ТЁЩИНЫ МЕСТА
Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин
Было одно интересное инженерное решение, связанное с тонким пониманием жизненных ценностей. До конца 40-х годов. Потом, видимо, ценности изменились…
Это я имею в виду вариант компоновки пассажирского пространства в автомобиле, куда входило «тёщино место», возникающее из багажника двухместного (это важно) автомобиля. По-русски другого названия вообще нет, по-американски mother-in-law seat – один из нормативных синонимов. Если так получилось, что никогда не видели, то, чтобы прямо сейчас не подрывать в Гуглы, взгляните сюда. Это, кстати, тоже Шкода, но 1936 года. И что-то наводит на мысль, что когда знаменитая чешская марка стала частью знаменитой германской, новые хозяева решили напомнить нашим братьям-славянам о таком методе решения проблем компоновки.
Здесь пока всё хорошо. Красота и достоинство. Это уже, правда, с новым головным устройством, но и остальное явно не для тёщи дорогой мамы.
Задача была поставлена простая – сделать бюджетную мультимедийную систему с поканальным фронтом. Сабвуфер (готовый корпусной, но премиального бренда) и усилитель Alpine PDX-F4 на фронт заказчик предоставил из своих закромов, а выбор головного устройства, акустики и сабвуферного моноблока доверил специалистам студии.
- Тип системы: мультимедиа
- Структура: двухполосный фронт + сабвуфер
- Головное устройство: Pioneer AVH-X5700BT
- Усилители: Alpine PDX-F4, EOS AE-300.1
- Акустика: EOS Opera ES165 II, EOS PL-XT
- Сабвуфер: Focal SB P 25
Pioneer AVH-X5700BT на роль головного устройства был выбран неспроста. Из доступных на сегодня мультимедийных «голов» эта – единственная, изначально ориентированная для систем с двухполосным поканальным фронтом. Можно даже со встроенными усилителями, без внешних. Аппарат уже побывал в нашем тесте, так что если интересуют подробности – ссылочка в конце материала, как обычно.
Процесс настройки кроссовера и задержек у этой «головы» – это профессиональный праздник. В общем, пока всё хорошо. Или почти…
Интеграция аппарата в штатное посадочное место проходила не гладко. Рамка, заявленная как «взял и поставил», потребовала настолько серьёзной доработки, что впору говорить об изготовлении новой. Рулевые кнопки «поженили» с аппаратом при помощи адаптера и занялись самым отрадным и ответственным одновременно. Установкой акустики. Вот тут-то…
Штатные места под динамики в «Шкоде» (этой модели, во всяком случае) иначе, нежели «тёщиными», назвать невозможно. Логика совершенно та же. Место есть? Есть. Всё поместилось? Поместилось. Так чему вы уже недовольны, мама?
Пищалки утоплены вместе с ручками открывания дверей, направление излучения – куда-то в область локтевого сустава, так что даже новости становятся непонятными, какой тональный баланс, какая сцена, о чём вы… Мидбасы же обслуживают низкими и средними частотами суставы, ещё менее приспособленные для слухового восприятия: тазобедренные.
В общем, для мидбасов прорезали отверстия там где надо и заглушили имевшиеся там где не надо. Установили переходные кольца фирменного оранжевого цвета, по незыблемой традиции студии, и всё наглухо задемпфировали.
С дверной облицовкой поступили аналогично. Что было где не надо – слева, что стало где надо – справа.
Для крепления мидбасов изготовили фасонные подиумы с посадочными колодцами.
После установки облицовки на место подиум притянут к переходному кольцу через уплотнительно-демпфирующую прокладку. Бюджет-бюджетом, а делать надо как следует.
Вот карта боевых действий. 1 – где было, штатная сетка стала декоративным элементом; 2 – где стало и как стало, после того как подиум обтянули алькантарой и закрепили на облицовке. 3 – где была и осталась пищалка, потерявшая, правда, работу. Ради единства стиля такой же алькантарой перетянули подлокотник.
Для новых пищалок приготовили и новые места, никак не тёщины, а совсем наоборот: максимально акустически комфортные. Не помешав при этом обдуву боковых стёкол.
«Осьминожьи» решётки от Morel великолепно сочетаются с любыми динамиками. После их установки двери приобрели окончательный и, надо признать, весьма авантажный вид.
От возмущения преступной небрежностью вредительской деятельностью дизайнеров я даже забыл было указать марку динамиков, но вовремя вспомнил. Из студии Accent-Audio явно прорыта секретная штольня к месторождению компонентов EOS. Ни у кого нет, даже кажется, что вообще нет, а у этих – есть, и бесперебойно. Пищалки здесь установлены EOS PL-XT – с кольцевыми диффузорами по образцу Scanspeak, и даже (как говорят) изготовленные на той же специализированной фабрике. Мидбасовые динамики EOS Opera ES165 II LE – образец «старой школы» с диффузором из непрессованной целлюлозы. Довольно высокое расположение динамиков призвано было снизить влияние диаграммы направленности на тональный баланс и помочь обеспечить стабильную и высокую сцену. А драматическая в беспроцессорном прошлом разность расстояний теперь не помеха.
Выбор усилителей не классический, но вполне в духе времени. На фронт – «давальческий», то есть – подогнанный заказчиком импульсный Alpine PDX-F4, а на сабвуфер – импульсный же EOS AE-300.1. А почему нет? По качеству звучания хорошие импульсные усилители давно уже не уступают аналоговым, а тут ещё экономичность и компактность.
Пользуясь упомянутой компактностью, усилители разместили, вроде бы, на тёщиных местах, но в данном случае ни с какой стороны претензий не возникло. Сабвуферный моноблок EOS AE-300.1, невеликий по габаритам, несмотря на мощность, легко поместился под водительским сиденьем.
Четырёхканальный фронтальный Alpine PDX—F4 – под пассажирским.
Сабвуфер Дмитрий вообще не хотел показывать. Мол, работа не моя, готовый ящик в багажник любой поставить может. Но мы улучили момент. Вот он, в багажнике. Вроде как тёща на прогулке…
SQ
Звучание системы мне понравилось – сразу слышно, что нет пассивных кроссоверов, ничем не ограниченное демпфирование мидбаса даёт чёткий и аккуратный бас. Нетипично высокое расположение мидбасов благотворно повлияло и на тональный баланс, и на сцену. Частотная коррекция в тракте неглубокая, в основном в области средних частот – для устранения последствий стоячих волн и отражений. Временная коррекция, напротив, весьма серьёзная, поэтому от положения слушателя заметно зависит симметричность сцены. Высота, впрочем, остаётся стабильной.
RTA
АЧХ выстроили «народную», с подъёмом на низах и верхах. Имеет право на существование, не всем по вкусу филармоническая «в линейку». Собственно, если присмотреться, здесь даже не подъём по краям диапазона, а равномерное ослабление среднечастотной части спектра, от 400 Гц до 2,5 кГц, даже трудно представить, что это – в двухполосной системе. В этой части АЧХ несколько вылезла полоса 800 – 1000 Гц, но, как мы знаем, такое нередко делают и намеренно, для усиления эффекта присутствия. А выше 3 кГц кольцевые EOS играют как по нотам. То есть – как и должны…
A PROPOS