ПРИМЕРЯЕМ МИНИ
Нет, не сошли. Нет, не поменяли. Нет, не троллим Мизулину с Милоновым. Надо бы, но сейчас некогда, у нас своя тема.
Появление нового бренда, а уж тем более – новой разновидности техники, довольно часто происходит пышно и церемонно. «Компания Хабибулин и сыновья стала официальным дистрибьютором…» В данном случае торжественности не было никакой, как и церемоний. Приборы miniDSP (так они сами пишут) производства компании MiniDSP (так пишут, когда им там Word сам заглавную букву подставляет) стали появляться в перечне компонентов систем, представленных в нашей одноимённой рубрике ещё в 2014 году. То есть – от инсталляционной практики – к высокому искусству дистрибуции. И вот как было дело…
miniDSP, как многие уже наверняка догадались (кстати – как?) – это цифровые звуковые процессоры невеликих габаритов. Разрабатывает и производит их компания, прописанная в Гонконге. Хотите увидеть основателя (в 2006 году) и руководителя (с тех пор)? Пожалуйста…
Вот основатель (и руководитель). С типично гонконгским именем Тони Руже (Tony Rouget, если будете искать в Гуглах).
На фото основатель и руководитель оттягивается с паяльником, предмет оттяга – активные мониторы, разработанные Тони для личных музыкальных нужд. Но внутри – тоже miniDSP и передовые усилительные модули ICE Power. Что касается нужд общественных, начиналось у Тони всё с разработки схем и софта цифровых процессоров «по просьбам трудящихся» в роли смежника для компаний, специализирующхся на профессиональной аудиотехнике. Однако, зная лучше кого бы то ни было, какой потенциал заложен в его разработки, уроженец юга Франции справедливо заключил, что это всё может с не меньшим успехом работать и дома и (вот он, момент истины) в машине.
Что было главным в заложенном потенциале? Основатель новой тогда компании об этом рассказал сам в одном интервью. Это – строгое следование канонам профессионального аудио во всём, что касается качества звукопередачи, там ведь с этим строго; это – максимальная гибкость в выборе конфигурации и функционала (что тоже в немалой мере заимствовано из жизни профессиональных звуковиков); и это же при максимально возможной простоте использования и прозрачности управления, чем про аудио как раз никогда не славилось (и не будет).
Как образцы его произведений попали к нам? Как всегда, почти случайно.
Живёт в Москве один мужчина, зовут Лысенко Александр Валентинович. Слыхали про такого? Вот и хорошо, а то я испугался, что Милонова знаете, а этого… Ну да ладно. Некто (сейчас неважно кто, да я и не знаю) привёз мастеру буквально в кармане плату (даже без корпуса) с габаритами пачки сигарет, признался, что эта штука сократила его капиталы примерно на сто долларов и предложил попробовать, как, мол, она.
Маэстро не по годам любознателен, поэтому не послал, а попробовал. И был удивлён, что работает, работает правильно а правильно работая, звук не портит. Последнее сочетание характеристик, надо заметить, характерно не для всех цифровых процессоров и было отмечено особо.
Вот что тогда принесли. Это – самый mini из всех miniDSP: модель 2x4. Два входа RCA, четыре выхода.
Тони (это основатель и руководитель) при разработке продукции ориентируется как на конструкторов аппаратуры, которым нужен функциональный модуль для встройки куда им надо, так и на окончательных пользователей, которым этот модуль нужен как завершённый компонент создаваемой системы.
Для «окончательных» те же модули помещены в корпус. Входы-выходы, USB для управления и питание. Дома для этого нужен сетевой адаптер ценовой категории «пятачок-большой-пучок». А для питания в автомобилее (основатель не дикий, он же всё понимает)…
Для питания в автомобиле спецом выпускается адаптер, заодно обеспечивающий и полную гальваническую развязку.
Тот, первый, miniDSP 2×4 kit был применён (раз уж он такой мини-мини…) в установке на мотоцикле, испытание в боевых условиях прошёл с блеском и вскоре при деятельном участии компании «Альфа Трейд» была организована закупка уже целой партии, да ещё «в разносолами» в виде расширений и «железа» и софта. Одновременно были заказаны на пробу более могучие модели.
Это – существующие только в формате «китов» процессоры формулы 2х8 и 8х8. Тут уж всё сразу: баланс, небаланс…
Целевая аудитория этих моделей – конструкторы, и дополнительную свободу им дают варианты обвеса основного модуля. Например…
Выносной блок управления VOL FP позволяет для многоканальных (от 8 выходов) процессоров выбирать конфигурацию, вход и регулировать громкость на выходе ( Master Volume). Поскольку этот блок уж точно будет где-то неподалёку, его дополнили ИК-приёмником для управления с пульта ДУ (на углу платы справа).
Совсем простой – аналоговый – вариант выносного регулятора громкости, подключаемый к плате (на ней написано, куда втыкать)
А вот модуль, добавляющий цифровые коаксиальные входы, оптику и XLR EBU к аналоговым входам многоканальных «китов».
Модулей расширения на самом деле намного больше, здесь мы упомянули те, что наиболее применимы к задачам автозвука. Другие модули и блоки (сами по себе интересные) создавались для сложных профессионального аудио, а у нас, как было сказано – своя тема…
«Тематический» продукт – специализированный процессор С-DSP 6x8. Первая буква – от иностранного слова Car. Здесь на борту всё, что принято в лучших автозвуковых домах: входы такие и эдакие, питание под бортовую сеть, даже с «выхлопом» Remote для прочих устройств и, что сегодня особенно актуально – возможность суммировать каналы по входу, то есть собирать поделенный сигнал автомобиля в единое целое для дальнейшей обработки.
В глазах первопроходца новой техники сильной стороной новинок стало то, что при наличии на складе отдельных компонентов (а над этим усиленно работают уже упомянутые заинтересованные лица) можно набрать конфигурацию под любой конкретный проект. Этот же первопроходец утверждает, что по звуку прямое сопоставление с самыми именитыми процессорами современности оказывается в пользу miniDSP. Вот это последнее – за что купили, придёт время – подтвердим или опровергнем.
Теперь: что у miniDSP с программной стороны? Весь софт поставляется отдельно, поэтому в каждое устройство можно залить программу с нужной конфигурацией и функционалом. Для простейшего 2х4, например, существует три версии программного обеспечения. Уже самая простая превращает малыша в серьёзный инструмент. Вот, для примера, плагин ADVANCED 2×4:
Здесь, в частности, кроссовер с фильтрами до 48 дБ/окт., да ещё с разными характеристиками.
На каждом из двух входов – свой шестиполосный параметрик, когда после кроссовера сигнал разбегается по четырём выходным каналам, в каждом оказывается свой эквалайзер, снова параметрический, снова на шесть полос. С возможностью вводить коррекцию не только точечно, но и по схеме «полки». С другим плагином (дело добровольное) параметрический эквалайзер превращается в 31-полосный графический, при этом меняется архитектура фильтров кроссовера.
Одной из главных отличительных особенностей моделей с восемью выходами (2х8 и 8х8) является функция маршрутизации и микширования сигнала: откуда что куда пойдёт и что с чем суммируется.
Такой же функционал и у специализированно «нашего» C-DSP 6×8.
С реальными образцами мы пока дела не имели (придёт день – поимеем, будьте уверены), но прецеденты применения miniDSP в очень себе даже козырных установках есть, и уже немало (потом сами посмотрите, ссылки внизу). И, судя по имеющейся информации, мини имеет большие шансы стать тенденцией сезона…
A PROPOS
Aston Martin DB 7 с minidSP 2×4