь – вот о чём. Эту «непару» мы подбирали не по внешности, разумеется, а по итогам предварительного знакомства с её половинками. И когда, обосновывая свой выбор, показали результаты измерений представителю компании-дистрибьютора, услышали: «Что-то вы ерунду какую-то намеряли. Нам изготовитель свои графики прислал, они другие совсем».
«Вот они какие. А у вас – не пойми что…»
Нельзя нам говорить такого и подобного. Это – сразу задеть за взрыватель. Не считаясь с затратами рабочего времени, всё объяснили, в самых дипломатических выражениях, которых не постыдился бы и министр иностранных дел РФ. Объяснили, что любой нормальный производитель (за редкими исключениями) для своих графиков выбирает такой масштаб по оси децибел, при котором АЧХ даже неважного динамика выглядит умиротворённо, как гора Аю-Даг в российском Крыму. А вольные естествоиспытатели вроде нас – такой, при котором даже образцовая АЧХ походит на Скалистые горы не будем говорить где. И привели оба графика к одному масштабу.
Стрелочками показано, где наши отметки на оси ординат, а где оставили «их». Степень близости кривых, построенных в едином масштабе – максимальная, с учётом разного оборудования, условий измерения и экземпляра испытуемого динамика. Говорим здесь об этом не затем, чтобы похвалить себя, сами знаем, что умеем. Похвалить желаем изготовителя, знающего, что он изготавливает.
Теперь, восстановив справедливость и вставив выбитые стёкла, займёмся пищалкой.
Посмотрите, и здесь не обманули. Действительно, полоса — от 2 (примерно) до 20 кГц по оси. Максимальная чувствительность (на 11 – 12 кГц) – действительно 107 дБ/Вт. Да и средняя выше 5 кГц оказалась трёхзначной. Дисперсия при умеренных углах отклонения отменная, при больших (рупор на то и рупор, чтобы излучать прямо перед собой) идёт спад АЧХ, существенный, но пристойный, без истерик.
Вы, вероятно, заметили, что в комплект пищалки включили плёночный конденсатор, красивый, под фирмý, и, надо полагать, не случайного номинала, а рекомендованного той же фирмóй. Мы сняли АЧХ пищалки, включённой через этот конденсатор. Твитер в этом случае становится как бы супертвитером, обеспечивающим очень эффективное излучение от 10 кГц и выше. Ну вы и сами видите.
Искажения. Могут возразить, что для горластой акустики это не так важно, но мы не согласимся. В акустике всё должно быть прекрасно. По возможности, разумеется. Вот результаты измерений нелинейных искажений обеих головок при звуковом давлении 96 дБ (1 м) в свойственных им полосах частот.
Полоса частот | SP-MR17N | SP-HT1 |
---|---|---|
100 Гц – 300 Гц | 3,0 % | — |
300 Гц – 3 кГц | 0,97 % | — |
3кГц – 10 кГц | 1,1 % | 1,2 % |
Среднечастотник,как оказалось, создаёт заметные искажения лишь на нижнем конце своего рабочего диапазона, на собственно средних и верхне-средних частотах искажений немного. Не портит картину и рупорная пищалка, не рекорд конечно, но вполне себе нормально. И ведь это – при 96 дБ на одном метре, то есть – громко.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Для прослушивания собрали одноканальную (то есть моно) установку из двух каналов JBL MS-A1004, уж очень на нём удобно кроссовер настраивать. Почему моно? Тоналке это не помеха, а звуковую сцену на таких головках не выстраивают, не тот жанр. Нужную настройку нащупали почти сразу и в довольно банальном варианте: ФНЧ на 2,5 кГц, 18 дБ/окт., ФВЧ 2 кГц, 12 дБ/окт., пищалку довольно сильно «прибили» по уровню. Тем не менее, голос пищалки в общей картине выделялся почти всё время, причём довольно любопытным на слух образом: создавалось ощущение явной родственной связи этой акустики с эстрадной (а не аппаратурой митингового звукоусиления, чего мы опасались). Очень яркий, захватывающий звук, что было особенно заметно на фонограммах, где голос (и слова, произносимые этим голосом) играют доминирующую роль. Бессмертные поэзы Александра Лаэртского, например, постоянно провоцировали на увеличение громкости. Регулятор, в силу бешеной чувствительности акустики, был около нуля, одно неловкое движение – и мы заработали замечание за неподобающий репертуар. Издержки профессии…
МЁД & ДЁГОТЬ
Пару из непары мы подобрали удачную (сам себя не похвалишь — …), впрочем, каждая из половинок и в одиночном выступлении показала себя отменно. Основная целевая функция такой акустики – играть громко, не омрачена пренебрежением к «играть правильно». И мидрейндж, и пищалка способны именно играть, а не орать. Качество изготовления компонентов – выше всяких похвал, в общем – нам с ними понравилось.
Цена вопроса:
SP-MR17N 3840 руб. (за штуку)
SP-HT1 2030 руб. (за штуку)
APROPOS
Если заинтересовал вопрос о мощности, то
Здесь о спектре музыкального сигнала