ПРОБЛЕМА ВЕРВОЛКА
У Пелевина эта проблема рассматривалась применительно к средней полосе. Мы в нашем эссе покажем: средняя полоса – вообще не для этой разновидности оборотня.
Что выдаёт оборотня? А вот, смотрите на снимке в заставке. Роскошная фазовыравнивающая «пуля» в центре диффузора – это, как нам всем прекрасно известно – видовой признак мидбаса, рассчитанного на эффективную работу в области средних частот, именно там, вблизи верхней границы рабочего диапазона мидбаса, пуля помогает организовать излучение центральной части лёгкого композитного диффузора.
Хотя позвольте… А что тогда в центре лёгкого композитного делает явно нелёгкое алюминиевое кольцо? Так вот потому и оборотень, теперь вы знаете. У этого динамика форма и габариты – как у популярного в народе «лопуха», конструкция центральной части диффузора, во всяком случае – на первый взгляд – как у широкополосного мидбаса, назначение, определённое фирмой-изготовителем – сабвуфер.
Сочетание необычное, и мы решили по возможности полно выяснить повадки этой акустики в различных климатических частотных полосах. Но сначала…
Вот он какой. Слово Gold в обозначении не должно вводить в заблуждение, это – признак какой-то там особенной гарантии изготовителя, чуть ли не 10-летней. Это нам сейчас неважно, мы быстрее управимся. Важно – композитный диффузор на довольно широком, а значит – допускающем большие амплитуды, подвесе, «пуля» внутри 38-миллиметровой звуковой катушки и массивное алюминиевое кольцо, обрамляющее «пулевое отверстие». Материал диффузора производителем обозначен как углепластик, но все наши усилия по поиску электропроводности, неукоснительно свойственной этому материалу, не увенчались успехом. По всему получается – стекло афроамериканской пигментации.
С тыла открывается вид на стальную корзину довольно удачной (в смысле – не чересчур звонкой) геометрии и внушительный магнит, унифицированный с 6-дюймовыми головками серии ES. Отдельный резиновый чехол для 6 х 9, во всяком случае, заказывать не стали.
Решёточка с логотипчиком, всё как положено.
Габариты головки в «длинной» проекции. Диффузор просвечивает под напором мощных юпитеров, но для воздуха непроницаем, просто связующее в композите прозрачное.
Они же – в «короткой».
Постигнув внешние признаки оборотня, приступим к его геному. Как заведено для сабвуферов, производители приложили к нему необходимый набор параметров (или своих представлений о них) и рекомендации по акустическому оформлению (или очередные девичьи грёзы на эту тему).
Итак, общие характеристики (по данным изготовителя):
- Типоразмер: 6 х 9 дюймов
- Предельная подводимая мощность 125 Вт RMS, 250 Вт (пик)
- Номинальный импеданс: 4 Ом
Дюймы мы сами видим, мощность – правдоподобная для полуторадюймовой катушки с мощным охлаждением (через магнит, через щель вокруг «пули» и через алюминиевое кольцо, работающее радиатором). А вот импеданс — того…
Вот он, импеданс, по всему диапазону. То значение, которое считается номинальным – 2,3 Ом, хотите – проверяйте.
Параметры Тиля-Смолла. Видение изготовителя и результаты измерений
Параметр | Заявка | Факт |
---|---|---|
Сопротивление постоянному току Re, Ом | 3,98 | 2,0 |
Резонансная частота Fs, Гц | 47,1 | 48,6 |
Эквивалентный объём Vas, л | 16,77 | 18,0 |
Полная добротность Qts | 0,618 | 0,753 |
Масса подвижной системы, г | 42,26 | 38,47 |
Силовой фактор, Тл м | 8,64 | 5,59 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 86,1 | 85,3 |
Вот как-то так… Если не считать, что 2-омную головку назвали 4-омной, параметры, в принципе, попадают если не в яблочко, то – в мишень. Даже где-то близко к центру. Расхождение в величине силового фактора на самом деле не столь велико: полученное нами для импеданса 2 Ом соответствует 7,88 для 4-омной головки. Обратите внимание: масса подвижной системы – действительно очень большая для такого типоразмера (обычно бывает 20, ну – 25, но не 40). Отсюда – по-сабвуферному низкая частота резонанса и невысокая чувствительность, высокой, впрочем, изготовители и не обещали.
Теперь – о девичьих грёзах вперемежку с рекомендациями специалистов. На сайте рукой специалиста написано, что рекомендуемое оформление – полка или «большая дверь». То есть – free air. Но там же даётся ссылка на PDF (прикладываемый в виде распечатки к акустике), а там уже – грёзы. Начнём с экспертных рекомендаций.
По собственным параметрам результат во free air получается очень себе.
А вот – из педеефа. 53 л (давайте считать, что это – та самая «большая дверь») – это, практически, тот же free air, объём – втрое больше Vas. Маленькие объёмы – это не для сабвуферного применения, которое, как мы позже покажем, вовсе не исключено.
А вот это – реально грёзы. Кто (опции укурки и отходняка не рассматриваются) станет делать для динамика 6 х 9 фазоинвертор объёмом 68 л? Да даже если 42 или 28, они же рассчитаны на использование в паре (и продаются так же). Но вот что есть, то и приводим. И начинаем сызнова, по измеренным параметрам.
У нас добротность оказалась повыше и ближе к оптимальной для free air. Отсюда – смотрите, какая красота. В принципе, на этом можно было и остановиться. Хотя нет, рано…
Вот как будет динамик работать в двери (не «большой», а обычной, типовой). Тоже, надо заметить, вполне себе мило.
Исключительно из уважения к знаменитой фирме подобрали относительно вменяемый ФИ. Только из уважения, не вздумайте принять это как руководство к разделке пиломатериалов.
Проблема верволка, однако, простирается за рамки простого сабвуферного обитания. Уж очень похож этот динамик на мидбас. Может, попробовать?
Наученные опытом с компонентниками CDT такого же калибра, сняли АЧХ, поворачивая динамик в плоскости малой оси эллипса, это – оптимальный вариант его расположения. Что видим? прекрасную работу на НЧ, 40-50 Гц без проблем даже в условиях открытого пространства, без помощи салона; очень всё хорошо до 1 кГц, а выше – сначала глубокая яма, потом – лихой пик. Может, при совместной работе диффузора, пули и кольца вокруг неё оптимальные условия работы другие?
Ну, в каком-то смысле. До 1 кГц не изменилось практически ничего, выше 2 кГц направленность осталась очень ярко выраженной, но поспокойнее. Но провал на полутора килогерцах никуда не делся, как и горб на 4 кГц на оси.
Вывод, на наш взгляд, напрашивается вполне очевидный и хорошо документированный. Помимо сабвуферного применения (предпочтительно только – free air), ES-0690 могут стать отличным НЧ-звеном трёхполосного фронта. Но только и исключительно трёхполосного, где граница НЧ/СЧ всегда проходит ниже 1 кГц. А в этой, нижнесредней, полосе, оборотень чувствует себя замечательно. Тому, кстати, есть пример (ссылка в конце), помня о котором, мы и затеяли снимать АЧХ в полной полосе, чего у «просто сабвуфера» делать бы не стали, ибо – ни к чему. Остался ещё один вопрос…
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м), %
100-300 Гц | 1,3 |
300-1000 Гц | 0,85 |
1-3 кГц | 0,43 |
3-10 кГц | 0,1 (это так, для порядка, там уже отдачи мало) |
Всюду, где оборотню стоит предлагать работу, искажения достаточно низкие.
МЁД & ДЁГОТЬ
Очень оказались интересные динамики. Здесь впервые (кажется) это слово употреблено во множественном числе, хотя уже было сказано: ходят ES-690 Gold парами. Такая пара может элегантно решить проблему нижнего баса в системе, где иные решения чем-то не подходят, эта же пара может стать басовым звеном трёхполосного фронта, при необходимости способного обеспечить нижний бас самостоятельно, вообще без сабвуфера. Двухполоска – это нет, не советуем, в средней полосе у верволка проблемы. Зато больше проблем он не создаёт, наоборот – решает.
Цена вопроса: 13900 руб. (за пару)
A PROPOS
Компонентная акустика CDT того же типоразмера
Другие сабвуферы CDT непривычного калибра
ES-0690 Gold в первоклассной трёхполоске
Другая система, давнишняя, где видно, что могут сабвуферы 6 х 9