БУДНИ ГЛАДИАТОРОВ
Студия: Elsheep Team. Руководитель проекта: Сергей Яковлев
Самыми крутыми гладиаторами в Римской Империи (не запрещённой на территории Российской Федерации) были ретиарии. «Бойцы с сетью». Кроме сети им выдавалось по трезубцу (тоже пока не запрещённому. Хотя…).
Трезубец у вас уже перед глазами, сеть (в известном смысле) появится позже, бойцы – сами понимаете, кто. И за что борются, тоже должно быть понятно.
Это рассказ про модернизацию аудиосистемы в нечастом редком госте российских автобанов – Maserati Ghibli. Кстати, чтобы совсем ни разу не вставать: скажете, даже про себя или шёпотом, «Джибли» – и вы нам уже никакой не друг и даже не читатель. Не лучше тех, кто говорит «Ламборджини» или «спаджетти». Гибли. Только так. Это ветер такой в странах Средиземноморья. Типа – суховей.
- Тип системы: мультимедиа
- Структура: двухполосный фронт + двухполосный тыл + сабвуфер
- Источник: OEM
- Усилители: Audison Prima AP4.9bit, Audison Prima AP1 D
- Фронтальная акустика: Focal K2 Power 165 KRX2
- Тыловая акустика: Focal K2 Power 165 KR2
- Сабвуфер: CDT Audio QES-820
Предыстория проекта вполне типична: машина куплена у официального дилера, в качестве опции выбрана аудиосистема класса Premium Sound… Дальше рассказывать, или ответ и так знаете? Разве только детям объяснить, и то – если груднички. Остальные должны уже понимать. Звука нет, система не играет… Изучение форумов, в основном – американских, показало: за океаном система тоже не играет. Вот это-то зачем Обаме понадобилось, не могу понять…
После долгих поисков в Сети не до конца счастливый покупатель вышел на студию Elsheep-Team и всё дальнейшее общение велось по почте. Дело в том, что заказчик не из Москвы, поэтому концепция системы складывалась, а решения искались в ходе переписки.
Сложилось и нашлось в итоге так. Акустика Focal – это осознанный выбор заказчика, свобода в выборе остальных решений была предоставлена мастерам.
На форуме любителей этого автомобиля в США (Ghibliforum.com) есть кое-какая информация об установке автозвука на этот автомобиль, но… как это свойственно американским форумам — слов много, полезной информации – мало. И та – от владельцев, а не от установщиков, поэтому технические тонкости вообще остались «за кадром».
Основным требованием было – правильно, сохранить в неприкосновенности штатное мультимедийное ГУ и весь интерьер. Значит, акустика – в штатные места. Естественно, с тотальной вибро- и шумоизоляцией дверей, крышки багажника и всех пластиковых кожухов и панелей, но – в штатные.
В штатной комплектации был ещё и центральный канал, но в новой редакции от него отказались с самого начала – при наличии процессора центральный образ не требует отдельного динамика.
Штатная аудиосистема с поканальным усилением и сложной индивидуальной частотной коррекцией, призванной хоть как-то исправить недостатки дешёвых динамиков – не редкость в современном автопроме. До такой степени не редкость, что это породило целый класс устройств для обратной «сборки» сигнала – процессоры-интеграторы. Можно было сразу рисовать на схеме прямоугольник процессора, но задачу решили изящнее (Maserati всё-таки, не Hummer): установкой усилителя со встроенным процессором Audison Prima.
Чтобы не терять подсказки навигации и штатный Bluetooth hands-free, сигналы пришлось снять с выходов штатного усилителя. Разумеется, это компромиссный вариант, полностью использовать потенциал новых компонентов можно, только сняв сигнал непосредственно с выхода головного устройства – но при этом теряется штатная регулировка громкости (она происходит в штатном усилителе с передачей команд по CAN-шине) и все сервисные функции. Помочь в этой борьбе с бортовой сетью «новым ретиариям» мог бы помочь специальный интерфейсный блок, эмулирующий штатный усилитель. Но в России их нет, заказать из Штатов на этом этапе не позволил фактор времени, решили оставить на вполне возможный этап модернизации.
Фронтальная акустика установлена традиционно. Вернее – как решили конструкторы автомобиля: мидбасы в дверях, пищалки – в торпедо под лобовым стеклом.
Тыловая компонентная акустика (в мультимедийной системе – каналов сурраунд) – в дверях. По той же причине.
Штатный Premium Sound. Из настроек звука здесь есть только баланс/фейдер и простейший эквалайзер, в кармашке на центральной консоли – разъёмы AUX и USB. Зато отделка – натуральное дерево, не «Аквапринт» (при всём уважении).
В задней полке обнаружилось нечто, названное при продаже машины сабвуфером.
Пульт управления процессором (он подходит и к усилителям-процессорам Prima) спрятан от глаз, но не от рук, когда надо.
Модернизацию начали с полной обработки дверей и установки новых динамиков Focal K2 Power. Акустика двухомная, что немаловажно для получения полной мощности от применённого усилителя. Фронтальная акустика – топовая 165 KRX2, тыловая чуть (ненамного) попроще – KR2.
Взамен штатных пластиковых подиумов установлены фанерные с болтовым креплением. Мидбасы во все дверях установлены одинаково.
Пока всё ожидаемо и понятно. Вот изготовление и установка сабвуфера – история намного менее будничная.
Посадочное место штатного сабвуфера калибра 6 х 9 дюймов утоплено в заднюю полку. Сам «сабвуфер» крепился на пластиковом адаптере, так что почти весь оказывался утоплен в этой выштамповке.
Поскольку заказчик был категорически против «вырезания дыр», пришлось искать динамик, который смог бы уместиться в отверстии хотя бы частично. На одном из американских форумов был найден пример установки плоского сабвуфера JL Audio, но заполучить нужный динамик в разумные сроки было нереально. Уже проверенный в подобных ситуациях Infinity REF1000S в отведённые рамки вписываться не пожелал чисто геометрически. Возникший было вариант установки двух шестидюймовых мини-сабвуферов раскритиковал гуру автозвука Александр Лысенко. Он выступил в роли Цезаря, дающего сигнал: какой затее жить, а какой – нет. Он высказался в том смысле, что два «лопуха» подходящей породы в роли сабвуфера – это небезнадёжно, но на этом пути чересчур много «подводных камней». Фактор же времени не позволяет экспериментировать, решение должно быть окончательным. Оно пришло в облике восьмидюймового CDT Audio QES820, способного играть в компактном оформлении – от 7 литров. В силу скромного калибра он прекрасно поместился в отверстии, резать металл (и даже это предлагать) не пришлось. Однако небольшой объём – это всё же объём, которому надо найти места там, где раньше никакого объёма не требовалось, а потому – не было.
Решено было сделать корпус сабвуфера плоским и составным, так, чтобы полка оказалась зажатой между его половинами. Сверху – подиум с опорной площадкой и установочным кольцом, снизу – ящик. Подиум нужен для того, чтобы магнитная система как можно меньше выступала в багажник. Минимальная глубина ящика получилось примерно 7 см, что гарантировало малозаметность на грани полной незаметности.
Подиум вписан в контуры штатного посадочного отверстия. Для крепления использованы штатные гайки, запрессованные в полку (отмечено стрелкой).
Изготовление ящика начали с подгонки его будущей верхней панели к полке. Стрелкой отмечены углубления для гаек.
Плоские панели ящика подкреплены распорками для жёсткости, изнутри корпус вибродемпфирован. Вся конструкция собрана с герметиком на саморезах.
В монтажных площадках установлены закладные гайки (показано стрелкой), ящик через герметизирующую прокладку притянут болтами к полке.
После сборки полки и запуска системы выяснилось, что штатный пластиковый гриль, встроенный в полку, нещадно дребезжит даже на среднем уровне громкости сабвуфера (теперь уже – без кавычек). Заказчик не согласился на замену штатного гриля, поэтому пришлось доработать полку по полной программе.
Срезали штатный пластик, который раньше играл роль тоннеля для передачи звука от сабвуфера в салон (отмечено стрелкой). Не помогло. Полку и гриль усилили рамкой из MDF и вибродемпфировали всю конструкцию. Помогло.
Со стороны багажника сабвуфер закрыт фальшпанелью, обтянутой карпетом. В неё перенесли штатные фонари подсветки багажника.
Усилителей в системе два, четырёхканальный Audison Prima AP4.9bit (на фронт и тыл) и моноблок Audison Prima AP1D. Букву D в обозначении усилителей до сих пор норовят трактовать как Digital, хотя это – просто импульсный басовый усилитель. А вот bit в обозначении другого – это как раз про digital. Встроенный в AP4.9 девятиканальный процессор обеспечивает «сборку» аудиосигнала с выходов штатного усилителя и формирует сигналы фронта, тыла и сабвуфера. Вся фильтрация – пассивными кроссоверами.
В студии Elsheep Team придерживаются принципа «не снимай стружку без нужды». Чтобы не сверлить и не пилить по праву принадлежащее автомобилю, используют либо штатные узлы крепления, либо фанерные подиумы, установленные на стекольный герметик.
В левом крыле стоит штатный усилитель. Он там и остаётся (по праву), а рядом установлен подиум с кроссоверами акустики левого борта (фронт и тыл).
В правом крыле установлены «этажеркой» оба усилителя, под ними – подиум с кроссоверами акустики правого борта (фронт и тыл).
Штатный аккумулятор установлен в багажнике справа, поэтому длина проводов питания усилителей минимальна.
Ещё до начала работ сняли характеристики всех каналов по напряжению – просто так, на всякий случай. Предусмотрительность оказалась не лишней – при финальной настройке эта информация пригодилась. Так обнаружилось, что в штатной системе изменена фаза сигнала правого фронтального мидбаса. Те, кто застал беспроцессорные системы pure passive, сразу поймут – зачем. Чтобы исключить эффект гашения басовой атаки и более или менее выровнять сцену. Факт не секретный, но на американских форумах владельцы этой модели Maserati пишут примерно следующее: «Мои установщики рассказали мне, что производитель поставил крайне сложную систему Premium Sound, которая к тому же совершенно неверно настроена…». Поди пойми, что имелось в виду.
Окончательно победить машину с трезубцем и сетью помог ещё один боец, с особым оружием. Им был измерительный комплекс Audison Bit Tune. В гладиаторских боях эта должность называлась «Тертиарий». Он ждал, чья возьмёт на арене и вступал в бой с победителем…
SQ
Звучание системы интересное, с индивидуальным, довольно разборчивым, почерком. Аудиофильским его назвать сложно – здесь нет и намёка на нейтральность и отстранённость, напор и энергия ощущаются в буквальном смысле всем телом. Сабвуфер в задней полке получил удачное конструктивное воплощение, бас пусть не слишком глубокий, но рельефный и быстрый. Уровень саба я не менял, настройки «хозяйские», с акцентом именно на бас. На фоне солидного нижнего и среднего баса оставшаяся часть диапазона несколько приглушена в соответствии с основным репертуаром. Рок и блюз звучат фундаментально, симфоническая музыка – несколько упрощёно, хотя и не без приятности. Благодаря процессору фокусировка центрального образа чёткая, рояль с диска AMT прекрасно позиционировался там, где ему положено, сохраняя размеры, какие ему положены.
RTA
Супернизкого баса «восьмёрка» не дала, но до «домашних» 35 – 40 Гц доиграла нормально. Выше басово-мидбасового основания (ниже 200 Гц) налицо некоторое волнение на АЧХ, в этом, собственно, и заключается тональный почерк той или иной системы, на верхах (5 кГц и выше) устанавливается полнейший штиль.
A PROPOS
Про серию компонентов Audison Prima