PETITE ROBE NOIRE
Отраслевые историки считают la petit ro…(хватит, ещё в иноагенты запишут) маленькое чёрное платье главным трудом мадемуазель Коко по прозвищу Шанель.
Им виднее. Мы платьев не шьём и носить их не собираемся, но что такое маленькое и чёрное – в состоянии понять. На то, что маленькое, намекает (уже не впервые) бумага масштабно-координатная (по ГОСТ 334-73), использованная в качестве подложки. Это у нас как бы позывной.
Усилитель. Чёрный. Маленький. Одноканальный. В то же время надписи на нём, призванные сориентировать в смысле мощности, выглядят как-то уж очень того… Немаленькими… Их взаимоотношения с реальностью скоро выяснятся, а начнём с того, что оценим покрой и качество швов.
Конструкция «маленького чёрного», заметим, интересная. На смену корпусу из более или менее цельного куска летучего металла пришёл аккуратный «бутерброд» (вернее, конечно – сэндвич) из двух толстых (4 мм) дюралевых крышек и пластиковой рамы между ними. Монтажные отверстия по углам пронизывают весь пакет, крепление получается и надёжным, и эстетичным. Радиаторы в явном (с зубастыми рёбрами) виде отсутствуют. Имеется, вероятно, в виду, что у импульсного (это написано чуть помельче мощности) усилителя тепловыделение небольшое.
Ври PDA-1.900 на спутниковом снимке. Наш де-факто стандарт компактности («в тени листа бумаги») перекрыт более чем вдвое. Площадь в плане – 46% (не 146!) от листа формата А4.
Вид в профиль приводим с целью пристроить третий размер, заодно показав: больше никаких подробностей на корпусе нет. Мадемуазель Коко называла это принципом роскошной простоты, а она своё дело знала.
Пока не погрузились в детали, закруглим общее впечатление: качество изготовления – на удивление высокое. Господа импортёры, не обижает это «на удивление»? А что, имеем право удивляться, не Марк с Левинсоном, всё-таки. И не Бракс с Хеликсом.
Колодки питания и акустики закрытые, под отвёртку, все одинаковые, провод диаметром 6 мм входит с маленьким зазором. Вообще-то для remote можно было дырку провернуть поменьше, но, увы, в погоне за унификацией комплектующих так делают нередко… предохранители – на 35 А каждый (они что там, серьёзно хотят киловатт с выхода получить?). Разъём телефонного типа – для выносного регулятора усиления (он есть в комплекте, скоро покажем), справа два равноправных разъёма RCA, неплохого качества, «под гайку», остальное – органы управления, их довольно много: чувствительность и частота среза ФНЧ – это понятно, «обязательная программа», «произвольная» же включает фильтр инфранизких частот (неотключаемый, но с крайним положением, помеченным OFF) и бас-буст с регулируемой центральной частотой. Немало для «маленького чёрного»…
Выносной регулятор усиления, что необычно, выполнен под отвёртку, а не голые пальцы, конструкторы, вероятно считают, что эта регулировка — полуоперативная, то есть – под рукой, но всё время туда-сюда крутить не надо. Также непривычно, что в крайнем положении регулятор убирает уровень практически до нуля, диапазон плавной регулировки – децибел примерно 15.
Оценив платье, приступим к тому, что в него одето. Вот – главная характеристика басового одноканальника по паспорту:
Мощность по заявке (2/1 Ом, Вт RMS) 600/900
Усилитель, как выясняется, рассчитан и на работу с одноомной нагрузкой, именно в этом случае от него предлагается получить «титульную», включённую в название модели, мощность. Вариант 4-омной нагрузки в паспорте даже не приводится, типа – это для детей. Поглядим. Вот прямо сейчас поглядим…
У нас получилось так: на «детской» нагрузке 4 Ом мощность составляет 236 Вт RMS при КНИ 1%, на 2 Ом это будет 345 Вт (тоже RMS, тоже при 1% искажений). При таких делах мы вправе ожидать на 1 Ом (на такой нагрузке мы измерений не проводим, это – экстрим, не для лабораторных условий) «выхлопа» не меньше 450 Вт RMS.
Ещё раз заглядываем в Руководство (оно называется именно так, поскольку только на русском), проверить, по тому же стандарту там приведена мощность, или по другому. Напряжение питания – такое же, 14,4 В, шкала – та же, RMS (а не пиковые, амплитудные, значения, когда все показатели надо умножать на два). Тут и замечаем: изготовители не указывают, при каком значении КНИ фиксируется максимальная мощность. Мы привыкли (и вас приучили) брать порог искажений 1%, хотя традиции в части этого показателя бывают разные. Для широкополосных усилителей класса АВ мощность при КНИ 1% и, скажем, 10% будет различаться на считанные ватты, там кривая искажений взмывает вверх почти вертикально. Здесь иная схемотехника, и после начала насыщения выходных каскадов мощность на выходе продолжает расти, пусть и ценой роста содержания гармоник. А басовый усилитель – это не тот, что работает на среднечастотники в трёхполосном фронте, критерии намного либеральнее. Если надо дать коксу по полной, поступившись чемпионским звучанием контрабасной струны, то при КНИ 10% на 2 Ом получатся ровно документированное 600 Вт RMS, а на одном Оме – как раз 900. Всё сходится, хотя и не без хитрости со стороны составителей Руководства.
Заметим: с учётом КПД усилителя примерно на такой выхлоп рассчитаны бортовые предохранители, задумаете повторять эксперимент дома – позаботьтесь о запасных. 35 А, не забыли? Две штуки…
Другие важные для нас характеристики таковы:
- Коэффициент нелинейных искажений (100 Гц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % 0,13/0,33
- Входная чувствительность, В 0,035 — 1,72
Что касается искажений: они в среднем выше, чем привычные для нас в среднечастотном диапазоне, где мы считаем выход за 0,1% нежелательным, потому что с хорошей акустикой это будет слышно. Здесь же речь идёт о басовом диапазоне, где такой уровень гармоник останется незамеченным даже для опытного уха. Диапазон входной чувствительности заметно смещён вниз, при работе с 4-вольтовыми линейными выходами имеет смысл заранее (теперь это можно практически в любой приличной «голове») снизить уровень на сабвуферном выходе.
ФНЧ в реале перестраивается в более широком, чем предусмотрено разметкой (и Руководством) диапазоне: от 45 до 190 Гц с крутизной характеристики не менее 12 дБ/окт. Почему «не менее»? Потому что с удалением от частоты среза крутизна немного растёт: сказывается влияние выходного фильтра импульсного тракта. В положении OFF частота среза сабсоника – около 10 Гц (действительно, OFF), верхний предел по факту – 36 Гц, что больше подходит для такого фильтра, чем заявленные 50 Гц, крутизна – те же 12 дБ/окт. Центральная частота бас-буста может принимать любое значение в диапазоне 30 – 90 Гц, наибольшая величина подъёма – 13 дБ независимо от центральной частоты.
МЕД & ДЁГОТЬ
«Маленький чёрный» выступил зачётно по всем дисциплинам. Почти киловатт RMS в таких габаритах (пусть и на 1-омной нагрузке) казался фантастикой (или лукавством), на деле оказалось, что этот показатель достижим при некоторых, отнюдь не фантастических, условиях. Полученные в наших стандартных условиях почти полкиловатта – тоже внушают, как и сама возможность работы на 1 Ом (здесь изготовителю лукавить – себе дороже выйдет) – факт нетривиальный для столь миниатюрного аппарата. Фильтры выполнены корректно и толково, бас-буст, настраиваемый по частоте – бонус, отсутствующий и у куда более тяжеловесных собратьев. Хотелось бы, конечно, фильтры с крутизной повыше, особенно сабсоник, но нельзя же от маленького чёрного платья требовать, чтобы оно было и горнолыжным костюмом.
Цена вопроса: 10860 руб.
A PROPOS
Другие компоненты SWAT: