ТЯЖЁЛЫЙ КЛАСС
Выводить в космос полезные грузы Хеннинг Гладен начал носителями лёгкого и среднего класса.
«Космическая» серия Gladen Aerospace открылась двумя пищалками (побольше и поменьше), среднечастотником и двумя мидбасами (для 2-х и 3-полосных систем). И вот, четыре года спустя, к старту готовится носитель тяжёлого класса. Сабвуфер, по-нашему.
То, что первенцем Aerospace в этом классе будет 10-дюймовая головка, сомнений не было задолго до того, как она появилась. В том, что вслед за ней последует и 12-дюймовая, сомнения пока есть: в сериях такого уровня и назначения нередко 10-дюймовым калибром и ограничиваются. Как бесспорно самым аудиофильским. Так что, изволите ли видеть, Aerospace 10. Вот он какой…
В привычном «каталожном» ракурсе, впрочем, ничего особенно необычного не видно, разве что сразу заметна нетиповая форма магнита.
Вот отсюда уже – другое дело. Магнит и верно, не как у всех (но как у всех Aerospace, неодимовый, но не обращённый). Корзина довольно причудлива, причём дальше вы убедитесь, что причудлива в ещё большей мере, нежели видно на общем плане.
Надо ещё вот так показать, для представления о габаритах. Об уменьшенной посадочной глубине, как видите, здесь речи не идёт.
А теперь – вот отсюда. Занятно расставлены опоры на обоих этажах двухъярусного литого диффузородержателя… Кстати, здесь динамик сфотографирован вверх ногами. Откуда у сабвуфера ноги? Ну, у этого-то ног хватает…
С одной стороны на каждом этаже две группы по четыре ноги в каждой…
…с другой – три по три.
И вот – самое невиданное: там где «три по три», на литом фланце увековечено: этой стороной кверху. С каких это пор у динамиков появился верх и низ? А он только у «Аэроспейсов» и появился.
Это – результат интенсивных вычислительных экспериментов, предшествовавших появлению мидбасов Aerospace 165. Тогда решено было оптимизировать корзину не только по аэродинамике, но и по динамике вибрационной. У паразитных вибраций динамика две составляющие: работа собственного «мотора» — это силы по определению осесимметричные, и вибрации всего автомобиля. А у автомобиля, если он едет не по полированному стеклу, вертикальная составляющая вибраций намного превышает горизонтальную. Мидбас всегда ставится вертикально (или почти), сабвуфер – как правило. На восприятие вертикальных инерционных сил и рассчитана корзина такой геометрии, с учётом, помимо тряски, массы магнита, поэтому и появилась надпись «Верх, не кантовать». Не надо кантовать, вам же лучше будет…
Другая фирменная черта Aerospace – материал диффузора. Для мидбасов был в своё время разработан композит под названием С7 – семь чередующихся слоёв разнородных материалов, привносящих в итоговые характеристики кто жёсткость, кто – демпфирование. По очереди. У среднечастотников этот материал назывался С5 (на два слоя меньше), у сабвуфера – CX. Поди догадайся, сколько там. И чего…
С лицевой стороны материал отдалённо напоминает текстурированную (явно под большим давлением) целлюлозу с тонким, но твёрдым полимерным покрытием.
С тыльной стороны – тоже, но без полимерной плёнки. То, что это не насквозь целлюлоза, ясно из необычного сочетания жёсткости (руками деформировать диффузор нереально) с высоким демпфированием. Если постучать по поверхности диффузора (не самый научный метод, зато простой и наглядный), ощущение, как будто стучишь по гривеннику, приклеенному к столу толстым-толстым слоем пластилина. Как-то так…
Гофр у Aerospace 10 – не резиновый, а как сегодня всё чаще делают – из мелковспененного полимера.
Вот эти щели вокруг подвеса нас немного озадачили, но из надёжного источника пришло разъяснение: по просьбам инсталляторов для Aerospace 10 будет выпускаться специальной конструкции гриль, устанавливаемый на замках в эти щели. Будет, пока нет. Или уже есть, но к нашему экземпляру не приложен.
Подвод электрических сил осуществляется через два пружинных зажима на изолирующей колодке.
Дальше эти силы путешествуют вдоль плетёных (и, как показалось, посеребрённых, хотя поручиться не могу) проводников, прошитых через центрирующую шайбу.
Пункт назначения – звуковая катушка диаметром 63 мм с длиной, многократно превышающей высоту плоского неодимового магнитного кольца, понятно, ради чего – ради повышения линейности.
ИЗМЕРЕНИЯ
Кривую импеданса во всём диапазоне звуковых частот приводим как иллюстрацию полного отсутствия паразитных резонансов (что бывает не всегда), а также потому, что устройство магнитной системы для нас остаётся некоторой тайной, в том числе – в смысле мер по снижению индуктивности звуковой катушки, что, как мы знаем, полезно для снижения нелинейных и интермодуляционных искажений. Импедансная кривая показывает: индуктивность начинает играть заметную (даже немалую) роль в импедансе выше 1 кГц. А в рабочей полосе частот – нет. Значит, что-то там предусмотрели, но без фанатизма.
Параметры Тиля-Смолла по результатам измерений. Динамик – из пилотной серии, никакой документации (кроме описи вложения на посылочной коробке) к нему не прикладывалось. Известны, правда, общие, для пресс-релиза, рекомендации по оформлению, но о них – позже.
Резонансная частота Fs, Гц | 30,5 |
Эквивалентный объём Vas, л | 54,7 |
Полная добротность Qts | 0,51 |
Масса подвижной системы, г | 86,7 |
Силовой фактор, Тл м | 10,4 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 86,7 |
Подвижная система из композита Х, надо заметить, получилась лёгкая, сравнили с двумя проходившими у нас заведомо аудиофильскими и высокотехнологичными «десятками» — разница с одним на 30%, с другим — почти вдвое. А там тоже композиты и чудеса.
Всё, что нам удалось узнать о рекомендациях производителя, содержалось в кратком пресс-релизе, нашедшем отражение у нас в новостях. Закрытый ящик 20 л, фазоинвертор 30. Судя по округлости цифр… Ну да ладно. В ЗЯ, как видите, всё чудненько (+/- 1,5 дБ), для ФИ нашли подходящую настройку, получилось тоже очень даже.
К ФИ нам, собственно добавить нечего, ЗЯ, если есть возможность, хорошо бы на 3-4 литра увеличить, тогда и +/- 1,5 дБ исчезают, остаётся просто чудненько.
Анализ линейности показал: ухищрения с подвижной системой, корзиной и, в наибольшей мере – с материалом и геометрией диффузора, плоды принесли в изобилии. Общие искажения достигают рубежа 5% на 30 Гц, то есть реально низко, выше по частоте почти монотонно снижаются, а в составе до 80 Гц присутствует практически одна вторая гармоника. Выше – почти одна третья, но кого это интересует? Режьте на 80 (или ниже), да покруче, и счастье постучит в вашу дверь.
МЁД & ДЁГОТЬ
Долго готовили у Гладена первый пуск носителя тяжёлого класса. Права на ошибку у них не было. А потому не было и ошибок. Полетел Aerospace 10 образцово. Конструкция продумана до таких деталей, о которых вы (да и мы тоже, что уж там) даже не додумались, АЧХ в оформлении разумных размеров близки к идеалу (или являются таковым), линейность – отменная. Единственная наша претензия – в следующем абзаце. Впрочем, такое мы уже видали. И ничего, полёт нормальный…
Цена вопроса: 98000 руб.
A PROPOS