В ГОРОДЕ N
Для автомобильных головных устройств N – это любой город. Или загород.
Потому что присутствие этой буквы в обозначении, какими бы ни были остальные, означает: здесь есть и навигационная система. Итак – знакомимся по порядку. Форм-фактор, как теперь принято выражаться, у DNX-4150BT стандартный, 2 DIN. На лицевой панели — сенсорный дисплей WVGA с диагональю 6,2 дюйма, над ним – слот дископриёмника и кнопка выброса диска. «Жёсткие» (то есть – не экранные) органы управления, по традиции для устройств с неподвижной передней панелью, собраны слева от экрана: кнопка Home (она же служит для включения и выключения при длительном нажатии), ниже – кнопка-коромысло для вызова навигационной системы, телефона и управления видеовыходом. Поворотный энкодер при нажатии вызывает меню основных настроек (убирается повторным нажатием). Ниже – слот для карты микро SD с навигационным ПО. Выносной микрофон для BT и пульт ДУ в серии входят в комплект (у нас был предпродажный прототип, потому — не дали).
Корпус состоит как бы из двух полукорпусов – верхнего и нижнего. В верхнем размещён привод и вся электроника, в нижнем – только внутренние теплоотводы встроенных усилителей, на его задней стенке размещены разъёмы и вытяжной вентилятор системы охлаждения.
Порт USB выведен длинным кабелем справа в верхнем углу задней панели, что может оказаться не совсем удобным по условиям установки. С другой стороны, провод к датчикам заднего хода и ручного тормоза длинный и снабжён разъёмом. Два разъёма RCA тоже закреплены на проводах (уходят вниз из верхнего полукорпуса), это – вход для камеры заднего вида и выход на дополнительный монитор.
Намертво же установлены 3 пары линейных выходов RCA – фронт, тыл, сабвуфер, AV выход и два AV входа под мини-джек, входы для выносного микрофона BT, ДУ с рулевого колеса и, разумеется, разъём GPS приёмника.
Отдельно (и нетривиально) смонтирован вход HDMI: он скрыт под угловой крышечкой, закреплённой винтом, так что можно воткнуть туда разъём и установить крышку на место, выпустив наружу кабель. Зачем так сделано? Наверное – из уважения к видеосигналу высокого разрешения.
Видеовход HDMI с совместимостью MHL 2 обеспечивает проводное отзеркаливание информации на дисплее смартфона и головного устройства и управление смартфоном с сенсорного экрана ГУ. При помощи опционального адаптера KCA-WL100 Miracast возможно и беспроводное отзеркаливание.
УПРАВЛЕНИЕ
Аппарат богатый, даже беглое знакомство с меню оставляет неизгладимые впечатления. Меню удобное и логичное, в основном 1-2 уровня. Есть несколько «глубоких» мест, но оттуда можно моментально всплыть кнопкой Home, не опасаясь кессонной болезни.
Меню «Начальная НАСТРОЙКА» (так написано, видите?) – это, собственно, короткий и прямой вход в некоторые позиции настройки при первом включении. Выбор страны, языка, цвета подсветки, режима камеры заднего вида, управление демонстрационным режимом. Все они (кроме демо-режима) доступны в дальнейшем через «тематические» меню, но уже по отдельности.
«ГЛАВНОЕ МЕНЮ» — два экрана, сдвигаются пальцем влево-вправо. На первом – крупные иконы «Навигация», «Диск», «Телефон» и мелкие «Тюнер», «iPod», интернет-радио «aha» и «USB».
На втором экране – видеовходы VIDEO1 и VIDEO2 (им можно дать персональные имена в меню «Настройка – Источник»), «Синий Зуб», переход в режим STANDBY, вызов приложений смартфона, интернет-радио «AUPEO!», вызов меню «Аудио» и меню «Настройка» (всё остальное, кроме звука).
При нажатии энкодера появляются иконки настройки дисплея и его отключения, ручного переключения на камеру заднего вида, входа в меню общих и аудионастроек и режима STANDBY.
Из меню «Система» настраиваются параметры пользовательского интерфейса, выполняются калибровка сенсорного экрана, установка кода безопасности и запись/чтение настроек (многошаговая процедура с многочисленными подтверждениями выбора).
В ходе настройки дисплея устанавливается фоновый цвет экрана (или загружатеся пользовательский фоновый рисунок), а также — цвет подсветки: например — из готовых, потом три варианта можно запомнить.
Цвет можно также выбрать по RGB или включить сканирование, остановив его, когда понравится. Сделано всё, надо заметить, просто и удобно.
Настройки параметров для разных источников весьма разнообразны по структуре – от «одноэтажных» до многошаговых. Это:
- параметры RDS для тюнера;
- DVD (язык, субтитры, родительский контроль и прочее);
- iPod: на первом месте — скорость аудиокниги, потом настройки экрана и подключения (USB + AV-IN, USB, HDMI + BT, BT);
- Приложения APP (тип устройства, тип соединения);
- USB (время смены картинки в слайд-шоу, информационный дисплей);
- AV-входы (назначение имён);
- DivX VOD – это регистрация кодека, делается один раз.
При выборе приложения Smartphone Control на экране «APPS Source» на дисплее в виде больших и удобных для выбора иконок отображаются приложения, доступные во время вождения. Настраивается режим звуковых сообщения навигационной программы – громкость и динамик (фронт целиком, только левый, только правый).
Управление сигналом на видеовыходе дублируется кнопкой на передней панели без входа в меню. Или в меню «Аудио» в двухзонном режиме. Видеосигнал на выходах RCA и AV совпадает.
Теперь – самое для нас интересное: меню «Аудио». Заметим сейчас, чтобы не забыть потом: у этого аппарата, как и многих других, «районированных» для России, русификация неполная, но существенно полнее и, главное, грамотнее, чем у многих других, что нам попадались в последнее время. Итак, заходим отсюда – и по порядку, слева направо…
«Упр. Аудио» — это регулировка фейдера-баланса и бас-буста подъёма в низких частотах (а ничего звучит, кстати), а также уровня сабвуфера. В двухзонном режиме доступны только регулировки фейдера и баланса.
Эквалайзер первым делом предлагает готовые варианты. Надпись TUNER слева означает, что сейчас выбирается настройка для этого источника. Здесь для всех можно сделать по-разному. Или для всех одинаково.
В пользовательском режиме «Эквалайзер» становится «Графическим эквалайзером» с семью полосами. Здесь же – возможность подстроить фейдер, баланс и уровень сабвуфера, включить тонкомпенсацию (Loud), оперативно установить все полосы в ноль кнопкой «Иниц EQ». Что такое ВНШНБас и на что влияет положение этого переключателя, предстоит выяснить.
Во время воспроизведения можно получить доступ к пользовательскому эквалайзеру через иконку в левом нижнем углу экрана. Пресеты доступны только через меню.
Zone Control — это выбор двухзонного или однозонного режима. В двухзонном режиме раздельно назначаются источники сигнала для фронта и тыла, регулируется громкость тыловых динамиков.
Sound Effect в звуковом меню – это включение Drive EQ, по существу – дополнительной тонкомпенсации. В двухзонном режиме недоступен.
«DTA положения»… Как вы думаете, что бы это могло быть? Это – скоординированная, с готовыми вариантами, регулировка временных задержек и уровня сигнала по каналам в зависимости от выбранного положения слушателя. («все», «фронт правый», «фронт левый», «фронт все») с возможностью ручной подстройки и расстояний, и уровней. Исходные значения для разных типов автомобилей весьма правдоподобные и неопытному пользователю можно ограничиться готовыми решениями. Но для этого предварительно в пункте «Настройка аудио» нужно выбрать тип автомобиля, указать размер динамиков и их расположение. В двухзонном режиме недоступен.
Меню «Выбор АС» нас слегка заинтриговало. Это что: пресеты для эквалайзера, или что? Оказалось всё довольно просто, но разумно. В зависимости от калибра фильтры встроенного кроссовера устанавливаются в некоторое начальное положение, сообразное калибру фронтальных и тыловых мидбасов (это для ФВЧ) и сабвуфера (ФНЧ на сабвуферном выходе). Помимо выбора типа кузова, расположения и размера динамиков здесь же предоставляется доступ к ручной настройке кроссовера и режим обхода DSP (байпас).
Вот он, X’over, не побоимся этого слова. Во фронтальных и тыловых каналах есть раздельно настраиваемые ФВЧ. Частоты среза : 50, 60, 80, 100, 120, 150, 180, 220 Гц. Крутизна – 6, 12, 18 и 24 дБ/окт. Для сабвуферного выхода диапазон частот среза ФНЧ поуже –50, 60, 80, 100, 120 Гц, варианты выбора крутизны — такие же. Настройка ФВЧ на 60 Гц вторым порядком — это то, что аппарат сам поставил после выбора «шестёрок» для фронта. ФНЧ – это мы сами поставили, для красоты.
Bluetooth. При «Уст Hands Free» нажатием одной кнопки можно переключаться между двумя телефонами, поддерживается голосовой набор Siri Eyes Free.
Теперь – о сокровенном значении буквы N. По древней японской традиции навигационное оснащение для «Кенвудов» поставляет Garmin.
Система оказалась полностью (практически, кроме совсем безвыходных вариантов) русифицирована, не только в смысле кириллицы.
«Домом» система считает то, что вы сами им назовёте, а также – свою малую родину, даже три. «Малые» — далеко, а до главной из них – вообще по суше не доехать…
Система вполне себе справляется с нашими безумными адресами, при этом номер дома пишет перед улицей, в память о малой родине.
Русификации не поддалось ecoRoute, и то потому, что торговая марка. Это – оптимизатор маршрута в смысле топлива и окружающей среды. Концепция глубоко чуждая широкой душе россиянина, но ничему не мешает. Даже веселит. Вот, смотрите…
Сейчас выберем тип топлива «Этанол» и зальём полный бак… Они там что, совсем?
А если заправиться чем-то менее съедобным, то можно вести разнообразную бухгалтерию.
Сильная сторона этого устройства – многозадачность. Вот здесь мы свели на одну иллюстрацию режим работы, при котором на внешний монитор отправляется кино про лётчиков, на левой половине экрана происходит навигация, а на правой можно выбрать аудиоисточник, который будет развлекать водителя в промежутках между указаниями навигатора.
Интересно организовано обновление иноземного софта или карт иноземного производства. Следуя инструкциям на сайте (кстати, с Chrome не работает, там сразу предупреждают), вставляем в аппарат чистую miniSD, он на неё сбрасывает сведения о версии ПО и карт, потом ту же карточку, с адаптером на обычную SD – в компьютер, он и сообщает, надо что доставлять или нет.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Поддержка форматов без сжатия данных (WAV и FLAC) – это всегда приятно, а по нынешним временам – так просто необходимо. А когда в мультимедийном устройстве присутствует ещё и звуковой процессор – приятно вдвойне.
Звучание проверялось со всех носителей и во всех возможных режимах со встроенными усилителями. Несжатые файлы на твердотельных носителях звучат великолепно. И даже сжатые – весьма прилично. Тональный баланс отличный во всех режимах, «сжатость» заметна только по уменьшившейся глубине сцены. Поддержка дисковых носителей в наши дни уже скорее дань традиции, но звучание CD на высоком уровне.
При отключенном DSP звучание становится чуть-чуть едва заметно прозрачнее, но эта опция – для совсем уже аудиоманьяков (личное оценочное). Адаптивный бас-буст не позволит перегрузить усилители на высокой громкости, тонкомпенсация работает уверенно и без фанатизма.
ИЗМЕРЕНИЯ
Начнём мы в этот раз с тонкомпенсации, и вот почему: именно здесь удобнее показать, что обход DSP – это действительно обход, а не установка его в нейтральное положение. Красная прямая линия (при громкости «35» по индикатору) – это когда Bypass. Чёрная – через DSP, полоса в этом случае ограничивается в соответствии с тактовой частотой и теоремой Котельникова. Глубина тонкомпенсации растёт по мере уменьшения громкости регулятором, максимальной достигает на уровне -40 дБ от максимума и ниже уже не меняется.
«Подъём в низких частотах» работает так: при максимальной громкости (по положению регулятора) не происходит ничего, при -10 дБ начинается подъём на частотах ниже 300-400 Гц, он достигает максимума на -20 дБ и вновь при дальнейшем уменьшении громкости остаётся неизменным. Степень подъёма выбирается по меню из трёх вариантов. Грамотно сделано, надо заметить.
Пресеты, как обычно – различные, достаточно тактичные, сочетания подъёма на низких и верхних частотах. Унылого варианта «Речь» или там News не предусмотрено. А «Естественный» это, как оказалось – нулевая коррекция. Flat, по-нашему.
В пользовательском режиме имеем нормальный, аккуратный (+/- 9 дБ) семиполосный «график». Таинственный ВНШНБас – это оказалось вот что: если в системе нет сабвуфера, самая нижняя полоса переходит в «тембровый» режим и регулирует все басы, до самого низа, если сабвуфер (ВНШНБас,то есть) предусмотрен, нижняя полоса корректирует АЧХ в полосе частот с центром на 63 Гц. А что, толково придумано.
Здесь использованы все доступные значения частоты среза для ФВЧ (при крутизне 12 дБ/окт.). Их много, и они разумные, начинаются с 50 Гц и дальше через треть октавы (примерно). Набор частот – только для схемы фронт-сабвуфер, но зато набор – именно какой надо. Тем более, что это – не всё.
На верхней частоте мы показали возможные значения крутизны. Полный комплект, и он реализуется, разумеется, при любой частоте среза.
У ФНЧ сабвуферного выхода мы показали крайние значения частоты среза: 50 и 120 Гц, на второй показан выбор крутизны. Разумно и без излишеств, применительно к выбранной архитектуре системы.
МЁД и ДЁГОТЬ
Аппарат сделан с одной стороны богато, там много всего, с другой – без фанатизма, когда для настройки требуется университетское образование, желательно – без троек. Интерфейс и логика управления – исключительно продуманные. Форматный кругозор устройства – без единого повода для упрёков, любые форматы с любых носителей, по проводам или по воздуху.
Возможности обработки сигналов встроенным DSP достаточно широкие, предустановки эквалайзера (аудиоманьяки проходят мимо) адекватные и вполне соответствуют заявленным названиям, при этом любую из понравившихся коррекций можно подкорректировать на свой вкус, она тут же переходит в категорию пользовательских.
Несколько огорчило то, что в двухзонном режиме автоматически устанавливается плоская АЧХ без возможности коррекции, пусть бы даже одинаковой для обеих зон.
Встроенные фильтры ориентированы лишь на схемы фронт-сабвуфер, у процессорного аппарата с многоканальным блоком временной коррекции можно было сделать и побогаче.
У иноземной навигационной системы богатые возможности, качественная (чем и знамениты иноземные) графика и очень удобный режим разделённого экрана с гарниром в виде двухзонности.
Цена вопроса: 35590 руб.
A PROPOS