NORMALNO
Об особом звучании его фамилии на русском выдающемуся инженеру-электронщику XX века наверняка много лет назад рассказал его учитель и начальник.
Уж Александр Матвеевич Понятов (который AMPEX) это должен был заметить и упомянуть. В нерабочее время. Но только в XXI веке на родине начальника и учителя появилось устойчивое, воплощённое в самоклеящемся виниле выражение DOLBIT NORMALNO. Вот сегодня у нас в гостях специально спроектированное для этого техническое средство.
Техническое средство называется вот как на нём написано: марка вышита наверху, модель написана методом шелкографии внизу. Удивите Ватсона, сказав ему, что это – бандпасс на базе 12-дюймовой головки.
Корпус выполнен из панелей MDF толщиной 18 мм и отделан карпетом. Съёмных стенок нет, 12-дюймовый динамик SWG-1244 монтировался (как мы полагаем) через окно в корпусе. Окно занимает всю высоту передней и часть верхней панели, закрывается прозрачным оргстеклом с шелкографией по периметру. Динамик прост, но элегантен – детали магнитной системы хромированы, вентиляционные отверстия в корзине забраны штампованными сетками.
Вид технического средства в профиль и основные габаритные размеры. Заметим, что наклон одной из стенок сделан здесь относительно близким к тому, с каким наклонены спинки задних сидений в большинстве автомобилей.
На этой проекции у нас оставшийся габаритный размер и сечение порта фазоинвертора передней камеры. A вот теперь – внимание. Посмотрите (без линейки, просто на глазок), в какой пропорции вертикальная стенка, к которой привинчен динамик, делит общий объём. На глазок – один к пяти как минимум.
Призвав на помощь глазку необходимые инструменты, уточнили: объём закрытой камеры (слева от динамика) составляет 6,7 л, открытой (справа) – 37 л «нетто» (после вычета объёма, занятого динамиком и портом ФИ). Сечение его – на картинке, длина – 210 мм. Сочетание объёмов довольно необычное и мы не поленились немного покопать в этом направлении, но это – позже, у нас остались ещё не показанные в подробностях элементы конструкции.
Оставшиеся – это соединительные узлы. Справа – «чашка» с парой универсальных (винтовых или под «банан») клемм, внятно маркированных и довольно хорошего качества клемм. Слева – зажимы подсветки. Вы видели, какой. Синей. А вы какой ждали? Этот цвет не теряет популярности и у других производителей, а у Alpine он фирменный уже много лет. Размеры зажимов подсветки могут навести на мысль, что там внутри киловаттная кинопроекционная лампа, но это не так. Четыре светодиода, ярких, но не более того.
Оценив по достоинству одёжку, приступим к дальнейшему.
ИЗМЕРЕНИЯ
Импедансная кривая показывает: у закрытой камеры действительно довольно высокая настройка, почти точно 100 Гц, передняя, фазоинверторная, настроена на 60, ну, может, на 61 Гц. Неровностей на импедансной кривой, выдающих паразитные резонансы элементов конструкции головки или ящика, нет совершенно, запишем в графу достижений.
А теперь – вот что. Применённая здесь головка по конструктивным признакам показалась нам похожей на SWG-1244, в своё время побывавшей в наших тестах. Та, правда, выполнена не в таком нарядном исполнении, но дело же не в этом. Мы предположили, что параметры могут оказаться близки (а могут и нет, этого тоже не исключали.) В общем – решили воспользоваться случаем и полученными тогда данными для моделирования акустического оформления. И посмотреть, насколько теория подтвердится практикой. Или не подтвердится. Такого варианта тоже не стали заранее исключать.
Тогда (в июне 2014 года) измеренные параметры разошлись с заявленными в части эквивалентного объёма, остальное оказалось очень близким. Смоделировали и так, и эдак. Результаты формально получились разные, а концептуально – одни и те же. Это (снятое с ящика методом линейки и калькулятора) оформление представляет собой классический узкополосный бандпасс, у которого в обмен на ширину полосы и ровную АЧХ дают чувствительность в большом количестве. Какая она здесь (что так, что эдак) – вы видите. На графике не помещается. Максимум отдачи приходится на 47 Гц при моделировании по данным изготовителя, или же на 53 Гц – по измеренным параметрам. Запомнили и понесли в машину.
Ну, в общем – наши предположения оказались недалеки от реалий жизни. Пик излучения приходится на 50 Гц (или чуть выше, в пределах третьоктавной полосы). Чувствительность на пике – действительно, normalnaya, и это ещё мягко сказано. Общая ширина полосы достаточна для того, чтобы частоту раздела с фронтом выбирать по усмотрению, от 60 до 160 Гц. Небольшой (вернее – микроскопический, на уровне -40 дБ от максимума) всплеск на 500 Гц – призвук порта, загасится в ноль при любой настройке ФНЧ.
Искажения в зависимости от частоты для уровня звукового давления 96 дБ (1 м) таковы:
Суммарный КНИ выше 40 Гц – умеренный, в среднем – на уровне 1,5 – 2%. Отрадно, что в спектре практически отсутствует третья гармоника, её доля начинает расти лишь ниже 30 Гц, где уже не так уж и dolbit.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Раз уж всё равно в машину таскать… Dolbit, замечу, более чем normalno. Во всех смыслах. Долбит – значит громко и азартно, диапазон ударного баса заметно выделен, получается этакий акустический «бас-буст». Поклонники джаза и классики проходят мимо, не задерживайтесь, граждане, для вас придуманы другие калибры, другое оформление, да и звуковое давление вам нужно совсем не такое. Зато для любителей энергичных жанров это просто находка, бас получается не академически сухой, а именно – самый востребованный, то, что мы в своё время окрестили «бас народа». Чувствительность сабвуфера действительно высокая, уже с усилителем скромной мощности (40-50 Вт) результат будет ощутимым и оцененным по достоинству. Это – про dolbit. А нормально – это значит без слышимых искажений и призвуков, бас пусть не филармонический, но чистый и аккуратный.
МЁД & ДЁГОТЬ
Хорошо сделанный сабвуфер для энергичного, без интеллигентской рефлексии, баса. По всем признакам задача ставилась: чтобы громко и конкретно. И то, и другое получилось. Но получилось и больше: нет заметных на слух искажений, сабвуфер нетрудно состыковать с любым фронтом: от басовитого, тогда он будет отыгрывать свою октаву ниже 60 Гц, до «пятёрок», где частоту раздела надо выбирать 90 — 110 Гц и даже дальше, до современных «кричалок», с которыми полосы фронта и сабвуфера приходится делить не ниже 120 Гц. В любом случае долбить будет normalno…
Цена вопроса: 7780 руб.
A PROPOS
Две статьи про бандпассы, если интересно: